Методы и приемы анализа рентабельности
Рентабельность характеризует отношение (уровень) прибыли к авансированному капиталу или его элементов; источниками средств или их элементами; общей величине текущих расходов или их элементами. Показатель рентабельности отражает, какая сумма прибыли получена организацией на каждый рубль капитала, активов, доходов, расходов и т.д.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие прибыльность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его
частей.
Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности (доходности) деятельности предприятия.
Показатели экономической рентабельности можно определить как отношение полученного экономического эффекта (результата) к объему использования для его получения ресурсов. В связи с этим при расчете рентабельности, как одной из оси характеристик эффективности финансовой хозяйственной деятельности предприятия, числителем формулы используются следующие показатели прибыли: валовая, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. В знаменателе формулы берутся: инвестиции, активы, себестоимость реализованных товаров, выручка от продаж и т.д.
При этом коэффициент валовой прибыли свидетельствует об эффективности не только, о финансовой хозяйственной деятельности предприятия, но и о процессе ценообразования.
Коэффициент чистой прибыли отражает эффективность деятельности после учета всех издержек и уплаты налога на прибыль.
В отечественной практике показатели рентабельности объединяются в несколько групп.
Общая рентабельность активов является одним из ключевых показателей эффективности деятельности предприятия. Чистая рентабельность оборотных активов показывает, какую чистую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. Данный показатель служит характеристикой эффективности управления и имеет особое значение в практике экономического анализа (Таблица 1).
Таблица 1. Показатели рентабельности
Коэффициент рентабельности | Расчет | Что отражено |
Активов | Прибыль до налогообложения / средняя балансовая величина активов | Величина прибыли, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль вложений в ее активы |
Собственного капитала | Чистая прибыль / Средняя балансовая величина собственного капитала | Величина чистой прибыли, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы (чистых активов) |
Заемного капитала | Прибыль от продаж / Средняя балансовая величина заемного капитала | Величина прибыли, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль собственных средств вложенных в активы (чистых активов) |
Расходов по обычным видам деятельности | Прибыль от продаж / Расходы по обычным видам деятельности | Величина прибыли от продаж, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль общей величины расходов по обычным видам деятельности (себестоимости производства и реализации) |
Совокупных расходов | Чистая прибыль / Общая величина расходов | Величина чистой прибыли, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль величины совокупных активов |
Производства | Прибыль от продаж / Себестоимость проданной продукции | Величина прибыли, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль себестоимости проданной продукции (производственных расходов) |
Продаж | Прибыль от продаж / Выручка от продаж | Величина прибыли от продаж , полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль выручки от продаж (долю прибыли от продаж в выручке) |
Валовой рентабельности | Прибыль валовая / Выручка от продаж | Величина валовой прибыли, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль выручки от продаж (долю валовой прибыли в выручке) |
Важный этап оценки эффективности деятельности организации – выявление влияния внешних и внутренних факторов на динамику показателей рентабельности. С этой целью используются различные методы факторного анализа, а также приемы моделирования детерминированных и стохастических факторных систем.
Факторный анализ позволяет определить резервы роста рентабельности.
Для расчета влияния факторов на показатель рентабельности используется следующая пятифакторная мультипликативная модель.
Оценку выявления рентабельности отдельных видов продукции на рентабельность реализованной продукции (рентабельность продаж) проводят в следующей последовательности:
1) определяется удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации;
2) рассчитать рентабельность отдельных видов продукции;
3) определяют влияние рентабельности отдельных видов изделия на рентабельность реализованной продукции (умножение индивидуальной рентабельности на долю изделия в общем объеме реализации);
4) определяет влияние индивидуальной рентабельности изделий (умножение разности рентабельности отчетного и базисного периода на долю изделия в отчетном периоде);
5) определяет влияние изменения структуры реализации (умножение рентабельности изделий базисного периода на разность удельных весов отчетного и базисного периодов.
Таким образом, анализ рентабельности производства осуществляется по данным формы бухгалтерской отчетности № 1 и 2. Анализ начинается с определения изменений в уровне рентабельности, дается общая оценка изменения уровня рентабельности, затем определяется количественное влияние факторов на изменение уровня рентабельности. По результатам проведенных расчетов дается оценка по каждому фактору и в целом по использованию всей совокупности факторов (факторный анализ рентабельности).