Финансовая система: функциональный и институциональный подходы
Некоторые отечественные ученые подчеркивают наличие двух подходов к понятию «финансовая система», а именно, функциональный и институциональный. Для отражения этих разных подходов предлагается использовать и разные термины.
Институциональный подход трактует финансовую систему как «систему государственных и негосударственных финансовых институтов» или «совокупность финансовых рынков, финансовых посредников, организаций (учреждений) и финансовых инструментов», обеспечивающих «перераспределение (переток) ограниченных финансовых ресурсов от экономических субъектов, имеющих избыток этих ресурсов в определенный период времени, к экономическим субъектам, испытывающим недостаток в них».
Уместно отметить, что некоторые авторы, объединяют два рассмотренных подхода к содержанию финансовой системы, включая в нее сферы финансовых отношений и финансовые институты (рис. 1).
Несомненно, эти подходы с выделением реальных элементов финансовой системы, наличествующих в практике, в большей степени отражают процессы динамичного развития финансовой системы в РФ. Но, с нашей точки зрения, они страдают эклектизмом. Так, в концепции финансовой системы М.В. Романовского институциональная структура финансовой системы не включает финансовые рынки, а они являются важнейшим институтом данной системы. Концепция В.В. Ковалева приоритет структуры смещает в сторону субъектов рынка, в то время как структура финансовой системы обслуживает субъекты рынка, и в ее структуре они не могут быть приоритетны. Подструктуры или звенья финансовой системы также эклектичны. Например, в концепции В.В. Ковалева государственные финансы не включают финансы субъектов федерации и т.д.
Рис. 1. Структура финансовой системы страны
Структуризация финансовой системы включает в себя также выделение отдельных звеньев в рамках выделенных укрупненных подсистем (структуризацию подсистем). Этому вопросу в современной отечественной экономической литературе уделяется большое внимание, однако ее анализ также свидетельствует об отсутствии единого мнения и дискуссионности проблемы структуризации подсистем – сфер финансовой системы.
В первую очередь различно трактуется структура подсистемы государственных финансов.
Представители Санкт-Петербургской школы финансовой науки в составе этой подсистемы выделяют следующие звенья:
· государственный бюджет,
· внебюджетные фонды,
· государственный кредит (систему государственных заимствований).
Другие авторы расширяют структуризацию подсистемы государственных финансов, включая в нее в качестве самостоятельного звена государственное страхование:
· государственный бюджет,
· внебюджетные фонды,
· государственный кредит,
· фонды страхования (государственное страхование),
а также фондовый рынок.
Некоторые авторы, напротив, ограничивают финансовые отношения подсистемы государственных финансов государственным бюджетом, внебюджетными и другими специальными фондами.
Разные подходы и детализация используются в отечественной литературе при идентификации звеньев подсистемы финансов хозяйствующих субъектов (табл. 4).
Таблица 4