Финансовый рычаг и методика его определения
Финансовый рычаг характеризует соотношение всех активов с собственным капиталом, а эффект финансового рычага исчисляется соответственно его умножением на показатель экономической рентабельности, то есть характеризует рентабельность собственного капитала (отношение прибыли к собственному капиталу).
Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.
Предприятие, использующее только собственные средства, ограничивает их рентабельность примерно двумя третями экономической рентабельности.
(2)
Где:
РСС – чистая рентабельность собственных средств;
ЭР – экономическая рентабельность.
Предприятие, использующее кредит, увеличивает либо уменьшает рентабельность собственных средств, в зависимости от соотношения собственных и заемных средств в пассиве и от величины процентной ставки. Тогда и возникает эффект финансового рычага (ЭФР):
(3)
Рассмотрим механизм финансового рычага. В механизме выделяют дифференциал и плечо финансового рычага.
Дифференциал – разница между экономической рентабельностью активов и средней расчетной ставкой процента (СРСП) по заемным средствам.
Из-за налогообложения от дифференциала остаются, к сожалению, только две трети (1/3 – ставка налогообложения прибыли).
Плечо финансового рычага – характеризует силу воздействия финансового рычага.
(4)
Соединим обе составляющие эффекта финансового рычага и получим:
(5)
или
(6)
Таким образом, первый способ расчета уровня эффекта финансового рычага:
(7)
Кредит должен приводить к росту финансового рычага. Пи отсутствии такого увеличения кредит лучше вообще не брать или по крайней мере рассчитывать предельно максимальный объем кредита, который приводит к росту.
Если ставка кредита выше уровня экономической рентабельности туристского предприятия, то наращивание объема производства за счет этого кредита приведет не к возврату кредита, а к превращению деятельности предприятия из рентабельной в убыточную.
Здесь следует выделить два важных правила:
1. Если новое заимствование приносит предприятию увеличение уровня эффекта финансового рычага, то такое заимствование выгодно. Но при этом необходимо следить за состоянием дифференциала: при наращивании плеча финансового рычага банкир склонен компенсировать возрастание своего риска повышением цены своего «товара» – кредита.
2. Риск кредитора выражен величиной дифференциала: чем больше дифференциал, тем меньше риск; чем меньше дифференциал, тем больше риск.
Не стоит увеличивать любой ценой плечо финансового рычага, нужно регулировать его в зависимости от дифференциала. Дифференциал не должен быть отрицательным. И эффект финансового рычага в мировой практике должен быть равен 0,3 – 0,5 уровня экономической рентабельности активов.
Финансовый рычаг позволяет оценить влияние структуры капитала предприятия на прибыль. Расчет данного показателя целесообразен с точки зрения оценки эффективности прошлой и планирования будущей финансовой деятельности предприятия.
Преимущество рационального использования финансового рычага заключается в возможности извлечения дохода от использования капитала взятого в долг под фиксированный процент в инвестиционной деятельности, приносящей более высокий процент, чем уплачиваемый. В практике на значение финансового рычага влияет сфера деятельности предприятия, юридические и кредитные ограничения и так далее. Слишком высокое значение финансового рычага опасно для акционеров, так как сопряжено со значительной долей риска.
Коммерческий риск означает неуверенность в возможном результате, неопределенность этого результата деятельности. Напомним, что риски делятся на два вида: чистые и спекулятивные.
Финансовые риски – это спекулятивные риски. Инвестор, осуществляя венчурное вложение капитала, заранее знает, что для него возможны только два вида результатов: доход или убыток. Особенностью финансового риска является вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с фондовыми ценными бумагами, то есть риска, который вытекает из природы этих операций. К финансовым рискам относятся кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск упущенной финансовой выгоды.
Понятие финансового риска тесно связано с категорией финансового левериджа. Финансовый риск – это риск, связанный с возможным недостатком средств для выплаты процентов по долгосрочным ссудам и займам. Возрастание финансового левериджа сопровождается повышением степени рискованности данного предприятия. Это проявляется в том, что для двух туристских предприятий, имеющих одинаковый объем производства, но разный уровень финансового левериджа, вариация чистой прибыли, обусловленная изменением объема производства, будет неодинакова – она будет больше у предприятия, имеющего более высокое значение уровня финансового левериджа.
Эффект финансового рычага можно также трактовать как изменение чистой прибыли на каждую обыкновенную акцию (в процентах), порождаемое данным изменением нетто-результата эксплуатации инвестиций (тоже в процентах). Такое восприятие эффекта финансового рычага характерно в основном для американской школы финансового менеджмента.
(8)
С помощью этой формулы отвечают на вопрос, на сколько процентов изменится чистая прибыль на каждую обыкновенную акцию при изменении нетто-результата эксплуатации инвестиций (прибыльности) на один процент.
После ряда преобразований, можно перейти к формуле следующего вида:
(9)
Отсюда вывод: чем больше проценты и чем меньше прибыль, тем больше сила финансового рычага и тем выше финансовый риск.
При формировании рациональной структуры источников средств нужно исходить из следующего факта: найти такое соотношение между заемными и собственными средствами, при котором стоимость акции предприятия будет наивысшей. Это, в свою очередь, становится возможным при достаточно высоком, но не чрезмерном эффекте финансового рычага. Уровень задолженности является для инвестора рыночным индикатором благополучия предприятия. Чрезвычайно высокий удельный вес заемных средств в пассивах свидетельствует о повышенном риске банкротства. Если же туристское предприятие предпочитает обходиться собственными средствами, то риск банкротства ограничивается, но инвесторы, получая относительно скромные дивиденды, считают, что предприятие не преследует цели максимизации прибыли, и начинают сбрасывать акции, снижая рыночную стоимость предприятия.
Существует два важных правила:
1. Если нетто-результат эксплуатации инвестиций в расчете на акцию невелик (а при этом дифференциал финансового рычага обычно отрицательный, чистая рентабельность собственных средств и уровень дивиденда – пониженные), то выгоднее наращивать собственные средства за счет эмиссии акций, чем брать кредит: привлечение заемных средств обходится предприятию дороже привлечения собственных средств. Однако возможны трудности в процессе первичного размещения акций.
2. Если нетто-результат эксплуатации инвестиций в расчете на акцию велик (а при этом дифференциал финансового рычага чаще всего положительный, чистая рентабельность собственных средств и уровень дивиденда – повышенные), то выгоднее брать кредит, чем наращивать собственные средства: привлечение заемных средств обходится предприятию дешевле привлечения собственных средств. Очень важно: необходим контроль над силой воздействия финансового и операционного рычагов в случае их возможного одновременного возрастания.
Поэтому следует начать с расчетов чистой рентабельности собственных средств и чистой прибыли на акцию.
(10)
Далее нужно определить рациональную структуру средств предприятия туризма по главным критериям их формирования рациональной структуры средств предприятия туризма:
1. Темпы наращивания оборота предприятия. Повышенные темпы роста оборота требуют и повышенного финансирования. Это связано с возрастанием переменных, а зачастую и постоянных затрат, почти неизбежным разбуханием дебиторской задолженности, а также с множеством иных самых разных причин, в том числе с инфляцией издержек. Поэтому на крутом подъеме оборота фирмы склонны делать ставку не на внутреннее, а на внешнее финансирование с упором на возрастание доли заемных средств в нем, поскольку эмиссионные расходы, издержки первичного размещения акций и последующие выплаты дивидендов чаще всего превышают стоимость долговых инструментов;
2. Стабильность динамики оборота. Предприятие со стабильным оборотом может позволить себе относительно больший удельный вес заемных средств в пассивах и более значительные постоянные расходы;
3. Уровень и динамика рентабельности. Замечено, что наиболее рентабельные предприятия имеют относительно низкую долю долгового финансирования в среднем за длительный период. Предприятие генерирует достаточную прибыль для финансирования развития и выплаты дивидендов и обходится во все большей и большей степени собственными средствами;
4. Структура активов. Если предприятие располагает значительными активами общего назначения, которые по самой своей природе способны служить обеспечением кредитов, то увеличение доли заемных средств в структуре пассива вполне логично;
5. Тяжесть налогообложения. Чем выше налог на прибыль, чем меньше налоговых льгот и возможностей использовать ускоренную амортизацию, тем более притягательно для предприятия долговое финансирование из-за отнесения хотя бы части процентов за кредит на себестоимость;
6. Отношение кредиторов к предприятию. Игра спроса и предложения на денежном и финансовом рынках определяет средние условия кредитного финансирования. Но конкретные условия предоставления данного кредита могут отклоняться от средних в зависимости от финансово-хозяйственного положения предприятия. Конкурируют ли банкиры за право предоставить предприятию кредит, или деньги приходится вымаливать у кредиторов – вот в чем вопрос. От ответа на него во многом зависят реальные возможности предприятия по формированию желательной структуры средств;
7. Подходы и мнения консультантов и рейтинговых агентств;
8. Приемлемая степень риска для руководителей предприятия. Люди, стоящие у руля, могут проявлять большую или меньшую консервативность в смысле определения допустимого риска при принятии финансовых решений;
9. Стратегические целевые финансовые установки предприятия в контексте его реально достигнутого финансово-хозяйственного положения;
10. Состояние рынка кратко- и долгосрочных капиталов. При неблагоприятной конъюнктуре на рынке денег и капиталов зачастую приходится просто подчиняться обстоятельствам, откладывая до лучших времен формирование рациональной структуры источников средств;
11. Финансовая гибкость предприятия.
Пример.
Определение величины финансового рычага хозяйственной деятельности предприятия на примере гостиницы «Русь». Определим целесообразность величины привлекаемого кредита. Структура средств предприятия представлена в Табл 1.
Таблица 1
Структура финансовых средств предприятия гостиницы «Русь»
Показатель | Величина |
Исходные значения | |
Актив гостиницы за вычетом кредитной задолженности, млн. руб. | 100,00 |
Заемных средств, млн. руб. | 40,00 |
Собственных средств, млн. руб. | 60,00 |
Нетто-результат эксплуатации инвестиций, млн. руб. | 9,80 |
Издержки по обслуживанию долга, млн. руб. | 3,50 |
Расчетные значения | |
Экономическая рентабельность собственных средств, % | 9,80 |
Средняя расчетная ставка процента, % | 8,75 |
Дифференциал финансового рычага без учета налога на прибыль, % | 1,05 |
Дифференциал финансового рычага с учетом налога на прибыль, % | 0,7 |
Плечо финансового рычага | 0,67 |
Эффект финансового рычага, % | 0,47 |
По этим данным можно сделать следующий вывод: гостиница «Русь» может брать кредиты, но дифференциал близок к нулю. Незначительные изменения в производственном процессе или повышение процентных ставок могут «перевернуть» эффект рычага. Может наступить момент, когда дифференциал станет меньше нуля. Тогда эффект финансового рычага будет действовать во вред гостинице.