ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР).

Запишем формулу эффекта финансового рычага короче:

ЭФР = (1 - Сн) × Д × ФР.

Исходя из вышесказанного, можно сделать два вывода. Первый – эффективность использования заемного капитала зависит от соотношения между рентабельностью активов и процентной ставкой за кредит. Если ставка за кредит выше рентабельности активов – использование заемного капитала убыточно. Второй – при прочих равных условиях больший финансовый рычаг дает больший эффект.

13. Методы, используемые для максимизации величины и темпов роста прибыли.

Известны два принципа по которым можно определить уровень производства,при котором конкурентная фирма будет получать макси-мальные прибыли или минимальные убытки.Первый включает сравне-ние валового дохода и валовых издержек,второй-сравнение предельного дохода и предельных издержек.”

Рассмотрим сначала принцип сравнения валового дохода и валовых издержек.Для этого рассмотрим график:

ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru

ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru B

ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru A C

ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru

Данный график иллюстрирует сравнение валового дохода и валовых издержек.График валового дохода выглядит таким образом,потому что каждая дополнительная единица продукции добавляет ее цену к валовому доходу.Валовые издержки возрастают с ростом производства,также на них распространяется закон убывающей отдачи,в результате чего темп роста становится медленнее (эффективность использования ресурсов),но спустя некоторое время темпы роста опять увеличиваются.Точки Аи Bявляются точками критического объема производства и всякое производство за их пределами является убыточным.Производство внутри этих точек-прибыльно.Самая макси-мальная прибыль достигается в месте,где расстояние по вертикали между прямой валового дохода и издержек максимально.На графике это прямая С,т.е.можно сказать,что фирма максимизирует прибыль если валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину.

Более распространенным методом является метод сопоставления предельного дохода (MR) с предельными издержками (MC).Он более удобен,т.к. его можно применять независимо от того являются ли фир-мы чисто конкурентными,монополистическими,монополистически конкурентными или олигополистическими.Рассмотрим этот метод.Пока предельный доход растет быстрее чем предельные издержки,фирма рас-ширяет производство и ее прибыль увеличивается.

ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru MR

ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru MC

MC

 
  ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru

ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru E

ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru Q MR

Если предельные издержки превысят предельный доход (MC>MR),то фирма будет сокращать производство,так как ее прибыль уменьшается. Точка Eявляется точкой максимальной прибыли,здесь предельные издержки производства и предельный доход равны,а их кривые пересекаются в этой точке.

“Правило MR=MC является точным ориентиром максимизации при-были для всех фирм на любом рынке:чисто конкурентном,монополисти-ческом,монополистически конкурентном,олигополистическом и других. Для чисто конкурентного рынка правило максимизации прибыли имеет вид: P=MR=MC.Цена равна предельным издержкам и предельному до-ходу,что представляет собой частный случай правила MR=MC.”

Если цена будет превышать минимум средних переменных издержек, то фирма будет максимизировать прибыль,производя объем продукции при котором цена или предельный доход равны предельным издержкам.

14. Стратегия формирования механизма распределения прибыли предприятия.

Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется результатами ее формирования и характером распределения.

Источником образования прибыли предприятий является общий доход, который представляет собой сумму денежных средств, получаемых предприятием от всех видов его деятельности. Прибыль, прежде всего, зависит от объема реализованной продукции, ее конкурентоспособности, маркетинговой, инновационной и инвестиционной деятельности.

Первоочередными платежами из выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) при формировании прибыли являются налог на добавленную стоимость, отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, аграрной науки и продовольствия и дорожный фонд, отчисления в местный бюджет по единому нормативу и себестоимость продукции (работ, услуг).

Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия.

Распределение прибыли производится в соответствии с законом о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивными и методическими указаниями министерства финансов, уставом предприятия. Предприятия должны обеспечивать выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками и потребителями, вышестоящими и другими организациями, финансирование затрат на развитие науки и техники, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих производств; социальное развитие и материальное стимулирование за счет заработанных средств.

В процессе распределения прибыли предприятия обеспечивается ее использование по следующим основным направлениям:

1. Сумма налоговых платежей за счет прибыли;

2. Сумма льготируемой прибыли;

3. Капитализируемая часть прибыли:

средства фонда накопления, направляемые на инвестирование производственного развития; средства, направляемые на формирование резервного фонда; прочие формы капитализации прибыли.

4. Фонд потребления:

средства, направляемые на выплату доходов владельцам имущества; средства, направляемые на материальное стимулирование и социальное развитие персонала; прочие формы потребления прибыли.

Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность.

Высокая роль характера распределения прибыли в деятельности предприятия определяется следующими основными положениями:

1. Распределение прибыли непосредственно реализует главную цель политики управления ею — повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал (в форме дивидендов, процентов и т.п.) и ростом этих доходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания вложенного капитала). При этом собственники предприятия самостоятельно формируют эти направления удовлетворения своих потребностей во времени.

2. Распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспечивается основными пропорциями этого распределения.

3. Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии развития предприятия. Эта стратегия реализуется в процессе инвестиционной деятельности предприятия, объемы которой определяются возможностями формирования финансовых ресурсов, в первую очередь, за счет внутренних источников. А реинвестируемая в процессе распределения прибыль является основным из этих внутренних источников.

4. Характер распределения прибыли является важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности предприятия. В процессе привлечения собственного капитала из внешних источников уровень выплачиваемых предприятием дивидендов (или других форм инвестиционного дохода) является одним из основных оценочных критериев, определяющих результат предстоящей эмиссии акций. Кроме того, как было показано ранее, возрастание уровня дивидендных выплат определяет соответствующий рост стоимости акций на фондовом рынке, формируя дополнительный доход инвесторов.

5. Распределение прибыли является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия. Объемы и формы участия персонала в прибыли определяют уровень трудовой мотивации работников, способствуют стабилизации персонала и росту производительности труда.

6. Пропорции распределения прибыли формируют уровень обеспечения дополнительной социальной защищенности работников. В условиях низкой действенности государственных форм социальной защиты занятых работников, эта роль распределительного механизма прибыли на предприятии позволяет дополнить их минимальную социальную защищенность.

7. Характер распределения прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия. Выплаты прибыли, предусмотренной к потреблению собственниками и персоналом предприятия, осуществляются, как правило, в денежной форме, т.е. в форме основного актива, обеспечивающего платежеспособность по неотложным финансовым обязательствам. При большом объеме выплат прибыли на цели потребления, уровень платежеспособности предприятия в текущем периоде может существенно снизиться.

Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой (ее основу составляет дивидендная политика), формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения прибыли необходимо учитывать противоположные мотивации собственников предприятия (акционеров, вкладчиков) — получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.

Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом обеспечения реализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости.

Исходя из этой основной цели в процессе формирования политики распределения прибыли предприятия решаются следующие задачи:

обеспечение получения собственниками необходимой нормы прибыли на инвестированный капитал; обеспечение приоритетных целей стратегического развития предприятия за счет капитализируемой части прибыли; обеспечение стимулирования трудовой активности и дополнительной социальной защиты персонала; обеспечение формирования в необходимых размерах резервного и других фондов предприятия.

С учетом реализации этих основных задач осуществляется непосредственное распределение прибыли предприятия.

Специфика задач, стоящих перед каждым конкретным предприятием в процессе его развития, различие внешних и внутренних условий их хозяйственной деятельности не позволяют выработать единую модель распределения прибыли, которая носила бы универсальный характер. Поэтому основу механизма распределения прибыли конкретного предприятия составляет анализ и учет в процессе этого распределения отдельных факторов, которые увязывают этот процесс с текущей и предстоящей хозяйственной деятельностью данного предприятия.

Факторы, влияющие на пропорции и эффективность распределения прибыли, весьма разнообразны, различна и степень интенсивности их проявления. Одна группа этих факторов определяет предпосылки к росту капитализируемой части прибыли; другая группа, наоборот, склоняет управленческие решения в пользу увеличения доли потребляемой ее части.

По характеру возникновения все факторы, влияющие на распределение прибыли, можно разделить на две основные группы:


а) внешние (генерируемые внешними условиями деятельности предприятия); б) внутренние (генерируемые особенностями хозяйственной деятельности данного предприятия).

Внешние факторы рассматриваются как своего рода ограничительные условия, определяющие границы формирования пропорций распределения прибыли. К числу важнейших из этих факторов относятся: правовые ограничения, налоговая система, среднерыночная норма прибыли на инвестированный капитал, альтернативные внешние источники формирования финансовых ресурсов, темп инфляции, стадия конъюнктуры товарного рынка, «прозрачность» фондового рынка.

Внутренние факторы оказывают решающее воздействие на пропорции распределения прибыли, так как определяются конкретными условиями и результатами хозяйствования данного предприятия. К числу этих факторов относятся: интересы собственников предприятия, уровень рентабельности деятельности, инвестиционные возможности реализации высокодоходных проектов, необходимость ускорения завершения начатых инвестиционных программ и проектов, альтернативные внутренние источники формирования финансовых ресурсов, стадия жизненного цикла предприятия, уровень его платежеспособности, численность персонала и программы его участия в прибыли.

Учет рассмотренных факторов позволяет существенно снизить диапазон параметров возможных пропорций распределения прибыли по отдельным направлениям, в первую очередь — пропорций капитализируемой и потребляемой ее частей, формирующих главные условия предстоящего развития предприятия.

Принципы распределения прибыли и факторы, его обуславливающие, позволяют сформировать на предприятии конкретный тип политики распределения прибыли (дивидендной политики), в наибольшей степени удовлетворяющей цели и учитывающий возможности развития предприятия в предстоящем периоде.

Сумма прибыли, принадлежащая работнику, может быть передана ему в личное пользование или направлена как вклад в развитие производства. На сумму вклада члену трудового коллектива предприятия ежегодно начисляются дивиденды.

15. Механизм выбора политики комплексного управления текущими активами и текущими пассивами предприятия.

Суть этой политики состоит, с одной стороны, в определении достаточного уровня и рациональной структуры текущих активов, учитывая, что предприятия различных сфер и масштабов деятельности испытывают неодинаковые потребности в текущих активах для поддержания заданного объема реализации, а с другой стороны - в определении величины и структуры источников финансирования текущих активов.

Если предприятие не ставит никаких ограничений в наращивании текущих активов, держит значительные денежные средства, имеет значительные запасы сырья и готовой продукции и, стимулируя покупателей, раздувает дебиторскую задолженность - удельный вес текущих активов в общей сумме всех активов высок, а период оборачиваемости оборотных средств длителен, - это признаки агрессивной политики управления текущими активами. Агрессивная политика способна снять с повестки дня вопрос возрастания риска технической неплатежеспособности, но не может обеспечить повышенную экономическую рентабельность активов

Если предприятие всячески сдерживает рост текущих активов, стараясь минимизировать их - удельный вес текущих активов в общей сумме всех активов низок, а период оборачиваемости оборотных средств краток - это признаки консервативной политики управления текущими активами («худо-бедно»). Такую политику предприятия ведут либо в условиях достаточной определенности ситуации, когда объем продаж, сроки поступлений и платежей, необходимый объем запасов и точное время их потребления и т. д. известны заранее, либо при необходимости строжайшей экономии буквально на всем. Консервативная политика управления текущими активами обеспечивает высокую экономическую рентабельность активов, но несет в себе чрезмерный риск возникновения технической неплатежеспособности из-за малейшей заминки или ошибки в расчетах, ведущей к десинхронизации сроков поступлений и выплат предприятия.

Если предприятие придерживается «центристской позиции» - это умеренная политика управления текущими активами. И экономическая рентабельность активов, и риск технической неплатежеспособности, и период оборачиваемости оборотных средств находятся на средних уровнях.

Каждому из перечисленных типов политики управления текущими активами должна быть под стать соответствующая политика финансирования, т. е. политика управления текущими пассивами.

Признаком агрессивной политики управления текущими пассивами служит абсолютное преобладание краткосрочного кредита в общей сумме всех пассивов. При такой политике у предприятия повышается уровень эффекта финансового рычага. Постоянные затраты отягощаются процентами за кредит, увеличивается сила воздействия операционного рычага, но все же в меньшей степени, чем при преимущественном использовании более дорогого долгосрочного кредита, как это обычно бывает в случае выбора консервативной политики управления текущими пассивами (см. ниже).

Признаком консервативной политики управления текущими пассивами служит отсутствие или очень низкий удельный вес краткосрочного кредита в общей сумме всех пассивов предприятия. И стабильные, и нестабильные активы при этом финансируются, в основном, за счет постоянных пассивов (собственных средств и долгосрочных кредитов и займов).

Признаком умеренной политики управления текущими пассивами служит нейтральный (средний) уровень краткосрочного кредита в общей сумме всех пассивов предприятия.

В начале этого раздела было подчеркнуто, что одной из главных задач управления текущими активами и текущими пассивами на практике является превращение ТФП предприятия в отрицательную величину. Если это удается, у предприятия возникают денежные излишки и встает проблема их эффективного использования. Это сегодня менее острый вопрос для большинства предприятий, чем нехватка оборотных средств, но надо надеяться, что по мере нормализации условий отечественного рынка и роста профессионального мастерства финансистов рациональное использование текущих излишков денежных средств будет становиться все более актуальным для большинства наших коллег.

16. Ключевые элементы операционного анализа.

Для выработки широкого круга управленческих решений достаточно регулярно используется так называемый операционный анализ, это один из результативных методов для оперативного и стратегического планирования и управления эффективностью деятельности предприятия.

Операционный анализ - один из наиболее эффективных способов, позволяющий анализировать влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции и в конечном счете на эффективность деятельности предприятия. Он позволяет путем моделирования отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства.

Эффективность его определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование (А. Браун «Операционный анализ как подход к ценообразованию»).

Ключевыми элементами операционного анализа служат: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.

Операционный анализ - неотъемлемая часть управленческого учета, в отличие от внешнего финансового анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа, как правило, составляют коммерческую тайну компании.

Целью анализа операционной деятельности является отслеживание зависимости финансовых результатов бизнеса от затрат и объемов реализации продукции.

Основной задачей операционного анализа является получение ответов на важные вопросы, которые возникают у предпринимателей на всех этапах денежного обращения, например:

Сколько необходимо иметь в наличии капитала предприятию?

Каким образом мобилизировать эти средства?

До какой степени можно доводить финансовый риск, используя эффект финансового рычага?

Что дешевле: приобретение или аренда недвижимости?

До какой степени можно наращивать силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными затратами, изменяя тем самым уровень предпринимательского риска, связанного с деятельностью предприятия?

Стоит ли продавать продукцию по ценам ниже себестоимости?

Производить ли больше того или иного продукта?

Как отразится на прибыли изменение объема реализации?

Операционный анализ служит для ответа на важнейшие вопросы, возникающие перед финансистами предприятия на всех четырех основных этапах его денежного оборота:

I этап: Сколько наличного капитала требуется предприятию? Каким образом можно мобилизовать эти средства? До какой степени можно доводить финансовый риск, используя эффект финансового рычага?

II этап: Что важнее для предприятия на данном этапе его деятельности: высокая рентабельность или высокая ликвидность? До какой степени можно увеличивать или снижать силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными издержками, и изменять тем самым уровень предпринимательского риска, связанного с предприятием? Что дешевле: приобретение или аренда недвижимости? Следует ли продавать продукцию ниже ее себестоимости? Какого продукта производить больше: А или Б? Как отзовется на прибыли эффект изменения объема производства и сбыта?

III этап: Каким должен быть оптимальный уровень товара, чтобы удовлетворять клиентов, но не связывать при этом слишком много оборотных средств? Какова оптимальная величина получаемого предприятием краткосрочного кредита, позволяющая обеспечивать и стимулировать продажу товара в рассрочку, при одновременном снижении вероятности возникновения безнадежных долгов и минимизации средств, отвлекаемых дебиторской задолженностью?

IV этап: Какую часть прибыли распределять в качестве дивидендов? Какая часть нарабатываемого экономического эффекта уходит на погашение долгов и процентов по ним? Не чрезмерный ли это груз для предприятия? Каким образом можно снизить суммы выплачиваемых налогов?

17. Механизм действия матрицы финансовых стратегий.

Данная методика заключается в проведении экспресс-анализа финансового и хозяйственного состояния предприятия, а также выявления основных закономерностей дальнейшего развития.

Для построения матрицы рассчитываются показатели трех типов:

1. результат финансовой деятельности;

2. результат хозяйственной деятельности;

3. результат финансово-хозяйственной деятельности.

Результат хозяйственной деятельности (РХД). Показатель говорит о ликвидности предприятия после финансирования всех расходов, связанных с его развитием. Положительное значение данного показателя предполагает последующую реализацию масштабных инвестиционных проектов, в течение которых произойдет скачок постоянных затрат, который в значительной мере может быть компенсирован положительным значением РХД.

ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru (1.11),

где: БРЭИ – брутто результат эксплуатации инвестиций;

ФЭП – финансово – эксплуатационный потребности;

ПИ – производственные инвестиции;

ОПИ – обычные продажи имущества.

Результат финансовой деятельности (РФД). Показатель отражает финансовую политику предприятия, прежде всего, уровень привлечения заемных средств. При увеличении использования заемных средств РФД возрастает и становится положительным. По мере роста издержек, связанных с оплатой заемных средств, РФД начинает снижаться.

ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru (1.12)

где: ЗС – заемные средства;

ФИПЗС – финансовые издержки по заемным средствам;

НП – налог на прибыль;

ДОР – другие операционные расходы;

ДОД – другие операционные доходы.

Результат финансово-хозяйственной деятельности (РФХД). Показатель демонстрирует величину и динамику денежных средств предприятия после совершения всего комплекса инвестиционно – производственной и финансовой деятельности фирмы. Положительная величина результата финансово-хозяйственной деятельности показывает, что в деятельности фирмы имеет место превышение доходов фирмы над ее расходами, причем это характерно не только на сегодняшний день, но и на будущий краткосрочный период. Отрицательное значение показателя свидетельствует об обратном.

ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru (1.13)

В зависимости от значений результата финансовой деятельности и результата хозяйственно деятельности предприятие может занимать следующие положения в матрице:

Таблица 1.2

Матрица финансовых стратегий

  РФД<<0 РФД=0 РФД>>0
РХД>>0 РФХД=0 ® 1 РФХД>0 ® 4 РФХД>>0 ® 6
РХФ=0 РФХД<0 ® 7 РФХД=0 ® 2 РФХД>0 ® 5
РХД<<0 РФХД<<0 ® 9 РФХД<0 ® 8 РФХД=0 ® 3


Квадранты 4, 6, 5 связаны с созданием ликвидных средств фирмой, т.е. некоторый избыток оборотных средств. Квадранты 7, 9, 8 связаны с потреблением ликвидных средств фирмой, т.е. дефицит оборотных средств.
По горизонтали РФД связан с ростом заимствования средств фирмой, т.е. РФД идет от отрицательного значения к положительному.
По вертикали РХД связан с реализацией фирмой инвестиционного проекта (массированного инвестирования средств). Положительный РХД характеризует прекрасную возможность начать реализацию инвестиционного проекта, а отрицательный РХД демонстрирует значительные вложения средств в инвестиционные проекты.

18. Методы финансового прогнозирования развития предприятия и возможного банкротства.

В широком смысле слова финансовое прогнозирование заключается в изучении возможного финансового положения предприятия в будущем, разработке основных направлений стратегии в области финансов для обеспечения необходимой устойчивости предприятия при финансировании определенных расходов.

Прогнозы делятся по срокам: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. По масштабу: личные, на уровне предприятия (организации), местные, региональные, отраслевые, страновые, мировые (глобальные).
Исходным пунктом любого из методов является признание факта некоторой преемственности (или определенной устойчивости) изменений показателей финансово-хозяйственной деятельности от одного отчетного периода к другому. Поэтому, в общем случае, перспективный анализ финансового состояния предприятия представляет собой изучение его финансово-хозяйственной деятельности с целью определения финансового состояния этого предприятия в будущем.
По набору прогнозируемых показателей методы прогнозирования можно разделить на:

1. Методы, в которых прогнозируется один или несколько отдельных показателей, например, выручка от продаж, прибыль, себестоимость продукции и т. д.

2. Методы, в которых строятся прогнозные формы отчетности целиком в типовой или укрупненной номенклатуре статей. На основании анализа данных прошлых периодов прогнозируется каждая статья ( укрупненная статья) баланса и отчета и финансовых результатах. Огромное преимущество методов этой группы состоит в том, что полученная отчетность позволяет всесторонне проанализировать финансовое состояние предприятия.

В зависимости от вида используемой модели все методы прогнозирования можно подразделить на три большие группы:

1. Методы экспертных оценок, которые предусматривают многоступенчатый опрос экспертов по специальным схемам и обработку полученных результатов с помощью инструментария экономической статистики.

2. Стохастические методы, предполагающие вероятностный характер как прогноза, так и самой связи между исследуемыми показателями. Эти методы занимают ведущее место с позиции формализованного прогнозирования и существенно варьируют по сложности используемых алгоритмов.

Стохастические методы:

-Простой динамический анализ.

- Многофакторный регрессионный анализ.

- Авторегрессионые зависимости.

3. Детерминированные методы:

- Метод пропорциональных зависимостей.

- Балансовая модель

Описанные методы прогнозирования являются основой любых моделей финансового прогнозирования, однако редко используются на практике в чистом виде. В большинстве случаев применяется некий комбинированный метод, сочетающий в себе приемы и алгоритмы нескольких из базовых.

ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru

Чтобы определить степень устойчивости предприятия к банкротству рассматриваются пять моделей оценки финансовой устойчивости:

- модель, предусмотренная законодательством Российской Федерации,

- модель интегральной балльной оценки;

- модель Альтмана;

- модель Лиса;

- модель Таффлера.

19. Формирование рациональной структуры источников финансирования предприятия.

Сведения об источниках финансирования содержатся в пассиве бух баланса.

Источники делятся на внутренние и внешние, собственные и заемные.

  Собственные Заемные
Внутренние -чистая прибыль -амортизационные отчисления -внутренняя кредиторская задолженность
Внешние -уставный капитал -эмиссия акций -кредит -займ -кредиторская задолженность

Рациональная структура источников должна обеспечить:

1. финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия Платежеспособность предприятия сохраняется, если отдача от использования заемных средств больше, чем их стоимость.

2. Оптимальную стоимость привлечения средств. Стоимость привлечения средств (стоимость капитала) - это сумма регулярных выплат владельцам капитала (собственникам, кредиторам) за его использование ( дивиденды).

Предприятие в первую очередь рассчитывает на внутренние источники, а при их недостатке должно выбрать один из способов внешнего финансирования.

Эти способы:

1. эмиссия акций, в том числе:

- открытая подписка на акции

- закрытая подписка на акции

2. долговое финансирование – кредиты, займы

3. комбинация перечисленных способов.

При открытойподписке на акции они свободно реализуются по рыночной цене, которая может быть выше номинальной стоимости

При закрытойподписке акции размещаются среди ограниченного круга акционеров, как правило, уже имеющихся, и обычно по заниженной цене по сравнению с рыночным курсом.

Эти способы внешнего финансирования различаются по критериям:

1) объем и сроки финансирования

2) риск потери контроля над предприятием

3) финансовый риск (риск потери финансовой устойчивости)

4) стоимость привлечения средств (дивиденды).

ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru

Рациональная структура источников индивидуальна для каждого предприятия и зависит от вида деятельности, размеров, специфики, конкретной финансовой ситуации.

20. Внутренние темпы роста и их практическое использование с целью наращивания собственных средств.

Внутренние темпы роста показывают, на сколько может вырасти собственный капитал при заданной норме распределения и фиксированной величине рентабельности собственных средств.

Последовательность расчетов ВТР следующая:

Если дан стандартный набор характеристик компании: ЗС, СС, ПДЖ, НРЭИ, СПср, СНП и определена величина Нор, тогда:

1 – й шаг - определение экономической рентабельности активов: ЭРА = ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru ;

2 – й шаг – определение эффекта финансового рычага:

ЭФР = (1 – СНП) ( ЭРА – СПср) ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru ;

3–й шаг – определение рентабельности собственных средств:

РСС = ( 1 – СНП) ЭРА + ЭФР;

4 – й шаг – определение внутренних темпов роста:

ВТР = РСС (1 – Нор).

Показатель ВТР обладает двумя замечательными свойствами, позволяющими делать прогнозные расчеты будущих дивидендов:

1. Если ПЛ = const , тогда ВТР = DА ,

где: DА – темп роста активов.

2. Если КТ = const, тогда ВТР = DПДЖ,

где: DПДЖ – темп роста продаж; КТ = ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru - «коэффициент трансформации», или «оборачиваемость активов».

Если требуется определить величину дивидендов (Д) при заданном прогнозе будущих продаж (ПДЖбуд), расчеты осуществляют в обратном порядке:

ЗК/СК) – финансовый рычаг (ФР). - student2.ru

На практике, как правило, ищут компромисс между снижением нормы распределения ( Нор) и увеличением заемных средств (ПЛ).

Наши рекомендации