Э.: Владимир Иванович, что вы пожелаете бухгалтерам? 45 страница
│<...> │
│ │
│ III. Финансовая деятельность │
│ │
│3.1. Финансовые результаты деятельности "Пассива" представлены в таблице:│
│ │
│┌───────────────────────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┐│
││ Размер прибыли (убытка) │2012 г.│2013 г.│2014 г.│2015 г.│2016 г.││
│├───────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤│
││От обычных видов деятельности -│ 725 │ 1125 │ 1625 │ 1500 │ 2500 ││
││всего, тыс. руб. │ │ │ │ │ ││
│├───────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤│
││в т.ч. от продажи: │ 500 │ 900 │ 1125 │ 1035 │ 1750 ││
││товаров, тыс. руб. │ │ │ │ │ ││
│├───────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤│
││работ, тыс. руб. │ 242 │ 250 │ 530 │ 500 │ 790 ││
│├───────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤│
││услуг, тыс. руб. │ (17) │ (25)│ (30)│ (35)│ (40)││
│├───────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤│
││От реализации основных средств,│ 2 │ - │ - │ - │ 1 ││
││тыс. руб. │ │ │ │ │ ││
│└───────────────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘│
│ │
│По данным таблицы видно, что наиболее прибыльной для "Пассива" является│
│торговля. │
│Убыточность сервисного обслуживания объясняется тем, что фирма│
│осуществляет его по большей части бесплатно в период действия гарантии на│
│проданное оборудование. │
│На холодильное оборудование гарантийный срок составляет два года. │
│<...> │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
При характеристике платежеспособности фирмы обратите внимание:
- на денежную наличность в кассе и на расчетных счетах;
- на сумму убытков;
- на не погашенные в срок кредиты и займы;
- на расчеты с бюджетом по налогам, сборам и штрафным санкциям.
Пример см. ниже.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│<...> │
│3.2. По состоянию на 31 декабря 2016 г. фирма имеет просроченную (в│
│пределах шести месяцев) кредиторскую задолженность в сумме 700 000 руб.│
│по НДС. В феврале 2017 г. фирма подала в уполномоченный орган заявление о│
│предоставлении отсрочки по уплате налога (ст. 64 НК РФ). │
│<...> │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
В этом разделе можно привести решение собственников фирмы о распределении чистой прибыли:
- на выплату дивидендов;
- на формирование специальных фондов (производственного развития, социальной сферы, премирования и других);
- на покрытие убытков;
- на увеличение уставного капитала.
Как это сделать, покажет пример:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│<...> │
│3.3. Собрание участников "Пассива" (протокол от 17 марта 2017 г. N 1)│
│утвердило годовую бухгалтерскую отчетность общества за 2016 г. и│
│распределение чистой прибыли. │
│Согласно протоколу прибыль после налогообложения в сумме 1 850 743 руб.│
│направляется: │
│- на выплату дивидендов (1 000 000 руб.); │
│- на ремонт здания детского дома (350 000 руб.); │
│- на социальные мероприятия для работников (500 743 руб.). │
│<...> │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Инвестиционная деятельность
Этот раздел текстовой части пояснений начните с характеристики внеоборотных активов фирмы. Укажите данные о наличии и структуре основных фондов, степени их использования и изношенности, а также о наличии нематериальных активов. Для этого рассчитайте коэффициенты износа, обновления, выбытия и др. При этом приведите порядок расчета аналитических показателей. Здесь же нелишне привести динамику инвестиций за предшествующие годы и на перспективу. Вот пример:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│<...> │
│ │
│ IV. Инвестиционная деятельность │
│ │
│4.1. Основные производственные фонды организации представлены кирпичным│
│зданием постройки 1975 г.; автопарком из двух тентованных КамАЗов,│
│четырех грузовых "газелей" и четырех легковых автомашин разных марок;│
│системой кондиционирования; мебелью; оргтехникой и производственным│
│инструментом. Все они находятся в эксплуатации. │
│4.2. Основные фонды "Пассива" изношены на 41%, в том числе: │
│- здание - на 65%; │
│- автопарк - на 26%; │
│- оргтехника - на 35%. │
│ │
│ Сумма износа 2 250 000 руб. │
│Коэффициент = -------------- = -------------- = 0,41 │
│ износа ОС Первоначальная 5 500 000 руб. │
│ стоимость ОС │
│ │
│4.3. За отчетный год основные фонды обновлены на 7,3% за счет покупки│
│автомобиля и двух компьютеров: │
│ │
│ Стоимость │
│ приобретенных ОС 375 000 руб. │
│Коэффициент = ---------------- = -------------- = 0,073 │
│обновления Стоимость ОС 5 125 000 руб. │
│ на начало года │
│ │
│4.4. Фондоотдача в 2016 г. составила 218 руб. на каждый рубль основных│
│производственных фондов. │
│ │
│<...> │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
После этого опишите источники финансирования инвестиций - собственные и привлеченные. Основным собственным источником выступает чистая прибыль.
Если фирма может использовать привлеченные деньги, опишите их объемы, сроки, на которые их выдали, и условия возврата.
Это могут быть:
- государственное целевое финансирование;
- финансирование от внебюджетных фондов;
- финансирование, полученное от других организаций (как правило, материнских или дочерних компаний);
- средства долевого участия;
- кредиты и займы.
Инвестиционный план можно описать так:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│<...> │
│4.5. В 2016 г. "Пассив" планирует открыть филиал в г. Екатеринбурге,│
│организовав в нем бригады монтажников и наладчиков для обслуживания│
│близлежащих регионов. С этой целью на первом этапе производственное│
│помещение фирма намерена арендовать. Средства, необходимые на его ремонт│
│и оснащение, зарезервированы путем формирования за счет чистой прибыли│
│фонда производственного развития. │
│<...> │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Информация о связанных сторонах
Здесь раскройте информацию о связанных сторонах в соответствии с ПБУ 11/2008 (п. 14). Малые предприятия (за исключением фирм, публикующих свою бухгалтерскую отчетность) и некоммерческие организации эти сведения представлять не обязаны.
Так, связанными сторонами признаются:
- аффилированные лица, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- организации, осуществляющие совместную деятельность;
- негосударственный пенсионный фонд, обслуживающий данную организацию или связанную с ней другую организацию.
Считается, что фирма контролирует другую организацию, если она имеет:
- более 50% общего количества голосов, приходящихся на ее голосующие акции или доли уставного капитала;
- право распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем 20% общего количества голосов, своей долей в этой организации и имеет возможность определять решения, принимаемые организацией.
Операциями со связанной стороной могут быть:
- приобретение и продажа товаров, работ, услуг;
- приобретение и продажа основных средств и других активов;
- аренда имущества и предоставление имущества в аренду;
- финансовые операции, включая предоставление займов;
- передача имущества посредством вкладов в уставные (складочные) капиталы;
- предоставление и получение обеспечений исполнения обязательств;
- другие операции.
В пояснениях раскрывается информация по каждой связанной стороне:
- ее полное наименование;
- место государственной регистрации или место ведения хозяйственной деятельности;
- характер отношений;
- виды операций;
- объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);
- стоимостные показатели по не завершенным на конец отчетного периода операциям;
- условия и сроки осуществления расчетов по операциям, а также формы расчетов;
- величина образованных резервов сомнительных долгов на конец отчетного периода;
- величина списанной дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, в том числе за счет резерва сомнительных долгов;
- размеры вознаграждений, выплачиваемых основному управленческому персоналу.
Сведения о реорганизации фирмы
Данный раздел оформляют фирмы, которые представляют отчетность после принятия их собственниками решения о реорганизации. При этом руководствуйтесь Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. N 44н.
В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ формы реорганизации могут быть следующими:
- слияние. При слиянии права и обязанности каждого юридического лица переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом;
- присоединение. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного лица в соответствии с передаточным актом;
- разделение. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом;
- выделение. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного лица в соответствии с разделительным балансом;
- преобразование (изменение организационно-правовой формы). При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Особенности бухгалтерской отчетности при реорганизации юридического лица установлены ст. 16 Закона N 402-ФЗ.
ОТЧЕТНОСТЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Малые предприятия могут сдавать отчетность по упрощенным формам. Они приведены в Приложении N 5 к Приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н.
На официальном сайте Минфина размещен документ "Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности" (далее - Рекомендации). Рекомендации разработаны Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Ими рекомендовано три возможных способа организации упрощенного учета:
- полная форма;
- сокращенная форма;
- простая система ведения бухучета.
Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета могут применять:
- субъекты малого предпринимательства;
- некоммерческие организации (включая те, поступления денежных средств и иного имущества у которых превышает 3 млн руб.);
- организации, получившие статус участников проекта "Сколково".
К малым предприятиям относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, для которых выполняются определенные условия по численности работников, объему выручки и структуре уставного капитала.
Среднесписочная численность работников
За предшествующий календарный год среднесписочная численность работников субъекта не должна превышать:
- от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий;
- до 100 человек включительно - для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек).
Доход от предпринимательской деятельности
Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, без учета НДС за прошлый календарный год не должен превышать:
- 120 млн руб. - для микропредприятий;
- 800 млн руб. - для малых предприятий;
- 2 млрд руб. - для средних предприятий.
Новое в отчете 2016. По новым правилам, установленным Законом от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ, действующим с 30 июня 2015 г., категория субъекта малого и среднего предпринимательства будет меняться, если значения дохода и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет (ранее - в течение двух лет).
Для организаций - доля участия в уставном капитале
Для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
а) суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов (за исключением доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале ООО не превышает 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49%;
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений и др.), исключительные права на которые принадлежат учредителям соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта "Сколково";
д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юрлиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности. Юридические лица включаются в данный перечень при условии соответствия одному из критериев:
- юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее 50% акций которых находится в собственности государства, или хозяйственными обществами, в которых данные ПАО имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% уставного капитала таких обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа;
- юридические лица являются государственными корпорациями;
- юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий".
Для некоторых видов малых предприятий установлен запрет на упрощенный бухгалтерский учет (п. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). К ним относятся:
1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
4) микрофинансовые организации;
5) организации государственного сектора;
6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
7) коллегии адвокатов;
8) адвокатские бюро;
9) юридические консультации;
10) адвокатские палаты;
11) нотариальные палаты;
12) некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Внимание! Поскольку обязательному аудиту теперь подлежат все акционерные общества (и публичные, и непубличные), применять упрощенный бухгалтерский учет все они не вправе.
Выбранный способ организации бухгалтерского учета нужно закрепить в учетной политике.
Полная форма упрощенного бухучета
Полная форма, по сути, напоминает обычный бухгалтерский учет, поскольку здесь также все хозяйственные операции учитываются методом двойной записи в соответствующих регистрах. Данная форма учета подойдет тем организациям, которые применяют метод начисления, а также тем, у кого хозяйственные операции достаточно разнообразны.
Рассмотрим, какие предусмотрены послабления для субъектов малого предпринимательства. Минфин России в Информации от 3 июня 2015 г. N ПЗ-3/2015 разъяснил отдельные моменты организации и ведения упрощенного бухучета.
Во-первых, это сокращенный план счетов. Малые предприятия могут разработать свой рабочий план счетов, объединив в нем схожие счета учета. Например, можно открыть для обобщения информации о:
- производственных запасах - счет 10 "Материалы" (вместо счетов: 07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме");
- затратах, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) - счет 20 "Основное производство" (вместо счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на продажу");
- готовой продукции и товарах - счет 41 "Товары" (вместо счетов 41 "Товары", 43 "Готовая продукция");
- дебиторской и кредиторской задолженности - счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (вместо счетов 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 75 "Расчеты с учредителями", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 79 "Внутрихозяйственные расчеты").
Кроме того, в рабочем плане счетов можно предусмотреть:
- учет денежных средств в банках на счете 51 "Расчетные счета" (вместо счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути");
- учет капитала на счете 80 "Уставный капитал" (вместо счетов 80 "Уставный капитал", 82 "Резервный капитал", 83 "Добавочный капитал");
- учет финансовых результатов на счете 99 "Прибыли и убытки" (вместо счетов 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы", 99 "Прибыли и убытки").
Организация, применяющая упрощенные способы, может принять решение:
- не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета;
- не проводить переоценку нематериальных активов для целей бухгалтерского учета;
- не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете;
- не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен;
- признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности;
- не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности;
- не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности.
Таким образом, малые предприятия освобождены от обязанности учитывать требования следующих ПБУ:
- ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (п. 3). При отказе не нужно создавать резервы предстоящих расходов;
- ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" (п. 2.1). При отказе можно учитывать расходы по договорам строительного подряда в общем порядке согласно требованиям ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (без специальных корректировок);
- ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (п. 2). При отказе в бухгалтерском учете не нужно выявлять постоянные и временные разницы и формировать постоянные налоговые активы и обязательства, а также отложенные налоговые активы и обязательства;