Состав государственных и муниципальных финансов

 
 

Функции государственных и муници­пальных финансов:

1. Распределительная функция государственных и муници­пальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является госу­дарство, формированием централизованных фондов денежных средств.

Роль государственных и муниципальных финансов:

1. Экономическая стабилизация. Анализ макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Решающими мак­роэкономическими показателями являются: уровень бюджетного дефицита, уровень задолженности предприятий перед бюджетом, уровень инфляции, из­менение валютного курса, кредитная ставка ЦБ РФ. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования.

2. Финансовая адаптация - включает: либерализацию цен, приватизацию, соци­альную трансформацию, интеграцию в мировую систему. Трансформация эко­номических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы.

3.Стимулирование инвестиционной активности — инвестиционная активность государства является индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций.

Государственные финансы:

Федеральные финансы.

Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, предприятиями и населением по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Финансы субъектов РФ состоят из:

1) федерального бюджета:

2) бюджета;

3) внебюджетных фондов;

4) государственного кредита.

Местные финансы (МФ) – совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. МФ включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства. Формирование и использование МФ основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.

Местные финансы не относятся к государственным финансам, так как существуют документы, которые разграничивают местные права и полномочия и государственные.

Через местные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления местным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения.

Состав и структура местных финансов. Звеньями системы МФ являются местные бюджеты, специальные фонды местного значения, финансы предприятий, находящихся в собственности местных органов управления. Главное звено МФ – местный бюджет, который включает основные доходы и расходы местных органов власти.

8.Бюджетная система страны. Бюджетное устройство и бюджетный процесс.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. местные бюджеты.

Принципы функционирования бюджетной системы:

1. единство бюджетной системы;

2. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

3. самостоятельность бюджетов;

4. полнота отображения доходов и расходов бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов;

5. сбалансированность бюджетов;

6. эффективность и экономность использования бюджетных средств;

7. гласность;

8. достоверность бюджета;

9. адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Бюджетные средства предназначены для:

1) функционирования органов государственного управления;

2) осуществления международной деятельности государства, в том числе реализация международных договоров, возврат и предоставление кредитов, выполнение международных обязательств по охране окружающей природной среды, культурных и информационных связей;

3) национальной обороны;

4) правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства;

5) функционирования федеральной судебной системы;

6) фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу;

7) развития промышленности, энергетики и строительства;

8) развития сельского хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, информатики, рыночной инфраструктуры;

9) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

10) развития образования, культуры, искусства и средств массовой информации, здравоохранения; 11)осуществления социальной политики и т. д.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ).

Функции бюджета:

1) образование бюджетного фонда или бюджетных доходов. Основной источник бюджетных доходов – это национальные доходы;

2) расходование бюджетного фонда, или финансирование бюджетных расходов. Через расходы бюджета государство получает возможность обеспечивать свои функции, а именно производство общественных благ, поддержание правопорядка, эмиссионную деятельность, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны;

3) бюджет выполняет контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и расходованием бюджетных средств.

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения.

Российская Федерация (РФ) – федеративное государство, имеющее 3 уровня.

Первый уровень – центральный бюджет (находится в Москве).

Второй уровень – региональные бюджеты.

Третий уровень – местные бюджеты (города, |района, сельского населенного пункта и т. п.). Кроме Конституции РФ и Закона о бюджетном устройстве, принимается ежегодно Закон о бюджете на текущий год.

Бюджетное регулирование – система перераспределения денежных средств, состоящая в передаче части ресурсов вышестоящего бюджета нижестоящему в целях сбалансированности.

К механизму регулирования относятся:

1) субсидии – часть общих государственных налоговых доходов, которые поступают в распоряжение вышестоящих бюджетов и, передаваемых нижестоящим бюджетам в порядке перераспределения. 1) целевые; 2) универсальные (без указаний).

2) субвенции – часть фиксированного объема государственных средств, которые выделяются нижестоящим бюджетам для финансирования их расходов.;

3) регулирующие доходные источники.

Закрепленные доходы – это доходы, которые полностью или частично передаются в определенный вид бюджета (22 % налога на прибыль направляется в местные органы власти).

Регулирующие доходы – это доходы, которые идут для подкрепления нижестоящего бюджета, соблюдая субординацию. Перечень закрепленных и регулирующих доходов фиксируется налоговым законодательством и кодексами.

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов – это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15 % ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года. Защищенными статьями являются зарплата, стипендии, государственные пособия. Покрытие дефицита осуществляется также за счет выпуска государственных займов и кредитов международных финансовых организаций.

Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющей собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Принципы организации бюджетного процесса: единство, самостоятельность, балансовый метод.

Этапы бюджетного процесса (БП). БП должен начинаться за 1,5 года (реально за 0,5 года).

Распоряжение Правительства о разработке бюджета выходит не позднее 15 августа текущего года.

В течение 2 месяцев Министерство экономики разрабатывает прогноз экономического и социального развития России. Министерство финансов рассылает классификации расходов и доходов бюджета и нормативы по сферам деятельности, которых следует придерживаться при разработке смет.

Министерство финансов взаимодействует с министерствами и республиками по поводу дотаций из бюджета. Эти органы представляют свои предложения в виде росписи доходов и расходов и свои бюджеты.

15 октября министр финансов представляет в Правительство проект бюджета.

Правительство вносит проект федерального бюджета на рассмотрение Государственной Думы.

Одновременно с проектом бюджета представляются следующие документы:

1) предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период;

2) прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

3) прогноз сводного финансового баланса по территории РФ на предстоящий год;

4) прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год;

5) основные направления бюджетной и налоговой политики;

6) основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ;

7) федеральные целевые программы и программы развития регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета;

8) федеральная инвестиционная программа;

9) оценка ожидаемого исполнения ФБ за текущий год;

10) поквартальное распределение доходов и расходов ФБ на предшествующий год.

Проект федерального бюджета и документы, полученные Думой, направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.

Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.

Принятый Думой Федеральный закон «О Федеральном бюджете на предстоящий год» в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов или если он в течение двух недель не был рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается согласительная комиссия.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о бюджете считается принятым, если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего числа членов Думы.

Принятый Федеральный закон в течение 5 дней направляется на подпись Президенту. На подписание закона отводится две недели и на обнародование закона – 7 дней.

Если до начала финансового года федеральный бюджет не будет принят, то Государственная Дума принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в первом квартале текущего года.

9.Внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды – совокупность денежных ресурсов, которые находятся в распоряжении государственных органов и имеют целевое назначение, порядок образования и использования которых регламентируется финансовым правом.

С помощью внебюджетных фондов возможно:

ü влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирова­ния, кредитования отечественных предприятий;

ü обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет спе­циально определенных источников и штрафов за загрязнение окружаю­щей среды;

ü оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

ü предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на экономические и социальные, а в зависимости от уровня управления – на государственные и региональные.

Основные направления расходования денежных средств следующие:

1) уставная деятельность;

2) определенная доля излишних денег инвестируется в государственные ценные бумаги;

3) коммерческая деятельность.

По своей сущности внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования общественных потребностей.

Целевые отчисления, посредством которых осуществляется финансирование целевых мероприятий:

1 специальные целевые налоги в Пенсионный фонд;

2 займы и проведение денежно-вещевых лотерей;

3) субсидии из бюджета;

4) выявленные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы;

5) взносы и пожертвования юридических и физических лиц.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти – центральных, республиканских и местных.

Фонд государственного социального страхования (ФСС) — централизо­ванный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах. Фонд государственного социального страхования создается страховыми методами; в создании участвуют все, кто занимается коммерческой деятельностью.

Источники образования:

1) страховые взносы предприятий и организаций;

2) средства государственного бюджета;

3) доход от реализации путевок.

Расходование происходит на:

1) выплату пособий:

а) по временной нетрудоспособности;

б) по беременности и родам;

в) по уходу за ребенком до исполнения ему 3 лет (на региональном уровне);

2) финансирование санаторно-курортного обслуживания;

3) материальное обеспечение деятельности профсоюзов.

Вторым по значимости является Пенсионный фонд. Пенсионный фонд - внебюджетный государственный фонд, средства которого складываются из законодательно установленных отчислений от деятельности физических и юридических лиц, целевым образом рас­ходующий эти средства на выплату пенсий гражданам.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда — солидарная ответ­ственность поколений.

Задачи Пенсионного фонда:

1) сбор средств для выплаты пенсий и пособий и организация пенсионного дела;

2) участие в финансировании региональных программ.

Источники образования средств Пенсионного фонда:

1) страховые взносы, которые платят все предприятия;

2) зарплата работника;

3) страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

4) средства, выделяемые вышестоящими органами;

5) излишки;

6) взносы в добровольном порядке.

Фонд медицинского страхования предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности го­сударственной системы обязательного медицинского обслуживания.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:

ü выравнивания условий деятельности территориальных фондов обяза­тельного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

ü финансирования целевых программ в рамках обязательного медицин­ского страхования;

ü осуществления контроля за рациональным использованием финансо­вых средств обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды медицинского страхования, создаваемые пред­ставительной властью субъектов федерации, осуществляют:

ü финансирование обязательного медицинского страхования, проводи­мого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответ­ствующие лицензии и заключившими договоры обязательного меди­цинского страхования по дифференцированным по душевым нормати­вам, устанавливаемым правлением территориального фонда;

ü финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязатель­ного медицинского страхования;

ü выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;

ü предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

ü накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости систе­мы обязательного медицинского страхования;

10.Роль финансов в развитии международного сотрудничества.

Таможенная политика государства. По действующему законодательству в России применяются следующие виды пошлин:

1) адвалорные – в процентах к таможенной стоимости товара;

2) специфические – в абсолютных размерах на единицу товара;

3) комбинированные – сочетают первые и вторые;

4) особые:

а) сезонные (вводятся на срок до 6 месяцев);

б) специальные (когда наносится ущерб отечественным производителям и как ответная мера на дискриминацию других государств);

в) антидемпинговые (когда цена импортныхтоваров ниже стоимости);

г) компенсационные (при производстве или вывозе товара использовались государственные субсидии).

Россия была почти единственной страной, где применялись экспортные пошлины. Экспортные пошлины ухудшают конъюнктуру своих товаров на международном рынке. Они у нас существовали в фискальных целях.

Наши рекомендации