Методика проведения диктанта
Письмо по памяти (п.п.п. - в дневнике). Тексты для подготовки дома.
13.02 | 1. В огороде вырастаю. А когда я созреваю, Варят из меня томат, В суп кладут, и так едят. (Помидор) | 13.03 | 5. Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные Все ужасно важные. (Портфель) |
20.02 | 2. Туча небо кроет, Солнце не блестит. Ветер в поле воет, Дождик моросит. А. Плещеев | 20.03 | 6. Щука в озере жила, Щеткой дно она мела, Щи варила для гостей, Угощала пескарей. |
27.02 | 3. Мы едем, едем, едем В далекие края. Хорошие соседи, Счастливые друзья. С. Михалков | резерв | 7. Мы оставили Трезора Без присмотра, Без надзора, И поэтому щенок Перепортил все, что мог. С. Михалков |
06.03 | 4. Алеша рад: пришла весна, В саду тепло и сухо. И в классе около окна Жужжит сегодня муха. А. Барто | ||
Подготовленный диктант (п.д. – в дневнике). Тексты для подготовки дома.
1. Сова. 17 февраля.
Совы – хищные птицы. Мощные когти совы похожи на зубья капкана. Когти соединены в одну лапу. Совы лучше видят ночью. У сов чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями. У этих птиц мягкие перья на крыльях. Они позволяют сделать полёт очень тихим.
Слова для справок: мощные, соединены, позволяют, сделать.
2. Воробей. 24 февраля.
Под крышей сарая было гнездо. Маленький воробей упал из гнезда. Он пищал. Рыжий кот Васька крался к малышу. Мать кинулась на врага. Она прыгала перед Васькой и била кота крыльями.
Слова для справок: под крышей, перед.
3. Уж. 03 марта.
На берегу ручья в траве лежит змея. Это уж. Уж умеет хорошо плавать. Его тело свилось в кольцо и застыло. Уж ждал добычу. Вдруг он сделал резкий выпад. В его пасти я заметил лягушку.
Слова для справок: свилось, застыло, сделал, резкий, в пасти.
4. Гроза. 10 марта.
Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары.
Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь.
Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!
Слова для справок: осветились, стояла, замолчали, радостно.
5. Дюймовочка. 17 марта.
Осень. Весь день льёт дождь. Дюймовочка искала себе дом на зиму. За лесом были поля. Хлеб с полей убрали. Дюймовочка заметила норку. Вход в нору был закрыт листьями.
Слова для справок: Дюймовочка, заметила.
Методика проведения диктанта
Взрослый диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка. Сначала дети слушают весь текст, который медленно и выразительно читает учитель. Затем текст читается по отдельным предложениям. Ребята приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Диктуя текст, взрослый выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать текст громко и внятно, четко произнося слова. Чтение учителя не должно быть подсказывающим или "подлавливающим" ученика.
Когда дети запишут весь текст, взрослый читает его снова целиком от начала до конца, делая небольшие остановки между отдельными предложениями. Дети, следя по тетрадям, проверяют написанное.
Оба варианта орфографического задания учитель записывает на доске до того, как начнет диктовать текст (до окончания диктанта задания закрыты). После написания диктанта и его проверки учитель читает вслух варианты задания и поясняет их. Затем дети самостоятельно выполняют работу. (За задние ставится отдельная отметка).
Обращаю Ваше внимание на то, что заданий к диктанту может не быть.
За диктант выставляет одна отметка:
"5" – если в диктанте нет ошибок;
"4" – если в работе допущены 2 ошибки;
"3" – если допущены 4 ошибки;
"2" – если в работе допущено 5 и более ошибок
Орфографическое задание оценивается так:
"5" – за полностью выполненное задание без ошибок;
"4" – за полностью выполненное задание при одной ошибке;
"3" – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках;
"2" – за невыполненное задание.
Отметка за диктант с исправленными ошибками не снижается в том случае, если ошибка зачёркнута аккуратно карандашом. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются.