И терминов финансового права 3 страница
442________Словарь-справочник основных понятий и терминов
Налог на доходы физических лиц — федеральный прямой налог, взимаемый непосредственно с лиц, получающих доход. С 1 января 2001 г. регулируется гл. 23 НК РФ. Налогоплателъ-щики — физические лица, являющиеся налоговыми резидента-ми РФ (с доходов от источников в Российской Федерации и за ее пределами) и не являющиеся налоговыми резидентами РФ (с доходов от источников в Российской Федерации) (ст. 207 НК). Налоговая база определяется с учетом всех доходов (как в денежной, так и в натуральной формах), а также в виде матери-алъной выгоды. Для определения налоговой базы применяются стандартные, социалъные, имущественные, профессиональные вы-четы. Ставки зависят от статуса физического лица как налого-плателыцика и от вида полученного дохода. Их размер может составлять 6; 13; 30 и 35%. Размер основной ставки — 13%. Он не зависит и не изменяется ни от вида источника, ни от размера получаемого дохода.
Налог на игорный бизнес — региональный прямой налог, взи-маемый с организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью, связан-ной с извлечением доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющейся реализа-цией товаров (имущественных прав), работ или услуг. С 1 янва-ря 2004 г. регулируется гл. 29 НК РФ. Объектами налогообложе-ния признаются: I) игровой стол; 2) игровой автомат; 3) касса тотализатора; 4) касса букмекерской конторы. Ставки опреде-ляются законами субъектов РФ в пределах, установленных
ст. 369 НК РФ.
Налог на имущество организаций — региональный прямой на-лог, уплачиваемый российскими и иностранными организация-ми, имеющими в собственности недвижимое имущество на тер-ритории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключитель-ной экономической зоне РФ. С 1 января 2004г. регулируется гл. 30 НК РФ. Вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ. Законодательные органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ (не более 2,2%), порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. Кроме того, законами субъектов РФ мо-гут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их исполъзования.
Налог на имущество физических лиц — местный прямой на-лог, уплачиваемый на всей территории РФ физическими лица-ми — собственниками имущества, признаваемого объектом на-
Словарь-справочник основных понятий и терминов________443
логообложения (дома, квартиры, дачи и иные строения, поме-щения и сооружения). Регулируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц». Ставки устанавливаются предста-вительными органами местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества (до 300 тыс. руб. — до 0,1 %; от 300 до 500 тыс. руб. — от 0,1 до 0,3%, а свыше 500 тыс. руб. — от 0,3 до 2%). Органы власти субъектов РФ имеют право уменыпать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы для категорий плателыциков и отдель-ных плательщиков, а органы местного самоуправления — толь-ко отдельным плателыцикам. Зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
Налог на операции с ценными бумагами — федеральный на-лог, уплачиваемый эмитентами ценных бумаг с заявленной но-минальной суммы выпуска ценных бумаг. В системе налогов и сборов, закрепленной в ст. 12—15 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2005 г.), налог не указан. Регулируется Законом РФ «О налоге на операции с ценными бумагами». Ставка с \ янва-ря 2004 г. — 0,2% номинальной суммы выпуска, но не более ЮОтыс. руб.
Налог на прибыль организаций — федеральный прямой налог, распределяемый между звеньями бюджетной системы. С 1 ян-варя 2002 г. регулируется гл. 25 НК РФ. Уплачивается россий-скими и иностранными организациями с прибыли от источни-ков в Российской Федерации. Объект обложения — доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а так-же внереализационные доходы (от долевого участия в других организациях) (ст. 250 НК РФ). Установлен перечень льгот и вычетов. Налоговые ставки зависят от статуса организации и вида полученного дохода в следующих размерах: 24, 20, 15, 10, 6 и 0%. Основная налоговая ставка — 24%.
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения — федеральный прямой налог с физических лиц, зачис-ляемый в местный бюджет. Регулируется Законом РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или даре-ния». Первоначально НК РФ этот платеж был отнесен к числу местных, однако с 1 января 2005 г. он включается в состав фе-деральных как «налог на наследование или дарение» (ст. 13 НК РФ). Закон различает налогообложение имущества, переходя-щего по наследству, и имущества, переходящего в порядке даре-ния. Эти различия касаются необлагаемой части (стоимости) имущества, ставок, состава налогоплателыдиков, льгот. Более
444________Словарь-справочник основных понятий и терминов
«мягкое» налогообложение установлено в отношении наследуе-мого имущества. Обязанность уплаты налога с наследуемого иму-щества установлена при превышении им стоимости 850-крат-ного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а имущества, переходящего в порядке дарения, — 80-кратной минимальной месячной оплаты труда. Налог взима-ется с превышающей части указанной стоимости. Ставки зави-сят от стоимости имущества и статуса наследника (одаряемого) и составляют от 5 до 40% стоимости имущества, а при даре-нии — от 3 до 40%.
Налоги и сборы: федеральные —находящиеся в полном рас-поряжении федеральных органов власти, зачисляемые в феде-ральный бюджет, отчисления от них могут передаваться в ниже-стоящие бюджеты в целях их сбалансирования (например, НДС) (ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», ст. 13 НК РФ); региональные (субъектов РФ) —ус-тановленные НК РФ и вводимые законодательными актами субъектов РФ, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ, а также распределяемые между уровнями бюджетной системы (ст. 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Феде-рации», ст. 14 НК РФ); местные— установленные НК РФ и вводимые правовыми актами органов местного самоуправления для зачисления в местные бюджеты (ст. 21 Закона РФ «Об осно-вах налоговой системы в Российской Федерации», ст. 15 НК РФ).
Налоговая санкция— мера ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренная в виде денежно-го взыскания (штрафа) в установленных НК РФ размерах ст. 114 гл. 15, гл. 16). Является разновидностью мер финансово-правовой ответственности. Кроме того, за правонарушения, со-вершенные в сфере налогообложения, может наступить также уголовная, административная и дисциплинарная ответствен-
ность.
Налоговое право— подотрасль финансового права РФ, со-держащая правовые нормы, регулирующие общественные отно-шения по установлению, введению в действие и взиманию с организаций и физических лиц налогов, зачисляемых в бюджет-ную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные го-сударственные целевые фонды. Состав источников налогового пра~ ва определяется принципами федерализма и местного самоуп-равления в стране. Главными источниками налогового права являются НК РФ и другие федеральные законодательные акты, а также принятые на их основе законы субъектов РФ, акты
Словарь-справочник основных понятий и терминов ____445
представительных органов местного самоуправления. Все они базируются на конституционных нормах. В пределах, предусмот-ренных федеральным законодательством, вопросы налогообло-жения на своей территории регулируются субъектами РФ. Акты органов местного самоуправления, принимаемые на основе за-конодательства РФ и субъектов РФ, действуют на территории соответствующего муниципального образования.
Налоговое правонарушение— виновно совершенное противо-правное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) де-яние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогово-го агента и иных лиц, за которое установлена ответственность НК РФ (ст. 106). Виды налоговых правонарушений предусмот-рены гл. 15 НК РФ.
Налоговые органы— единая централизованная система орга-нов, обеспечивающих контроль за соблюдением налогового за-конодательства, за правильностью исчисления, полным и свое-временным внесением в бюджетную систему налогов и сборов, установленных законодательством. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. Министерство РФ по налогам и сборам, возглав-лявшее систему этих органов, преобразовано в Федеральную на-логовую службу, подведомственную Министерству финансов РФ. Налоговые правоотношения —урегулированные нормами на-логового права общественные финансовые отношения, возни-кающие по поводу установления, введения в действие и взима-ния налогов с физических лиц и организаций.
Правоотношения по поводу установления и введения налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взи-манием налогов. В них участвуют органы государственной вла-сти РФ, ее субъектов и органы местного самоуправления, кото-рые вправе устанавливать налоги соответствующих территори-альных уровней. Установленные в законном порядке налоги реализуются через налоговые правоотношения, которые возни-кают по поводу взимания этих налогов с физических лиц и орга-низаций. Основным содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему денежную сумму в соответствии с установ-ленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов — обеспечить уплату налогов. В данных налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, налоговые агенты и сборщики налогов, представители налого-плателыцика, налоговые органы и кредитные организации —
Словарь-справочник основных понятий и терминов
банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов (часть первая НК РФ).
Налоговый кредит— одна из форм изменения срока уплаты налога. Как и инвестиционный налоговый кредипг, предоставляет-ся заинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договором с уполномоченным (финансовым) органом. Вместе с тем между ними имеются и различия. Налоговый кредит предо-ставляется на срок от трех месяцев до одного года по одному или нескольким налогам организациям и физическим лицам. Основаниями его предоставления являются обстоятельства, пре-дусмотренные НК РФ (ст. 64, 65).
Налогоплателыцики— организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность упла-чивать налоги. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций налогоплательщиками не признаются, однако в порядке, предусмотренном НК РФ, по месту своего нахождения исполняют обязанности организаций, в состав ко-торых они входят (ст. 19). В Кодексе предусмотрены обязанно-сти налогоплательщика: основная — по уплате налога — и со-путствующие ей (ст. 23), а также его права (ст. 21, 22).
Неналоговые доходы государстваи муниципальных образова-ний — поступающие в их распоряжение доходы от использова-ния государственного и муниципального имущества и деятель-ности органов государственной власти и местного самоуправле-ния, платежи эквивалентного и штрафного характера, а та^сже средства, привлеченные на добровольных началах.
О
Объект налогообложения— один из элементов налогообло-жения, с которым закон связывает обязанность по уплате нало-га или сбора. Согласно НК РФ объектами налогообложения могут выступать операции по реализации товаров (работ, ус-луг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных то-варов (выполненных работ, рказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую ха-рактеристики. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью вто-рой НК РФ и с учетом положений ст. 38 гл. 7 НК РФ.
Обязательное государственное страхование— одна из форм имущественного и личного страхования, установленного зако-нодательными актами РФ в целях обеспечения защиты интере-сов граждан (страхователей) при наступлении определенных
Словарь-справочник основных понятий и терминов________447
событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, форми-руемых из средств соответствующих бюджетов. Виды, условия и порядок осуществления указанного страхования регламентиру-ются финансово-правовыми актами в соответствии с Указом Президента РФ от 6 апреля 1994 г. «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования». Порядок заключения договоров обязательного страхования ре-гулируется ГК РФ (ст. 927, 935, 936).
Обязательное пенсионное страхование —система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (вып-лат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получае-мого ими до установления обязателъного страхового обеспечения, т. е. до исполнения страховщиком своих обязательств перед за-страхованным лицом при наступлении страхового случая, по-средством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смер-ти (ст. 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Организация страхового дела— урегулированная правовыми нормами система отношений в области страхования между страховыми организациями и органами государственного надзо-ра за страховой деятельностью, между страховыми организация-ми и страхователями (юридическими и физическими лицами), а также между самими страховыми организациями. Государствен-но-правовое регулирование организащш страховой деятельно-сти в Российской Федерации в целом, а также организации и порядка проведения обязательного государственного страхова-ния, обеспечения финансовой устойчивости страховщиков яв-ляется предметом финансового права. Договорные отношения в сфере страхования регулируются ГК РФ (гл. 48).
Особые экономические зоны— к особым экономическим зо-нам относятся в настоящее время Калининградская и Магадан-ская области, где введены специальные режимы налогообложе-ния, обусловленные целями развития производительных сил, финансового и товарного рынков указанных областей. В этих целях налогоплателыцики — участники особой экономической зоны освобождаются от уплаты ряда налогов на основании фе-деральных законов «Об Особой экономической зоне в Магадан-ской области», «Об Особой экономической зоне в Калинин-градской области».
Отчет об исполнении бюджета— см. Бюджетный процесс
Словарь-справочник основных понятий и терминов
Словарь-справочник основных понятий и терминов
^ |
П
Получатель бюджетных средств —бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств и использование их в соответствии с утвержденным бюд-жетной росписью размером по целевому назначению (ст. 161 — 163 БК РФ).
Порядок защиты прав и законных интересовсубъектов финан-совых правоотношений — административный (путем обжалова-ния вышестоящему по отношению к нарушителю органу или вышестоящему должностному лицу) или судебный (в соответ-ствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ по подведомственности).
Процессуальные финансово-правовые нормы —нормы, кото-рые устанавливают порядок деятельности в области формирова-ния, распределения и использования государственных и муни-ципальных денежных фондов (доходов). Они требуют соблюде-ния предусмотренных процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия определенных органов, установленной юриди-ческой формы принимаемых решений и т. п. В отличие от не-которых других отраслей права финансовое право концентриру-ет в единой отрасли материальные и процессуальные нормы.
Р
Распорядитель бюджетных средств— орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным полу-чателям бюджетных средств. Он составляет бюджетную рос-пись, определяет лимиты бюджетных обязательств по подведом-ственным получателям, утверждает сметы доходов и расходов последних и контролирует использование ими бюджетных средств (ст. 159, 160 БК РФ).
Расходные обязательства— обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором обязанности Россий-ской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти и местного самоуправления, субъектам международного права средства соответствующего бюджета (ст. 6 БК РФ).
Расходы государственного и местного бюджета —суммы де-нежных средств, сосредоточенных в конкретных бюджетах и ис-пользуемых в целях реализации задач и функций соответствую-щего государственного или муниципального образования.
В Федеральном законе «О бюджетной классификации Россий-ской Федерации» выделяются функциональная, экономическая, ведомственная и другие классификации бюджетных расходов. Разграничиваются между бюджетами разных уровней соответ-ственно предметам ведения Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, подведомственности органи-заций и значения финансируемых мероприятий, учреждений.
Ревизия —основной метод финансового контроля, наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной де-ятельности организаций с целью проверки ее законности и це-лесообразности. Ревизии подразделяются на несколько видов: плановые и внезапные, документальные и фактические, полные (сплошные) и выборочные (частичные) и др. Ревизия оформля-ется актом ревизии.
Реструктуризация государственного и муниципального долга —основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с за-меной указанных долговых обязательств иными долговыми обя-зательствами, предусматривающими другие условия обслужива-ния и погашения обязательств, Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) сум-мы основного долга (ст. 105 БК РФ).
Рефинансирование государственного и муниципального долга —одна из форм реструктуризации государственного (муниципаль-ного) долга, состоящая в эмиссии государственных (муници-пальных) ценных бумаг с целью погашения задолженности по ранее выпущенным государетвенным (муниципальным) цен-ным бумагам.
Сберегательное дело— система правоотношений между бан-ковскими кредитными организациями, с одной стороны, и юри-дическими и физйческими лицами, с другой, по поводу привле-чения на добровольной основе свободных денежных средств последних во вклады на условиях срочности и возмездности. Указанные средства размещаются банками от своего имени и за свой счет в целях получения прибыли в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», гл. 44 ГК РФ.
Сборы— как составная часть системы налогов и сборов РФ — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических
Славарь-справочник основных понятий и терминов
Словарь-справочник основных понятий и терминов
лиц, уплата которых является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых дей-ствий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ). Как и налоги, сборы зачисляются в бюджеты разных уровней.
Смета бюджетного учреждения(смета доходов и расходов) — финансово-плановый акт, утвержденный в порядке и форме, установленными правовыми нормами, в котором определяются поступающие в распоряжение учреждения в течение календар-ного года средства для текущей деятельности и развития с ука-занием источников доходов и целевого направления средств.
В смете должны быть отражены все доходы бюджетного уч-реждения, получаемые как из бюджетной системы, так и от оеу-ществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной соб-ственности, закрепленной за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления и иной деятельности (ст. 161, 221 БК РФ).
Сметно-бюджетное финансирование —порядок выделения средств на основе смет (см.) бюджетным учреждениям из бюд-жетной системы для осуществления расходов, связанных с их основной деятельностью и развитием, на принципах безвоз-вратности и безвозмездности (как правило), целевого и эффек-тивного использования, соблюдения финансовой дисциплины, осуществления финансирования по мере выполнения работ (ус-луг) и с учетом использования ранее отпущенных ассигнова-ний. Объектами сметно-бюджетного финансирования являются деятельность учреждений социально-культурной и научной сферы, правоохранительная и судебная деятельность, меропри-ятия по обеспечению обороны и безопасности страны, а также деятельность законодательных (представительных) и исполни-тельных органов государственной власти и местного самоуправ-ления, Президента РФ и его Администрации.
Социальное страхование— система отношений по государ-ственному материальному обеспечению граждан при наступле-нии нетрудоспособности, старости и в иных установленных за-коном случаях, осуществляемого за счет средств общества и предприятий, а также частично за счет средств самих граждан,
объединенных в различные фонды (Пенсионный, Государствен-ного социального страхования, обязательного медицинского страхования).
Специальные налоговые режимы— особый порядок исчисле-ния и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. Их виды закреплены ст. 18 НК РФ и конкретизиро-ваны в разделе VIII1 «Специальные налоговые режимы» части второй НК РФ (Система налогообложения для сельскохозяй-ственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйствен-ный налог) (гл. 26'); Упрощенная система налогообложения (гл. 262); Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 263); Система налогообложения при выполнении соглашений о раз-деле продукции (гл. 264)).
Стабилизационный фоцц РФ— часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, уп-равлению и йспользованию в целях обеспечения сбалансирован-ности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (гл. 13' БК РФ; постановление Правительства РФ от 23 января 2004 г. «Об утверждении Правил перечисления в Ста-билизационный фонд Российской Федерации дополнительных доходов федерального бюджета, остатков средств федерального бюджета на начало финансового года и доходов от размещения средств Стабилизационного фонда Российской Федерации»).
Страхование— отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплачиваемых ими страховых премий (стра-ховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков (Федеральный закон «Об организации страхового дела в Рос-сийской Федерации»).
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование —индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уп-лачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионно-му страхрванию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (ст. 3
Словарь-справочник основных понятий и терминов
Словарь-справочник основных понятий и терминов
Федерального закона «Об обязательном пенсионном страхова-нии в Российской Федерации»). Их значение как постоянного и стабильного источника финансовых ресурсов Пенсионного фонда возросло с 1 января 2002 г., когда в данный фонд пере-стала напрямую перечисляться определенная часть (доля) ЕСН.
Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний —обя-зательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных за-болеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику и зачисляемый в Фонд социального страхо-вания РФ (Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профес-сиональных заболеваний»).
Субвенция (в бюджетных правоотношениях) —бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юриди-ческому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осу-ществление определенных целевых расходов (ст. 6 БК РФ).
Субсидия (в бюджетных правоотношениях) —бюджетные
средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юриди-
ческому лицу на условиях долевого финансированця целевых
расходов (ст. 6 БК РФ). '
Субъекты финансового права и финансовых правоотношений.Субъект финансового права — лицо, обладающее правосубъект-ностью, т. е. потенциально способное быть участником финансо-вых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями. А субъект финансового правоотноше-ния — это реальный участник конкретных правоотношений. Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят все три основные группы, на которые под-разделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения, т. е. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования; б) коллективные субъекты — органы государственной власти и местного самоуп-равления, предприятия, организации, учреждения; в) индиви-дуальные субъекты (физические лица) — граждане РФ, иност-ранные граждане и лица без гражданства.
Счетная палата РФ — постоянно действующий орган государ-ственного финансового контроля, образованный Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему. В рамках задач, определен-ных законодательством, Счетная палата обладает организацион-
ной и функциональной независимостью. Ее деятельность на-правлена на проведение контрольно-аналитических мер в отно-шении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных госу-дарственных расходов. Объектом контроля выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность, состояние государственного внут-реннего и внешнего долга РФ, деятельность Центрального банка РФ, других банков в части обслуживания ими федерального бюд-жета; деятельность Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга РФ (см. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации»). Подобные органы создаются на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.
Таможенная пошлина— обязательный платеж федерального уровня, взимаемый таможенными органами с декларанта при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием та-кого ввоза или вывоза. Относится к одному из видов таможен-ных платежей (ст. 318 ТК РФ). С 1 января 2004 г. регулируется ТК РФ (разд. III «Таможенные платежи»), Законом РФ «О та-моженном тарифе», Методическими указаниями о порядке при-менения таможенными органами положений Таможенного ко-декса РФ, относящихся к таможенным платежам, приказом ГТК РФ от 25 декабря 2003 г. о таможенных сборах. Таможенная пошлина подлежит зачислению в федеральный бюджет. С 1 ян-варя 2005 г. исключена из состава федеральных налогов и сбо-ров. В соответствии с БК РФ относится к неналоговым доходам федерального бюджета.