Тема 1. Основные научные школы менеджмента
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«История управленческой мысли»
Тема 1. Основные научные школы менеджмента
Возникновение основных идей менеджмента в истории. Влияние исторических факторов на эволюцию идей и практики менеджмента.
Формирование классических школ менеджмента. «Одномерные» учения об управлении: научное управление. Сущность и эволюция бихевиористских (поведенческих) представлений об управлении. Роль организационных теорий в развитии теории менеджмента. «Синтетические» учения об управлении. Место П. Друкера в создании систематизированного учения об управлении. Ситуационные теории менеджмента. Теория «7-S». Школа использования научных достижений в управлении.
Основные современные модели менеджмента: общее и особенное. Американская модель менеджмента. Японская модель менеджмента. Маркетинговая (информационная) модель менеджмента.
Основные понятия: школа научного управления, школа человеческих отношений (поведенческих наук), синтетические учения, ситуационные теории, школа использования научных достижений в управлении, японская модель менеджмента.
Тема 2. Закономерности управления системами
Основы общей теории систем. Принципы общей теории систем. Организация как закрытая и открытая система. Влияние факторов микросреды и макросреды на управление организацией. Механизмы связи внутренней и внешней среды.
Подсистемы адаптации, достижения целей, интеграции и латентности. Типология организаций в зависимости от их отношений с внешней средой. Механизм интеграции в систему. Социальная структура организации.
Основные понятия: система, закрытая система, открытая система, социальная структура организации.
Тема 3. Структуры системы менеджмента
Взаимодействие между системой и ее частью. Выделение основных структурных компонентов организации.
Организационная структура в системе менеджмента. Понятие рациональной бюрократической организации.
Линейная организационная структура. Функциональная организационная структура. Дивизиональная организационная структура. Выбор типа дивизиональной структуры. Дивизионально-продуктовая структура. Дивизиональная структура, ориентированная на потребителя. Географическая дивизиональная структура. Применение адаптивной (органической) организационной структуры. Проектная организационная структура. Матричная структура организации. Организация конгломератного типа.
Динамическая сетевая организационная структура. Эдхократическая организационная структура (новый тип). Многомерная организационная структура. Организация, ориентированная на рынок. Партисипативная структура. Предпринимательская структура.
Основные понятия: организационная структура, рациональная бюрократия, линейная организационная структура, функциональная организациионная структура, дивизиональная организационная структура, дивизионально-продуктовая структура, дивизиональная структура, ориентированная на потребителя, географическая дивизиональная структура, проектная организационная структура, матричная структура организации, эдхократическая организационная структура.
Тема 4. Эволюция организации как функции менеджмента
Этапы организационного проектирования. Принципы разработки оргструктур управления. Оптимизация оргструктуры управления. Признаки оптимальной организационной структуры. Выработка критериев для оценки возможностей организационной структуры управления.
Разработка организационной структуры с учетом особенностей жизненного цикла организации. Анализ ситуации на стадии создания организации. Действия руководителя на различных этапах жизненного цикла организации.
Основные понятия: властные полномочия, специализация в выполнении рабочих заданий, командная цепочка, принцип единоначалия, принцип скалярности, подотчетность, централизация, децентрализация, делегирование, норма управляемости.
Тема 5. Развитие теории планирования деятельности организации
Классические методы планирования деятельности организации: балансовый и бюджетный. Нормативный метод планирования. Графические методы планирования. Математические методы планирования.
Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Целевые комплексные программы. Бизнес-план. Особенности текущих планов.
Основные понятия: плановый комитет, плановая служба, балансовый метод планирования,бюджетный метод планирования,норма, норматив, нормативный метод планирования, математическиеметоды планирования, статистические методыпланирования, анализ безубыточности, стратегические планы, целевые комплексные программы, бизнес-план.
Тема 6. Совершенствование подходов к прогнозированию деятельности организации
Понятие и виды прогноза. Возникновение и развитие подходов к прогнозированию деятельности организации. Принципы прогнозирования. Классификация методов прогнозирования.
Количественные методы прогнозирования. Качественные методы прогнозирования. Практика прогнозирования деятельности организации.
Основные понятия: прогноз, интервальный прогноз, поисковый прогноз, прогнозный сценарий, количественные прогнозы, модели казуального прогнозирования, качественные прогнозы.
Тема 7. Развитие теорий мотивации труда
Феномен мотивации в менеджменте. Мотивационная теория подкрепления.
Иерархия потребностей в теории А. Маслоу. Иерархия мотивов индивидуальной и групповой мотивации В. Зигерта и М.Ланга. Управленческая решетка Роберта Р. Блейка и Джейн С. Моутон. Мотивационная модель Ф. Герцберга. Мотивационная модель Д.Макклелланда. Теория ожиданий В. Врума. Применимость теории ожиданий в практике управления. Теория справедливости. Модель Л. Портера и Э. Лоулера.
Применимость моделей в практике управления. Мотивация снижения текучести управленческих кадров.
Основные понятия: мотив, мотиватор, мотивировка, текучесть кадров.
Тема 8. Эволюция представлений о власти и лидерстве
Лидерство и руководство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Руководство: власть и партнерство. Стиль руководства. Границы применимости стилей. Характерные черты стилей руководства. Особенности сильных и слабых руководителей. Деловые качества руководителя.
Модели деятельности руководителей. Модель авторитарного слабого руководителя. Модель либерального слабого руководителя. Модель сильного руководителя. Концепция управления человеческими ресурсами.
Основные понятия: лидерство, влияние, власть, стиль руководства.
Тема 9. Классические и современные формы контроля деятельности организации
Эволюция понятия «контроль» и совершенствование его функций в системе управления организацией. Развитие новых видов контроля: по типу осуществления, по видам, по объектам, по субъектам, по интенсивности, по месту осуществления, по целям, по методам, по стадиям. Предварительный, текущий и итоговый контроль. Стратегический и оперативный (административный) контроль. Этапы процесса контроля.
Основные понятия:традиционный контроль, опережающий контроль, летучий контроль, стационарный контроль, стратегический контроль, оперативный контроль.
Планы семинарских занятий
по курсу «История управленческой мысли»
Тема 1. Основные научные школы менеджмента
1. Социально-экономические и научно-технические предпосылки возникновения науки менеджмента.
2. Формирование классических теорий менеджмента:
· школа научного менеджмента (Ф. Тейлор);
· школа человеческих отношений (Э. Мэйо);
· бихевиористские учения (В. Скотт, М. Фоллет, А. Маслоу);
· административная школа управления (А. Файоль);
· концепция бюрократической организации (М. Вебер).
3. Современные теории менеджмента:
· теория «Х» и теория «Y» (Д. Мак-Грегор);
· теория менеджмента П. Друкера;
· ситуационные теории менеджмента;
· теория «7-S» («Маккинзи»);
· теория «Z» (У. Оучи);
· количественная школа менеджмента (В. М. Глушков, Н. Винер);
· общая теория систем (Л. Берталанфи, А. А. Богданов).
4. Развитие практики менеджмента:
· американская модель менеджмента;
· японская модель менеджмента;
· маркетинговая (информационная) модель менеджмента.