Особенности построения учетного процесса как основы формирования структуры службы бухгалтерского дела.
Рациональная организация бухгалтерского учета – это система элементов и средств наиболее оптимального построения учетного процесса с целью получения достоверной, своевременной и уместной (полезной) для управления информации о деятельности предприятия и осуществления контроля за эффективностью использования производственных ресурсов.
Основные элементы и средствасистемы организации бухгалтерского учета:
1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета.
2. Регистры бухгалтерского учета.
3. Первичные учетные документы.
4. Внутренняя бухгалтерская отчетность.
5. Документооборот.
6. Использование средств механизации и автоматизации учета.
7. Построение учетного аппарата и определение выполняемых им функций.
Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов РФ и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. (Согласно п.3 ст.8 и ст.6 Закона РФ «О бухгалтерском учете», организация непрерывно, с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации ведет бухгалтерский учет).
Ответственность за организациюбухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.
Руководитель организацииможет в зависимости от объема учетной работы:
1. Учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.
2. Ввести в штат должность бухгалтера.
3. Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.
4. Вести бухгалтерский учет лично.
Основными предпосылками рациональной организациибухгалтерского учета является: изучение организации, законоположений и инструкций и других регламентирующих документов по учету и отчетности; установление наиболее рациональных взаимоотношений производственных участков организации с ее бухгалтерией; определение характера и объема бухгалтерской информации; рациональное распределение труда между работниками учетного аппарата.
При изучении специфики функционирования организациинеобходимо установить ее организационно-правовую форму, организационную структуру и структуру управления, определить наличие видов производств, видов хозяйственной деятельности, а также наличие структурных подразделений и их территориальное расположение. Изучению подлежат также организационно-технологические особенности и системы методов управления видами деятельности организации. Все эти аспекты оказывают существенное влияние на организацию и построение учетного процесса, в частности на выбор рабочего плана счетов, других организационных, методических и технических аспектов бухгалтерского учета при разработке и принятии учетной политики организации.
Например, знание организационной структуры, структуры вспомогательных, основных и обслуживающих производств предопределяет возможность правильного документооборота, рациональной расстановки учетных работников и распределения между ними объемов учетных работ. Знание технологии и организации производства позволяет правильно организовать учет затрат и выхода продукции, в практической деятельности использовать наиболее прогрессивные методы производственного и системы управленческого учета затрат на производство и т. д.
При организации учетаважным условием являются знание работникамибухгалтерской службы законодательных актов и инструктивных материалов, регламентирующих бухгалтерский учет и отчетность в РФ. Без знания общеустановленных правил и принципов (вариантов) организации, методики и техники ведения бухгалтерского учета нельзя рационально организовать работу счетного аппарата и правильно отражать хозяйственные операции..
При организации бухгалтерского учета необходимо установить наиболее рациональное взаимоотношение производственных подразделений с бухгалтерией. Эти взаимоотношения должны обеспечить получение необходимой информации для контроля за ходом процессов воспроизводства и управления хозяйственной деятельностью организации и ее сегментов.
Для определения объемаи характера бухгалтерской информации, необходимо установление направлений и характера учетных работ (определение штата бухгалтерии и распределение работ между отдельными работниками бухгалтерии).
Рациональное распределение трудамежду работниками бухгалтерии означает составление перечня учетных операций, подлежащих выполнению за месяц, и установление норм времени выполнения каждой операции работниками бухгалтерии. Для этого разрабатывают план организации бухгалтерского учета.Он включает:
1. План документации – перечень необходимых документов, график документооборота.
2. План инвентаризации – порядок, сроки и количество проведения инвентаризаций.
3. План отчетности – определяют калькуляционный период определения финансовых результатов, сроки составления и представления отчетности.
4. План технического оформления учета – определяется форма бухгалтерского учета.
5. План организации труда и повышения квалификации работников бухгалтерии – определяют штат работников и структуру бухгалтерии, дают должностную характеристику каждому работнику, намечают мероприятия по повышению их квалификации.
6. План (проект) корреспонденции счетов рабочего плана счетов.
7. План проверок и ревизий.
8. Организация бухгалтерского архива.
Рациональная организация бухгалтерского учета в значительной степени зависит от правильности определения структуры бухгалтерии и бухгалтерского аппарата. Бухгалтерия является самостоятельной структурной единицей организации.
Количественный состав бухгалтерии зависит от размеров организации, от видов деятельности и их отраслевой принадлежности, от организации и технологии производства, от наличия структурных подразделений и их территориального расположения, от квалификации работников учета и автоматизации учетных работ и др.
Структура аппарата бухгалтерии зависит от особенностей каждой организации. Она бывает:
1. Линейная –все работники подчиняются главному бухгалтеру (небольшие организации).
2. Вертикальная –создаются промежуточные звенья управления (отделы), возглавляемые старшими бухгалтерами (средние и крупные организации). Работники бухгалтерии подчиняются непосредственно старшим бухгалтерам соответствующих отделов (звеньев управления). Отделы бывают : расчетный, материальный, учет готовой продукции, производства и калькуляции себестоимости; общий отдел.
3. При функциональной (комбинированной) организацииструктуры бухгалтерии ее специальные структурные подразделения ( по центрам ответственности и другим организационным структурам) выполняют замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера передаются руководителям подразделений бухгалтерий в пределах установленных компетенций (на крупных предприятиях).