Основы структуры тренировочного процесса и методика построения занятий

Общая структура тренировочных занятий (вводно-подготовительная, основная и заключительная часть).Основная педагогическая направленность занятий. Занятия избирательной направленности. Занятия комплексной направленности. Последовательность решения задач в занятиях комплексной направленности. Сочетание занятий комплексной и избирательной направленности. Нагрузка тренировочного занятия. Характеристика видов нагрузки. Типы занятий (учебные, тренировочные, учебно-тренировочные, восстановительные, модельные, контрольные). Организация занятий (индивидуальная, групповая, фронтальная, свободная форма).

Микро-, мезо- и макроструктура тренировочного процесса

Структура многолетней подготовки спортсменов. Микроцикл. Типы микроциклов (втягивающий, ударный, подводящий, восстановительный, подводящий). Чередование занятий с различными по величине и направленности нагрузками в микроцикле и их воздействие на организм спортсмена. Структура микроциклов с несколькими занятиями в течение дня. Мезоцикл. Типы мезоциклов (базовый, контрольно-подготовительный, предсоревновательный, соревновательный). Сочетание микроциклов в мезо

Цикле. Особенности построения мезоциклов. Макроцикл. Общая структура макроцикла. Четырехлетние макроциклы. Периодизация тренировки в отдельном макроцикле (подготовительный, соревновательный и переходный периоды). Тренировка в подготовительном периоде. Общеподготовительный и специально-подготовительный этапы. Тренировка в соревновательном периоде. Схемы построения предсоревновательной подготовки. Тренировка в переходном периоде. Суммарные объемы работы различной направленности в течение года и макроцикла. Структура многолетнего процесса занятий спортом и факторы, ее определяющие. Построение тренировки на этапе начальной, предварительной базовой, специализированной базовой подготовки, этапе максимальной реализации возможностей и этапе сохранения достижений. Интенсификация многолетнего тренировочного процесса. Динамика нагрузок различной преимущественной направленности в процессе многолетней подготовки. Спортивный отбор. Спортивная ориентация. Отбор и ориентация в процессе многолетней подготовки ( на первом, втором, третьем, четвертом и пятом этапах).

Прогнозирование и моделирование в тренировочной и соревновательной деятельности. Внетренировочные и внесоревновательные факторы в тренировочном процессе

Методы прогнозирования. Краткосрочное и среднесрочное прогнозирование. Долгосрочное и сверхдолгосрочное прогнозирование. Основные положения моделирования в спорте. Обобщенные, групповые, индивидуальные модели. Модели соревновательной деятельности. Модели подготовленности. Морфофункциональные модели. Моделирование соревновательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей спортсменов. Средства восстановления и стимуляции работоспособности (педагогические, психологические, медико-биологические). Основные направления использования средств управления работоспособностью и восстановительными процессами. Планирование применения средств восстановления и стимуляции работоспособности в процессе тренировки

Вопросы для подготовки к экзамену

1.Сущность и определение понятий ”физическое воспитание“, ”физическое развитие“, ”физическая культура личности“, ”физическая культура“, ”спорт“.

2.Принцип всестороннего гармонического развития личности. Требования к его реализации в системе физического воспитания.

3.Прикладной характер физического воспитания. Требования к его реализации в системе физического воспитания.

4.Принцип оздоровительной направленности физического воспитания. Требования к его реализации в системе физического воспитания.

5.Функции физической культуры (общекультурные, специфические).

6.Общая характеристика общеподготовительного и специализированного направлений физического воспитания.

7.Общая характеристика профессионально-прикладной физической культуры (профессионально-прикладное направление, военно-прикладное направле­ние).

8.Общая характеристика оздоровительно-реабилитационной физической культуры.

9.Общая характеристика общеподготовительного направления физического воспитания (базовой и фоновой физической культуры).

10.Общая характеристика спорта как специализированного направления физической культуры.

11.Общая характеристика методов физического воспитания.

12.Игровой метод в физическом воспитании.

13.Соревновательный метод в физическом воспитании.

14.Организация занятий по методу круговой тренировки в физическом воспитании.

15.Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания.

16.Физическое упражнение как основное специфическое средство физического воспитания.

17.Характеристика нагрузки и ее параметров (объема и интенсивности) в физическом воспитании.

18.Типы интервалов отдыха в процессе физического воспитания. Активный и пассивный отдых.

19.Двигательные умения и навыки как результат процесса обучения двигательным действиям. Перенос навыков.

20.Основные характеристики техники физических упражнений (пространственные, временные, пространственно-временные, динамиче­ские, ритмическая).

21.Этап начального разучивания двигательного действия (задачи и особенности методики).

22.Этап углубленного разучивания двигательного действия (задачи и особенности методики).

23.Этап закрепления и совершенствования двигательного действия (задачи и особенности методики).

24.Принцип систематичности. Требования к его реализации в процессе физического воспитания.

25.Принцип доступности и индивидуализации. Требования к его реализации в процессе физического воспитания.

26.Принцип сознательности и активности. Требования к его реализации в процессе физического воспитания.

27.Принцип наглядности. Требования к его реализации в процессе физического воспитания.

28.Общая характеристика специфических принципов физического воспитания.

29.Аэробная выносливость и методика ее направленного развития.

30.Анаэробная выносливость и методика ее направленного развития.

31.Силовая выносливость и методика ее направленного развития.

32.Скоростно-силовые способности и методика их направленного развития. Быстрота простой и сложной двигательной реакций и методика их направленного развития.

33.Быстрота движений и методика ее направленного развития.

34.Двигательно-координационные способности и методика их направленного развития.

35.Гибкость и методика ее направленного развития.

36.Научно-методические основы построения урока физической культуры (динамика работоспособности занимающихся, структура урока, содержание и продолжительность частей урока).

37.Особенности методики проведения подготовительной части урока физической культуры.

38.Особенности методики проведения основной части урока физической культуры.

39.Особенности методики проведения заключительной части урока физической культуры.

40.Урочные формы занятий физическими упражнениями. Виды урочных форм и определяющие черты.

41.Неурочные формы занятий физическими упражнениями. Виды неурочных форм и определяющие черты.

42.Организационно-методические основы использования метода дополнительных упражнений на уроке физической культуры.

43.Задачи, содержание и построение педагогического анализа урока физической культуры в школе.

44.Организационно-методические основы физического воспитания учащихся по месту жительства, в семейном быту.

45.Организационно-методические основы внешкольной работы по физическому воспитанию учащихся.

46.Физкультурно-оздоровительные мероприятия и их организация в режиме учебного и продленного дня школы.

47.Задачи, содержание, методические особенности и организация внеклассной работы в школе.

48.Задачи, содержание и организация работы по обязательному курсу физического воспитания студентов.

49.Задачи, содержание и организация физического воспитания студентов специального учебного отделения.

50.Задачи, содержание и организация физического воспитания студентов спортивного учебного отделения.

51.Задачи, содержание и организация физического воспитания студентов основного учебного отделения.

52.Задачи, содержание и организация работы по физическому воспитанию с прикладной направленностью в профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях.

53.Плотность урока физической культуры и методика ее определения.

54.Задачи, содержание, методические особенности и организация физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

55.Задачи, содержание, методические особенности и организация физического воспитания детей младшего школьного возраста.

56.Задачи, типичные черты методики и организация занятий физической культурой людей в зрелом возрасте.

57.Задачи, типичные черты методики и организация занятий физической культурой в пожилом возрасте.

58.Методы организации деятельностью учащихся на уроках физической культуры.

59.Методика оценки результатов в учебной деятельности учащихся на уроках физической культуры в школе.

60.Роль подвижных игр в развитии ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Класси­фикация подвижных игр. Структура игры. Оборудование для подвижных игр. Обеспечение безопасности. Методика проведения подвижных игр с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Примеры подвижных игр для детей дошкольного и младшей возрастной группы.

61.Общая характеристика документов планирования в физическом воспитании школьников.

62.Педагогическое наблюдение как метод исследования в сфере физической культуры и спорта.

63.Тестирование как метод исследования в сфере физической культуры и спорта.

64.Педагогический эксперимент как метод научного исследования в сфере физической культуры и спорта.

65.Педагогический контроль. Его объекты, разновидности и организация в физическом воспитании.

66.Методика воспитание осанки у дошкольников различного возраста.

67.Формы и виды закаливания дошкольников. Механизм закаливания. Принципы закаливания. Методика воздушных процедур в режиме работы детского сада.

68.Методика проведения физкультурных занятий с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата. Методика профилактики и коррекции на­рушений свода стопы и осанки.

69.Организация и методика проведения физкультурных праздников в дошкольных учреждениях.

70.Методика проведения физкультурных мероприятий с дошкольниками на открытом воздухе.

71.Оборудование спортивных площадок и залов для физкультурных занятий в детском саду и школе. Нормативные требования санитарно-гигиенического обеспечения мест занятий.

Содержание, структура и предмет теории спорта.

Основные понятия (категории) теории спорта.

Наши рекомендации