Э.: Владимир Иванович, что вы пожелаете бухгалтерам? 27 страница

Дебет 60 Кредит 51

- оплачены услуги организаций, связанные с исполнением договора (с учетом НДС);

Дебет 76 Кредит 60

- предъявлены принципалу расходы, подлежащие возмещению (с учетом НДС);

Дебет 51 Кредит 76

- получена от принципала компенсация расходов по агентскому договору (с учетом НДС).

Агент должен документально подтвердить все расходы, произведенные им по договору. Иначе сумма их компенсации будет считаться безвозмездно полученными средствами. Тогда агенту придется включить их в состав внереализационных доходов и начислить с них налог на прибыль.

Иногда стороны устанавливают сумму вознаграждения уже с учетом компенсации расходов агента по договору. Это приводит к необоснованному завышению выручки агента. Кроме того, агент не может включить такие расходы в себестоимость, поскольку по Гражданскому кодексу они должны возмещаться принципалом. По этой же причине он не может принять к вычету НДС по ним. Поэтому укажите отдельно в договоре сумму вознаграждения агента и перечислите те расходы (и их максимальную сумму), которые возмещает принципал.

Оказывая услуги, агент может оплатить расходы, прямо не связанные с предметом посреднического договора (например, аренду своего офиса, коммунальные платежи, размещение в СМИ рекламы о своей фирме и т.п.). Такие затраты агент должен включить в расходы и отразить их на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Указанные расходы отражают в учете агента проводками:

Дебет 26 Кредит 02 (60, 76, 69, 70...)

- отражены расходы, связанные с деятельностью агента;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

- учтен НДС по товарам, работам и услугам, приобретенным агентом;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19

- произведен вычет по НДС;

Дебет 60 (76) Кредит 51

- оплачены товары, работы и услуги.

Пример. В отчетном году ООО "Пассив" (агент) заключило агентский договор с АО "Актив" (принципал). По договору "Актив" поручил "Пассиву" провести рекламную кампанию своих товаров на телевидении и в прессе. На проведение рекламной кампании выделена сумма в размере 240 000 руб. (с учетом НДС). Агент получает вознаграждение в размере 5% от стоимости рекламных услуг (в рамках утвержденной сметы). Сумма вознаграждения составила 12 000 руб. (240 000 руб. x 5%), в том числе НДС - 1831 руб. Расходы агента, связанные с осуществлением его деятельности (заработная плата сотрудников со страховыми взносами, амортизация основных средств и т.д.), составили 5000 руб.

Бухгалтер "Пассива" должен сделать записи:

Дебет 51 Кредит 76

- 240 000 руб. - получены от принципала деньги на оплату расходов по проведению рекламной кампании;

Дебет 60 Кредит 51

- 240 000 руб. - оплачены услуги сторонних организаций по проведению рекламной кампании (с учетом НДС);

Дебет 76 Кредит 60

- 240 000 руб. - отражены расходы на проведение рекламной кампании, возмещаемые принципалом (с учетом НДС);

Дебет 76 Кредит 90-1

- 12 000 руб. - начислено вознаграждение;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",

- 1831 руб. (12 000 руб. x 18% : 118%) - начислен НДС с суммы вознаграждения;

Дебет 26 Кредит 02 (69, 70)

- 5000 руб. - отражены расходы "Пассива";

Дебет 90-2 Кредит 26

- 5000 руб. - списаны расходы;

Дебет 90-9 Кредит 99

- 5169 руб. (12 000 - 1831 - 5000) - выявлен финансовый результат;

Дебет 51 Кредит 76

- 12 000 руб. - получено вознаграждение от принципала.

По строке 2110 отчета о финансовых результатах за отчетный год "Пассив" отразит выручку в размере 10 тыс. руб. (10 169 = 12 000 - 1831).

Определение степени завершенности работ, услуг, продукции

с длительным циклом изготовления

Согласно ПБУ 9/99 фирма может признавать в бухгалтерском учете выручку от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы или по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом. Выручка от выполнения конкретной работы признается в бухгалтерском учете по мере готовности, если возможно определить готовность работы, услуги, изделия.

В Рекомендациях по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год (Письмо Минфина России от 29 января 2014 г. N 07-04-18/01) было сказано, что признанный в бухгалтерском учете согласно ПБУ 2/2008 актив "Не предъявленная к оплате начисленная выручка" в бухгалтерском балансе отражается в составе оборотных активов как отдельный показатель, детализирующий группу статей "Дебиторская задолженность".

В Рекомендациях по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 г. (Письмо Минфина России от 6 февраля 2015 г. N 07-04-06/5027) разъяснено, что в случае, когда в договоре строительного подряда выделены этапы работ, выручка по такому договору признается как по завершенным, так и по не завершенным и не принятым заказчиком на отчетную дату этапам. В соответствии с п. 17 ПБУ 2/2008:

- выручка и расходы по договору строительного подряда признаются способом "по мере готовности", если финансовый результат (прибыль или убыток) от исполнения договора на отчетную дату может быть достоверно определен;

- способ "по мере готовности" предусматривает, что выручка по договору и расходы по договору определяются исходя из подтвержденной организацией степени завершенности работ по договору на отчетную дату и признаются в отчете о финансовых результатах в тех же отчетных периодах, в которых выполнены соответствующие работы, независимо от того, должны или не должны они предъявляться к оплате заказчику до полного завершения работ по договору (этапа работ, предусмотренного договором).

То есть под действие этого стандарта подпадают как договоры, в которых этапы не предусмотрены, так и договоры, которые содержат условие о поэтапной сдаче-приемке работ (речь идет о договорах, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы (п. 1 ПБУ 2/2008)).

Следовательно, выручка по "длительному" или "переходящему" договору признается в момент завершения каждого из этапов, а также на каждую отчетную дату по незавершенным и не принятым заказчиком этапам.

Напомним, что, если согласно учетной политике организация отражает не предъявленную к оплате начисленную выручку на счете 46-2, используется такая корреспонденция счетов:

Дебет 46-2 Кредит 90-1

- отражена сумма начисленной непредъявленной выручки (на отчетную дату);

Дебет 90-2 Кредит 20

- списана признанная по договору величина расходов (на отчетную дату);

Дебет 62 Кредит 46-2

- выставлены заказчику промежуточные счета на оплату выполненных работ (исходя из условий договора).

Кроме того, нужно помнить, что выручка по договору, признанная способом "по мере готовности", до полного завершения работ (этапа) учитывается как отдельный актив - "не предъявленная к оплате начисленная выручка" (п. 26 ПБУ 2/2008).

Нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету не установлены способы определения степени завершенности на отчетную дату продукции, услуг, работ, отличных от работ по договору строительного подряда.

Между тем в соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов (Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 год (Приложение к Письму Минфина России от 22 января 2016 г. N 07-04-09/2355)).

Таким образом, такой порядок могут применять не только строительные фирмы, но и все другие, которые выполняют работы, оказывают услуги, продают продукцию с длительным циклом изготовления.

То есть при признании в бухгалтерском учете выручки от выполнения конкретных работ, оказания конкретных услуг, продажи продукции по мере готовности способ определения степени завершенности работ, услуг, продукции на отчетную дату целесообразно разрабатывать исходя из ПБУ 2/2008 (в части способа определения степени завершенности работ по договору строительного подряда).

Различия в бухгалтерском и налоговом учете выручки

По правилам бухгалтерского учета выручкой считают только доходы от продажи готовой продукции, товаров, работ или услуг. Доходы от продажи прочего имущества (основных средств, нематериальных активов, материалов и т.д.) в выручку не включают. Их отражают в составе прочих доходов фирмы (строка 2340 отчета о финансовых результатах).

Для целей налогообложения товаром считают любое проданное или предназначенное для продажи имущество (основные средства, нематериальные активы, материалы, ценные бумаги, готовую продукцию, покупные товары и т.д.). Доходы от его продажи учитывают в составе выручки.

Внимание! В бухгалтерском учете применяется термин "продажа" (п. 5 ПБУ 9/99), а налоговое законодательство использует термин "реализация" (п. 1 ст. 39 НК РФ).

В некоторых случаях сумма выручки от реализации в бухучете и налоговом учете формируется по-разному. Так, некоторые доходы по правилам бухгалтерского учета увеличивают выручку, а по правилам налогового учета - нет:

Вид доходов Учет доходов и расходов
бухгалтерский налоговый
Выручка, полученная (причитающаяся к получению) от покупателя товаров (работ, услуг), за минусом НДС Включается в состав выручки от продажи (п. 6 ПБУ 9/99) Включается в состав выручки от реализации (ст. 249 НК РФ)
Курсовые разницы, которые возникают при получении выручки в иностранной валюте Включаются в состав прочих доходов или расходов (п. 7 ПБУ 9/99, п. 11 ПБУ 10/99) Включаются в состав внереализационных доходов или расходов (ст. ст. 250, 265 НК РФ)
Курсовые разницы, возникающие, когда стоимость товаров, работ, услуг выражена в условных денежных единицах Включаются в состав прочих доходов или расходов (п. 13 ПБУ 3/2006) Включаются в состав внереализационных доходов или расходов (ст. ст. 250, 265 НК РФ)
Проценты за отсрочку оплаты товаров, работ, услуг (коммерческий кредит) Увеличивают выручку от продажи (п. 6.2 ПБУ 9/99) Включаются в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ)
Проценты или дисконт по векселям, полученным в оплату товаров, работ, услуг Увеличивают выручку от продажи (п. 6.2 ПБУ 9/99) Включаются в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ)

Строка 2120 "Себестоимость продаж"

В этой строке указывают сумму расходов по обычным видам деятельности фирмы. Причем здесь отражают только те расходы, которые относятся к проданной продукции (товарам, работам, услугам) в отчетном году (п. п. 9, 21 ПБУ 10/99). Данный показатель указывают в круглых скобках.

Внимание! Коммерческие расходы, которые учитывают по счету 44 "Расходы на продажу", подлежат отражению по строке 2210 отчета о финансовых результатах.

Для отражения управленческих расходов в отчете предназначена строка 2220. Производственные компании учитывают такие расходы по счету 26 "Общехозяйственные расходы" и в строку 2120 могут их не включать. Однако компании, деятельность которых не связана с производственным процессом (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т.п., кроме компаний, осуществляющих торговую деятельность), используют счет 26 для учета расходов на ведение этой деятельности. Управленческие расходы в отчете они могут не обособлять. Компании, работающие в сфере услуг, все свои расходы по обычным видам деятельности вправе показать по строке 2120 отчета.

К расходам по обычным видам деятельности относят затраты, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг, покупкой и реализацией товаров, включая уплаченные суммы торгового сбора (Письмо Минфина России от 24 июля 2015 г. N 07-01-06/42799).

Не считают расходами фирмы и в отчете не отражают:

- затраты по приобретению внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов, долгосрочных финансовых вложений и т.п.);

- суммы, уплаченные по посредническим договорам в пользу заказчика (комитента, доверителя, принципала);

- суммы, перечисленные в порядке предоплаты материальных ценностей, работ или услуг;

- суммы, выданные в качестве задатка;

- суммы, перечисленные в погашение кредита или займа, ранее полученного фирмой.

При расчете себестоимости проданной продукции (работ, услуг) нужно руководствоваться ПБУ 10/99, а также отраслевыми методическими рекомендациями по формированию себестоимости.

В себестоимость продукции (работ, услуг), как правило, включают все расходы, связанные с ее производством.

Обратите внимание: некоторые расходы фирмы учитывают при расчете налогооблагаемой прибыли только в пределах норм. Однако в бухгалтерском учете их отражают в полной сумме. Корректировка затрат с учетом утвержденных лимитов, норм и нормативов производится только для целей налогообложения.

Например, к нормируемым относятся отдельные виды расходов на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ), расходы работодателя на добровольное страхование в пользу работников (п. 16 ст. 255 НК РФ).

У фирмы могут быть расходы, которые обусловливают получение доходов в будущем.

Такие расходы включают в себестоимость в течение определенного периода времени.

Учет отдельных видов расходов в качестве расходов будущих периодов возможен только в случае, если это прямо предусмотрено нормативными актами.

Методы учета расходов

Расходы в бухгалтерском учете в отчете о финансовых результатах отражают одним из двух методов:

- по методу начисления;

- по кассовому методу.

Большинство фирм применяет метод начисления. Если вы используете этот метод, то расходы отражают в бухучете и отчете о финансовых результатах после того, как они фактически возникли. Оплачены расходы или нет - неважно.

Малым предприятиям, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированным некоммерческим организациям разрешено применять кассовый метод учета доходов и расходов. Если вы используете этот метод, то все расходы отражайте только после их оплаты. Соответственно, в строке 2120 отчета эти фирмы указывают только те расходы на товары (продукцию, работы, услуги), которые они приняли к учету и оплатили.

Обратите внимание: выручка от продаж и расходы фирмы должны учитываться одним и тем же методом.

Выбранный метод учета доходов и расходов нужно закрепить в учетной политике фирмы.

Остальные фирмы должны учитывать доходы и расходы только по методу начисления.

Как учесть расходы по методу начисления

В конце месяца спишите расходы, связанные с продажей товаров (работ, услуг), выручка по которым отражена на счете 90, субсчет "Выручка". Для этого нужно сделать проводку:

Дебет 90-2 Кредит 41 (43, 45, 20)

- списана себестоимость проданных товаров (продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

Таким образом, по строке 2120 отчета нужно отразить дебетовый оборот по субсчету 90-2.

Пример. В отчетном году ООО "Пассив" продало готовую продукцию. Ее себестоимость составила 320 000 руб. Выручка от продажи готовой продукции - 472 000 руб. (в т.ч. НДС - 72 000 руб.). Фирма определяет выручку для целей налогообложения методом начисления.

После отгрузки товара в учете "Пассива" сделаны записи:

Дебет 62 Кредит 90-1

- 472 000 руб. - отражена выручка от продаж;

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС",

- 72 000 руб. - начислен НДС;

Дебет 90-2 Кредит 41

- 320 000 руб. - списана себестоимость проданной продукции.

По строке 2120 отчета о финансовых результатах за отчетный год нужно отразить себестоимость проданной продукции в сумме 320 тыс. руб.

Как учесть расходы по кассовому методу

Если в бухучете вы признаете выручку по кассовому методу, то и расходы нужно учитывать этим же методом, то есть в момент погашения задолженности поставщикам (п. 18 ПБУ 10/99).

Затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг), малые предприятия учитывают на счете 20 "Основное производство". Если вы используете этот метод, то расходы отразите в строке 2120 отчета, если они оплачены.

Пример. В отчетном году ООО "Пассив" реализовало товары на сумму 1 200 000 руб. Покупатель перечислил за товары 800 000 руб. Фирма не является плательщиком НДС. Себестоимость проданных товаров - 600 000 руб. Поставщикам товаров было перечислено только 300 000 руб.

В бухгалтерском учете "Пассива" сделаны записи:

Дебет 51 Кредит 62

- 800 000 руб. - поступили деньги от покупателей;

Дебет 62 Кредит 90-1

- 800 000 руб. - отражена выручка от продаж;

Дебет 90-2 Кредит 41

- 300 000 руб. - списана себестоимость товара, который был реализован и оплачен поставщикам.

В отчете о финансовых результатах за отчетный год по строке 2120 бухгалтер "Пассива" должен отразить расходы в сумме 300 000 руб.

Однако неясно, в какой сумме учитывать товары на балансе. Ведь на складе товаров нет, все они переданы покупателю. Официальных разъяснений на этот счет не имеется. Остается предположить, что учет на счетах кассовым методом нужно вести по простой системе, без применения двойной записи (п. 6.1 ПБУ 1/2008).

Состав расходов

Согласно п. 8 ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности подразделяются на элементы:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

Состав затрат по каждому из элементов определяется организацией самостоятельно (с учетом отраслевых особенностей) и закрепляется в учетной политике. При этом целесообразно опираться на классификацию, используемую в гл. 25 Налогового кодекса.

Материальные затраты

К материальным затратам относят стоимость израсходованных в процессе производства продукции (работ, услуг):

- сырья и материалов (субсчет 10-1);

- покупных полуфабрикатов и комплектующих (субсчет 10-2);

- горюче-смазочных материалов (субсчет 10-3);

- тары (субсчет 10-4);

- запчастей для ремонта производственного оборудования (субсчет 10-5);

- стройматериалов (субсчет 10-8);

- производственного инвентаря (субсчет 10-9);

- прочих материалов (субсчет 10-6);

- спецоснастки и спецодежды в эксплуатации (субсчет 10-11);

- покупных товаров (счет 41).

Материальные затраты возникают при расходовании материально-производственных запасов. При отпуске материалов в производство сделайте в учете записи:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29) Кредит 10

- списаны материалы на нужды основного (вспомогательного, обслуживающего) производства;

Дебет 28 Кредит 10

- списаны материалы на исправление брака.

Для списания материалов выберите один из трех методов, закрепив его в учетной политике фирмы:

- ФИФО;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости каждой единицы.

При этом по каждому виду материалов можно применять разные методы списания.

Фирмы могут учитывать материалы либо по фактической себестоимости, либо по учетным ценам. Выбранный порядок учета закрепите в учетной политике фирмы.

При учете материалов по фактической себестоимости все затраты на их приобретение учитывайте непосредственно на счете 10 "Материалы". Тогда при их отпуске в производство (расходы на продажу) корректировок делать не нужно.

Если же фирма приходует материальные ценности по учетным ценам, то скорректируйте их, доведя до уровня фактических цен. Для этого используйте счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

В состав материальных затрат входит также стоимость электроэнергии, тепла, воды, работ и услуг сторонних организаций, если без них невозможен выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг).

К вспомогательным производствам относят собственные подразделения по обеспечению фирмы электроэнергией, газом и т.д.; по ремонту основных средств; по изготовлению инструментов, запчастей и др.; по возведению временных сооружений и т.д.

Расходы на содержание подобных служб спишите в дебет счета 20:

Дебет 20 Кредит 23 (29)

- включены в себестоимость продукции (работ, услуг) расходы вспомогательного (обслуживающего) производства.

Стоимость работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями, отразите в учете проводками:

Дебет 20 Кредит 60 (76)

- учтена в затратах основного производства стоимость работ (услуг) сторонних организаций;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

- учтен НДС по работам (услугам) сторонних организаций.

Затраты на оплату труда

В составе затрат на оплату труда учитывается зарплата рабочих основного, вспомогательного и обслуживающего производств. Ее начисляют проводкой:

Дебет 20 (23, 29) Кредит 70

- начислена зарплата работникам основного (вспомогательного, обслуживающего) производства.

Ни одно производство невозможно без участия работников инженерных и технологических служб (в т.ч. службы контроля за качеством продукции).

Начисление им заработной платы отразите записью:

Дебет 25 Кредит 70

- начислена зарплата работникам обслуживающих и вспомогательных производств.

В случае если работникам оплачивается исправление брака, примените записи:

Дебет 28 Кредит 70

- начислена зарплата работникам, занятым исправлением брака.

Если ваша компания специализируется на оказании услуг (консультационных, юридических, посреднических и т.п.), сделайте запись:

Дебет 26 Кредит 70

- начислена зарплата работникам сферы услуг.

Отчисления на социальные нужды

К отчислениям на социальные нужды относят страховые взносы в ПФР, ФСС (включая взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) и ФФОМС.

В учете начисление страховых взносов отразите проводками:

Дебет 20 (23, 25, 26, 28, 29) Кредит 69, субсчет "Расчеты по взносам в Фонд социального страхования",

- начислены взносы в Фонд социального страхования;

Дебет 20 (23, 25, 26, 28, 29) Кредит 69, субсчет "Расчеты по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования",

- начислены взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Дебет 20 (23, 25, 26, 28, 29) Кредит 69, субсчет "Расчеты по обязательному пенсионному страхованию",

- начислены взносы на страховую пенсию;

Дебет 20 (23, 25, 26, 28, 29) Кредит 69, субсчет "Расчеты по обязательному пенсионному страхованию",

- начислены взносы на накопительную пенсию.

Для начисления взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний открывают отдельный субсчет:

Дебет 20 (23, 25, 26, 28, 29) Кредит 69, субсчет "Расчеты с Фондом социального страхования по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний",

- начислены взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Амортизация

На себестоимость относят суммы амортизации, начисленные по основным средствам производственного назначения, а также по нематериальным активам.

По основным средствам, купленным до 1 января 2002 г., амортизацию начисляйте по Единым нормам, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. N 1072.

Для налогообложения прибыли амортизацию учитывают в сумме, которая начислена в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы. Она утверждена Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1.

Если основное средство фирма приобрела в 2002 г. или позже, то в бухгалтерском учете амортизацию по нему можно начислять так же, как и в налоговом учете (на основе Классификации).

Амортизацию начисляют по каждому объекту основных средств ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету по счету 01 "Основные средства". Факт ввода объекта в эксплуатацию роли не играет. Начисление амортизации прекращают с месяца, следующего за месяцем полной амортизации или списания основного средства с баланса фирмы (продажа, ликвидация и т.д.).

Начисление амортизации в учете отразите проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 28, 29) Кредит 02

- начислена амортизация основных средств.

По некоторым объектам основных средств амортизацию не начисляют. В их числе:

- жилой фонд, который не сдается внаем (не приносит доходов), приобретенный до 1 января 2006 г. (Письмо Минфина России от 6 июля 2006 г. N 03-06-01-04/141);

- законсервированные объекты, которые предназначены для мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с законодательством;

- земельные участки и объекты природопользования;

- музейные предметы и коллекции;

- объекты основных средств некоммерческих организаций.

По объектам основных средств стоимостью не более 40 000 руб. каждый амортизацию можно не начислять. Их учитывают в составе МПЗ. Списывают их по мере отпуска в производство.

При начислении амортизации по нематериальным активам сделайте одну из проводок:

Дебет 20 (23, 25, 26, 28, 29) Кредит 05

- начислена амортизация нематериальных активов.

Новое в отчете 2016. С 1 января 2016 г. в налоговом учете амортизируемым считается имущество, первоначальная стоимость которого без НДС превышает 100 000 руб. Новый норматив касается тех основных средств, которые компания введет в эксплуатацию 1 января 2016 г. или позднее.

Прочие затраты

К прочим затратам относят расходы по обычным видам деятельности, которые не относятся к элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды и амортизация (п. 8 ПБУ 10/99).

Прочими затратами можно считать расходы на выполнение работ и оказание услуг другими компаниями и физическими лицами по гражданско-правовым договорам, налог на добычу полезных ископаемых, стоимость лицензий на осуществление определенных видов деятельности, взносы в профессиональные саморегулируемые организации и т.п. Для их отражения примените записи:

Дебет 20 (23, 25, 26, 28, 29) Кредит 60 (76, 68)

- отражены работы и услуги сторонних организаций, а также налоги и сборы, обеспечивающие обычные виды деятельности.

Плата за "большегрузы"

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 68-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес новую ст. 179.4 "Дорожные фонды". Введена плата за возмещение вреда автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную массу свыше 12 тонн. Запрет не распространяется на платные автомобильные дороги и платные участки автомобильных дорог.

Разрешенная максимальная масса транспортного средства - это значение массы снаряженного транспортного средства в килограммах с грузом, водителем и пассажирами, указанной в ПТС (свидетельстве о регистрации транспортного средства) в качестве максимально допустимой, кроме седельного тягача, для которого применяется значение массы без нагрузки, указанной в ПТС.

Плата уплачивается владельцами транспортных средств. Ее не платят в отношении:

- транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, за исключением грузо-пассажирских автомобилей-фургонов;

- специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых в деятельности пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;

- специальных транспортных средств, осуществляющих перевозку вооружения и военной техники.

Наши рекомендации