Понятие, состав, структура, источники
Формирования, показатели эффективности
Использования
Активы предприятия, которые участвуют в текущей деятельности и неоднократно меняют свою натурально-вещественную стоимость в течение года, называют оборотными средствами. Оборотные средства классифицируются:
1) по функциональному назначению:
-оборотные производственные фонды – это часть оборотных активов, которая задействована в производственной деятельности (запасы, материалы, сырье, незавершенное производство, расходы будущих периодов и т.д.);
-фонды обращения- это совокупность запасов, товаров и готовой продукции, а также денежные средства. Эти фонды не участвуют в производственном процессе, они постоянно находятся в обороте.
2) по источникам формирования:
-собственные – находятся в распоряжении предприятия и формируются за счет собственных ресурсов. К ним относится уставной капитал, нераспределенная прибыль.;-заемные- являются кредиты банков и займы у других организаций;
Для анализа используется показатель среднегодовой стоимости оборотных средств.
Эффективность использования оборотных средств предприятия определяется следующими показателями: коэффициентом оборачиваемости оборотных средств, скоростью оборота, уровнем рентабельности оборотных средств и коэффициентом загрузки оборотных средств.
Коэффициент оборачиваемости показывает размер оборотных средств, приходящихся на 1 рубль выручки от реализации и определяется по формуле:
где - объем реализованной продукции за определенный период,
- средняя сумма оборотных средств за этот же период.
где - время (скорость ) оборота;
- дневной объем реализации продукции.
где - уровень рентабельности оборотных средств,
П- сумма прибыли за рассматриваемый период.
Коэффициентом загрузки оборотных средств является величина обратная коэффициенту оборачиваемости.
Показатели оборачиваемости имеют большое значение для экономики, поскольку скорость превращения оборотных средств в денежную форму непосредственно влияет на платежеспособность предприятия.
Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств
-закупка материалов более мелками партиями;
-ускорение и удешевление транспортировки грузов;
-сокращение длительности производственного цикла
-снижение себестоимости единицы продукции;
-организация маркетинговых исследований;
-уменьшение предоставляемых отсрочек платежа;
-реализация продукции только платежеспособным покупателям.