Октября. Пекин, Великая китайская Стена.
Мироощущение китайцев, как повествует одна мудрая книга и как я увидел подтверждение всему этому на практике.
1) Их страна находится не на востоке, а в центре. То есть они не думают что США это западная страна, а ЮВА это юго-восток, нет. Они в центре, а все вокруг них. Название страны 中国 - первый иероглиф означает "середина, центр", второй страна. Кстати первое посольство России пришло в Китай в 1618 году, но особого успеха не имело, как и посольства других стран вплоть до середины 19 века. Так как китайцы воспринимали посольскую миссию - просьбой о вассальной зависимости и не могли сравнять своего Сына неба с руководителями других стран. Поэтому посольствам приходилось проходить через унизительные процедуры почтения Сына неба - император Китая, а кто отказывался, тех отправляли домой. Дип. отношения, таким образом, развивались медленно.
Европа же рассматривала Китай как рынок сбыта для товаров. Британия при этом в 19 веке активно продвигала опиум. Китайцы от опиума дурели и потому правительство пыталось прекратить поставки опиума из Британии. В 1841 году Китай конфисковал много тысяч ящиков с опиумом с Британских кораблей, а те в ответ войну объявили. Закончилась она в 1842г., следующая была с 1856 по 1860 гг., этот период приобрёл название «опиумные войны». В этих войнах Китай понял, что что-то не так, оказывается не надо считать окружающие страны своими вассалами. Россия, кстати, во второй войне помогла Китаю и за это получила Приморский край – Владивосток, (основан в 1860), ему как раз 155 лет исполнилось в 2015.
2) Китаец стоит лицом к прошлому и спиной к будущему, то есть, что для нас «вперед» - для них означает «назад». А ещё для них понятие наверх значит на юг (у нас наверху всегда север). Это проявляется в названиях. Например, есть иероглиф 前 - используется как английское слово ago, то есть 3 дня назад будет по-китайски "3 дня 前". Но передняя дверь или главные ворота (front door) будет называться 前门. А ещё для европейцев вперёд значит «вверх». Для китайцев наоборот «вниз» - например "следующий человек" - 下一个人 - первой иероглиф ещё означает вниз, нижний, а предыдущий человек - 上一个人, первый иероглиф означает вверх, то есть тот, кто сверху тот предыдущий. Поэтому мы с ними мыслим по-разному, но если эти мелочи знать, то не будет проблем.
3) Многие автостопщики жалуются, что китайцы их не туда увозят, везут на автовокзалы и т.п. и что они вообще не понимают автостопа. Все не так. Большинство китайцев не знают английского, поэтому проще общаться с ними на их языке, так что перед поездкой стоит позаботиться об изучении базового китайского и ехать лучше на 3 месяца, так как страна большая и даже этого времени будет недостаточно, и расход в 200-300 р. в день вполне реален. Я за три месяца научился выражать свои мысли и заранее пресекал все попытки отвезти меня на вокзал или увезти с хайвэя. Так что знание языка, даже базовое, упрощает автостоп. Так же есть иероглиф автостопа. То есть, увидев его, они сразу понимают, в чем дело и не задают лишних вопросов о деньгах. Так же в природе есть «китайские автостопщики». Я лично жил у парня китайца, который объехал Тибет и Уйгурский САР автостопом. Так же пару раз мельком видел стопщиков на северо-востоке страны (без рюкзаков, но с табличками).
Иероглифы автостопа 搭便车 - первый иероглиф имеет одно из значений как "войти в контакт, присоединиться". Второй "удобный". Третий "машина". То есть дословно присоединиться к удобной машине. Конечно, не нужно дословно все переводить, но смысл понятен.
Дни в Пекине проходили довольно интересно. Алексей Егоров так же съехал от Jun’а и поселился в Хутонге по каучсерфингу, недалеко от меня.
В дуплексе у Денни из посетителей никого не было, кроме меня. Утром я решил сходить на улицу покушать, а потом вернуться и взять некоторые вещи для прогулки по городу. Денни оставил мне ключ от дуплекса, но когда я спустился вниз, то обнаружил на двери подъезда электрозамок. Я вышел и дверь захлопнулась. Войти назад я не могу. Снова, как и во Владивостоке оказался в глупом положении, но, слава богу, на балконе 1-го этажа маячила бабуля китаянка. Я на китайском попросил открыть дверь, и она меня впустила. В дальнейшем я заметил, что местные подкладывают камешек, чтобы дверь не захлопывалась.
Днем посетил бесплатный национальный музей на главной площади города. Посмотрел на парочку воинов из терракотовой армии, картины о второй мировой войне и т.п. После музея встретился с Алексеем, и мы попытались проникнуть в Храм Неба, но его огораживает каменная стена в 4 метра. Мы отказались от этой затеи. Вечером в метро встретили Алису, будущая напарница Алексея, он её в интернете нашёл. Она приехала автостопом с Монголии. А еще к нему друг из Москвы через пару дней прилетает. В итоге будут они втроем стопить. Бедняги!
Вечером, дома, познакомился с Полой из румынской Трансильвании. Тоже является преподавателем английского. Она рассказала, как они ездили на стену, на бесплатный участок, но без каких-либо конкретных наименований поселков.
20 октября. Алиса и Алексей уехали в центр города, а я отправился в близлежащие Храмы Конфуция и Ламы. По пути позавтракал огромной лепешкой, похожа на лаваш, за 4 юаня (40 рублей). В Храм Конфуция проник интересным образом. Через ворота для машин меня не пустили – увидел охранник и развернул. Когда подошел к основному входу, девушка охранник, стоявшая у рамки металлоискателя, спросила меня на английском “you… together…?” и я в ответ, на этот случайный вопрос, кивнул. В результате она меня пропустила, и наличие билета не стала спрашивать. Такая огромная удача.
Храм ранее являлся и учебным заведением. Внутри Храма можно найти помещение с огромными каменными плитами, на которых 300 лет назад китайский каллиграф высек классические произведения Конфуция, плит очень много, больше 50, у него ушло на это 12 лет.
В Храм Ламы меня не пустили. Стены очень высокие – не перелезть. Пытался пройти следующим способом. Подошел к охраннику и сказал, что мои друзья зашли без меня, а билет у них. Он попросил им позвонить, на что я сказал, что у нас нет телефонов. В итоге все равно не пустил.
Вечером я уехал на метро до кампуса университетов. Поразило огромное число велосипедов, так много я раньше не видел.
На следующий день мы договорились поехать на Великую китайскую стену. Я должен был с утра выехать с Алисой, а Лёха дожидаться своего друга Мишу, который рано утром прилетал из Москвы. Парни выезжали на 2 часа позже нас. Договорились встретиться на стене.
Следуя инструкции, которую мы получили от Ани и Богдана из Чанчуня, доехали до конечной станции метро, затем пересели на автобус. Отойдя немного от конечной остановки автобуса, мы за 5 минут поймали машину. Водитель занимался строительством частных домов из дерева. Говорил про материалы из России. Заехали к нему на объект, он показал нас другу и своим работникам. Нас угостили яблоками, и дали с собой в дорогу. Мы пересели в мини-вэн и тот же водитель отвез нас в то место, куда он считал мы едем. Изначально я показал ему название нужной нам деревни. Я не знал, что рядом есть коммерческий участок стены – стоимость 50юаней (500р.). К нему-то он нас и отвез! Мы не стали его просить вернуть нас на 4 км назад, а вышли и прогулялись до билетных касс. Попытались вписаться на стену, рассказав, что мы журналисты, но без предоставления бумаг не получилось.
Вернулись пешком на 4 км назад до деревни и оттуда застопили еще одну машинку, которая нас провезла буквально 1 или 2 км. Мы нашли нужную тропинку, ведущую к стремянке которую соорудили местные ребята. За вход они собирают по 5 юаней (50 рублей). На стене мы с Алисой были единственными посетителями, в отличие от коммерческих участков, где народу очень много. Но тем не менее и здесь на стене было много пластиковых бутылок и прочего мусора. Осенние виды стены и окрестностей были прекрасны. Кстати только мы выехали из Пекина, как попали в горы. Пусть не высокие, но тем не менее.
Через 2 часа приехали Алексей и Миша. На обратном пути мы встретили немку, которая вызвалась вернуться вместе с нами автостопом. Ребята решили ехать втроем, а я с немкой. Мы уехали быстрее их.
Со стены мы увидели много тропинок ведущих от деревни к стене. Бесплатных. Бойницы развернуты в монгольскую сторону, а с китайской стороны есть каменные лестницы.