Расходы ЮСОК в 1985 — 1988 гг

Расходы Сумма (млн. дол.) %
Кампания по сбору средств Административные расходы Содержание тренировочных центров Спорт для инвалидов, связь с общественностью и др. Дотации другим спортивным организациям Спортивная медицина Подготовка к Панамериканским играм 1987 г. и Олимпийским играм 1988 г. Проведение национальных и международных соревнований Участие в Олимпийских играх Капитальный ремонт спортсооружений Операция «Золото» (прямая финансовая помощь спортсменам) 22.7 15,1 20.8 13,9 19.9 13,3 18,1 12,1 16,7 11,1 12,9 8,6 12,1 8,1   11,4 7,6   8,4 5,6 4,7 3,1 2,2 1,5
Итого 149,9 100

Распределение этих средств между различными федерациями осуществляется в зависимости от представительства вида спорта в олимпийской про­грамме, от достижений спортсменов и их способностей к успешным выступле­ниям. Поэтому вполне естественно, что легкая атлетика, плавание и другие виды, широко представленные в олимпийской программе и хорошо развитые в США, финансируются там в первую очередь. Так, федерация легкой атле­тики США в олимпийском четырехлетии 1985—1988 гг. получила от ЮСОК 4,82 млн. долларов, в 1988—1992 гг. — уже 6,5 млн., федерация плавания США соответственно 3,0 и 4,3 млн. долларов.

В то же время для развития таких видов спорта, как настольный теннис, современное пятиборье, синхронное плавание, ЮСОК выделял менее 1 млн. долларов в каждом олимпийском четырехлетии.

Годовые бюджеты национальных федераций по видам спорта колеблются в США в очень широких пределах. Например, в 1988г. самый большой бюд­жет — в размере 40 млн. долларов — у федерации тенниса; далее следовали фе­дерации лыжного спорта — 8,4 млн., гимнастики —7,0, легкой атлетики — 6,5, плавания — 5,8, соккера — 3,0, волейбола — 3,0, баскетбола — 2,8, конного спорта — 2,5, фигурного катания — 2,5, велоспорта — 2,2, гребли — 2,0, стрель­бы — 1,5, бобслея — 1,2, хоккея — 1,2, водного поло — 2,2, бейсбола — 1,0, па­русного спорта — 1,0, бокса — 0,9, прыжков в воду — 0,9, фехтования — 0,9, синхронного плавания — 0,7, гандбола — 0,7, настольного тенниса — 0,5, дзюдо — 0,4, биатлона — 0,4, стрельбы из лука — 0,3 млн. долларов. Столь боль­шой разброс размеров бюджетов федераций обусловлен не одинаковым инте­ресом спонсоров и рекламодателей к разным видам спорта.

Роль дотаций ЮСОК в бюджете отдельных федераций, имеющих собственные обширные программы коммерческой деятельности (например, тенни­са, гимнастики), не является определяющей. Бюджеты же многих других фе­дераций, которые руководят видами спорта, не пользующимися популярностью у представителей коммерческой сферы, ориентируются, в ос­новном, на помощь ЮСОК.

Помимо непосредственного финансирования национальных федераций, ЮСОК предоставляет американским спортсменам в пользование три олимпийских тренировочных центра (в Колорадо-Спрингс, Лейк-Плэсиде и Маркетте). Пивоваренная компания «Миллер», завладевшая исключительными правами спонсорства олимпийских тренировочных центров, предоставляет дополнительно 20 млн. долларов, благодаря чему спортсмены из 39 федера­ций пользуются в них бесплатным проживанием и питанием.

Программа оказания помощи спортсменам. Огромное значение прида­ет ЮСОК программе оказания помощи спортсменам, состоящей из трех час­тей: 1) прямые выплаты спортсменам; 2) расширение программ занятости спортсменов, т. е. их трудоустройство в фирмы и корпорации, создающие им хорошие условия для тренировок и выступлений в соревнованиях; 3) предо­ставление стипендий спортсменам, обучающимся в вузах.

ЮСОК рассматривает эту программу как чисто американскую форму помощи спортсменам, дающую им возможность соревноваться со спортсмена­ми других стран, получающих финансовую помощь от своих государств.

Большинство американских спортсменов, пользующихся выгодами от осу­ществления упомянутой программы, — это выпускники колледжей, которые не смогли найти постоянной работы по своему профилю именно из-за того, что им необходимо свободное время для занятий спортом. Кандидатура каждого спорт­смена, претендующего на получение помощи по этой программе, тщательно рас­сматривается на заседании федерации по данному виду спорта.

К Олимпийским играм 1992 г. такой программой было охвачено около 300 спортсменов примерно в 80 фирмах и компаниях США.

При подготовке к Олимпийским играм 1992 г. предусматривалось, что около 1100 спортсменам будет выделено пособие (по 2 500 долларов в год), 350—400 спортсменов высшей квалификации получат средства из фон­да «Операция Золото» и еще 400 спортсменов (в основном, семейные) — специальные стипендии, максимальный размер которых — 10 000 долларов в год. Например, федерация плавания США в 1991—1992 гг. выделила материальную помощь пловцам в размере 800 тыс. долларов. Ряд американских пловцов (Э. Джилл, Р. Карно, Б. Алдерман, Ст. Кроккер, Ш. Киллион, Д. Витч, Д. Уортон и др.) получили за этот период от 21 до 40 тыс. долла­ров, а некоторые пловцы — Дж. Эванс, М. Бионди и др. — по 50—55 тыс. долларов.

По специальным программам выплачиваются компенсации тем американским спортсменам, которые лишаются заработка на своих старых местах работы в связи с подготовкой к Олимпийским играм.

В то же время в бюджете ЮСОК не предусматривалось вознаграждение спортсменам за выигрыш медалей на Олимпийских играх.

Необходимо отметить, что в последние годы деятельность ЮСОК в значи­тельной мере переориентировалась на интересы спортсменов. Если еще несколь­ко лет назад бывший президент ЮСОК Р. Хелмик заявлял, что выигрыш олим­пийских медалей — «это личное дело наших спортсменов», то в конце ХХ в. ситуация резко изменилась. ЮСОК вкладывало средства в подготовку спорт­сменов, стремясь повысить ее качество и результативность выступлений.

Текущий бюджет ЮСОК предусматривает 1,5 %средств для оказания прямой поддержки спортсменам и 54 % — для непрямой финансовой помощи при организации тренировочных сборов, для развития спортивной медицины и организации соревнований. Около 40 млн. долларов от продажи монет с олимпийской символикой также должны идти на прямое финансирование спортсменов и их нужд.

Стратегическая долгосрочная программа ЮСОК придавала Особое значение публичной демонстрации того факта, что большинство получаемых де­нежных средств доходят до спортсменов, чего не было в прежние годы.

* * *

Обобщая материалы, отметим некоторые общие тенденции, отражающие современное состояние дел в сфере финанси­рования олимпийского спорта.

Среди источников финансирования современного олимпийского спорта выделяются следующие: 1) государственные дотации; 2) собственные средст­ва Национальных олимпийских комитетов и национальных спортивных фе­дераций, поступающие из различных источников (членские взносы, проведе­ние соревнований и др.); 3) средства, поступающие от МОК и Международных спортивных федераций, прежде всего — от реализаций про­граммы ТОП.

Несмотря на то, что государственные ассигнования продолжают играть важную роль в деятельности некоторых Национальных олимпийских комите­тов по финансированию олимпийского спорта в своих странах, они с каждым годом все в меньшей мере способны удовлетворить запросы современного спорта.

В этих условиях перед Национальными олимпийскими комитетами и национальными спортивными федерациями со всей остротой стоят задачи по­иска новых источников финансирования. Основными из них являются:

1) корпоративное спонсорство (включая программы олимпийского маркетинга, осуществляемые Национальными олимпийскими комитетами и ком­паниями);

2) самостоятельная коммерческая деятельность Национальных олимпийских комитетов и национальных федераций по олимпийским видам спор­та (доходы от продажи билетов, прав на телетрансляцию соревнований, ли­цензий, от издательской деятельности, рекламы);

3) доходы от проведения спортивных (в том числе олимпийских) лотерей и от тотализатора;

4) доходы от продажи олимпийских монет, марок и т. д.;

5) частные пожертвования, различные виды помощи, поступающей по линии олимпийских и других фондов.

Анализ коммерческой деятельности Национальных олимпийских комитетов и национальных спортивных федераций ряда развитых стран убеди­тельно свидетельствует о том, что не только профессиональный, но и олим­пийский спорт стал самостоятельной сферой экономики. Спорт создает рынок сбыта для реализации товаров и услуг, благодаря чему многие фирмы, компа­нии и даже целые отрасли, производящие эти товары и услуги, — индустрия спорттоваров, оборудования и тренажеров, средства массовой информации, рекламный бизнес — заинтересованы в развитии спорта, правда, не во всех странах и применительно не ко всем видам спорта в одинаковой степени. Этим и определяется, в первую очередь, различие в источниках финансиро­вания Национальных олимпийских комитетов и национальных спортивных федераций.

За последние годы ХХ в. в спорте сформировались совершенно новые источни­ки доходов. Посредники между спортом, средствами массовой информации и экономикой переработали старые концепции проведения соревнований, сде­лав основной упор на их зрелищный аспект.

Возрастает роль телевидения в финансировании олимпийского спорта. Появление специализированных спортивных телеканалов в США и ряде европейских стран расширяет возможности Национальных олимпийских коми­тетов и национальных спортивных федераций по продаже прав на телевизи­онные трансляции проводимых ими соревнований.

Многие Национальные олимпийские комитеты и национальные спортивные федерации активизируют проведение политики маркетинга в спорте, прида­вая большое значение рекламно-спонсорской и лицензионной деятельности.

Однако укрепление связей между спортом, средствами массовой информации и экономикой требует соблюдения всеми партнерами определенных принципов, которые позволяли бы сохранять притягательную силу спорта и не давали бизнесу возможности руководить спортом.

Кроме того, следует иметь в виду, что использование маркетинга в спорте — это не только дополнительный источник его финансирования, но и фак­тор расширения спортивного календаря, появления новых соревнований и но­вых систем их проведения, ведущих иногда даже к изменению существующих правил того или иного вида спорта.

На наш взгляд, олимпийские фонды, как негосударственные коммерческие структуры спорта, объединяющие представителей частного капитала, деловых и финансовых кругов, могут прочно утвердиться в числе центральных организаций, определяющих развитие олимпийского спорта. Усилия по­добных фондов, кроме финансирования спорта, могут решать и задачи по со­циальной адаптации действующих и бывших спортсменов высокой квалификации, особенно в периоды экономического спада и социальной не­стабильности в обществе (обеспечение полной или частичной занятости, оп­лата обучения в высших или средних специальных учебных заведениях, по­мощь в профессиональной переориентации и т. д.).

Национальные олимпийские комитеты и национальные спортивные федерации придают огромное значение программе оказания материальной по­мощи спортсменам высокой квалификации. Этими программами занимаются как непосредственно Национальные олимпийские комитеты (например, в США, Канаде, Японии и др.), так и специально созданные фонды, являющие­ся по существу самостоятельными организациями (к примеру, в Германии, Австрии, Швейцарии и др.).

Все большую популярность в различных странах завоевывает американская программа трудоустройства спортсменов в фирмы и компании, которые создают им хорошие условия для подготовки и участия в соревнованиях, ос­вобождают от работы с сохранением зарплаты. Отметим, что, начиная эту программу в 1977 г., ЮСОК использовал советский опыт.

Переход независимых государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, в том числе Украины, к рыночной экономике и явное несоответ­ствие нынешних государственных дотаций на олимпийский спорт требовани­ям его полноценного развития побуждает к внимательному изучению олимпийского маркетинга, проводимого Национальными олимпийскими ко­митетами разных стран.

Вместе с тем не следует рассчитывать на маркетинг как на чудодействен­ное средство решения всех вопросов финансирования спорта. Такой маркетинг дает эффект только в странах с высокоразвитой рыночной экономикой и высо­ким жизненным уровнем населения, психология которого является рыночной.

Одна из главных задач Национального олимпийского комитета — определить, на каких условиях должен осуществляться обмен между спортом и экономикой, и обеспечить выполнение этих условий. В этом плане НОК дол­жен работать в тесном сотрудничестве с национальными спортивными феде­рациями, а они, чтобы контролировать ситуацию, должны в обязательном по­рядке монополизировать выход на рынок, т. е. закрыть его для отдельных спортсменов и частных лиц.

Необходимо, чтобы в системе спорта, включая НОК, были созданы новые организации и отделы, которые бы со знанием дела занимались коммер­ческими делами и кооперацией с экономикой.

Наши рекомендации