Расходы ЮСОК в 1985 — 1988 гг
Расходы | Сумма (млн. дол.) % |
Кампания по сбору средств Административные расходы Содержание тренировочных центров Спорт для инвалидов, связь с общественностью и др. Дотации другим спортивным организациям Спортивная медицина Подготовка к Панамериканским играм 1987 г. и Олимпийским играм 1988 г. Проведение национальных и международных соревнований Участие в Олимпийских играх Капитальный ремонт спортсооружений Операция «Золото» (прямая финансовая помощь спортсменам) | 22.7 15,1 20.8 13,9 19.9 13,3 18,1 12,1 16,7 11,1 12,9 8,6 12,1 8,1 11,4 7,6 8,4 5,6 4,7 3,1 2,2 1,5 |
Итого | 149,9 100 |
Распределение этих средств между различными федерациями осуществляется в зависимости от представительства вида спорта в олимпийской программе, от достижений спортсменов и их способностей к успешным выступлениям. Поэтому вполне естественно, что легкая атлетика, плавание и другие виды, широко представленные в олимпийской программе и хорошо развитые в США, финансируются там в первую очередь. Так, федерация легкой атлетики США в олимпийском четырехлетии 1985—1988 гг. получила от ЮСОК 4,82 млн. долларов, в 1988—1992 гг. — уже 6,5 млн., федерация плавания США соответственно 3,0 и 4,3 млн. долларов.
В то же время для развития таких видов спорта, как настольный теннис, современное пятиборье, синхронное плавание, ЮСОК выделял менее 1 млн. долларов в каждом олимпийском четырехлетии.
Годовые бюджеты национальных федераций по видам спорта колеблются в США в очень широких пределах. Например, в 1988г. самый большой бюджет — в размере 40 млн. долларов — у федерации тенниса; далее следовали федерации лыжного спорта — 8,4 млн., гимнастики —7,0, легкой атлетики — 6,5, плавания — 5,8, соккера — 3,0, волейбола — 3,0, баскетбола — 2,8, конного спорта — 2,5, фигурного катания — 2,5, велоспорта — 2,2, гребли — 2,0, стрельбы — 1,5, бобслея — 1,2, хоккея — 1,2, водного поло — 2,2, бейсбола — 1,0, парусного спорта — 1,0, бокса — 0,9, прыжков в воду — 0,9, фехтования — 0,9, синхронного плавания — 0,7, гандбола — 0,7, настольного тенниса — 0,5, дзюдо — 0,4, биатлона — 0,4, стрельбы из лука — 0,3 млн. долларов. Столь большой разброс размеров бюджетов федераций обусловлен не одинаковым интересом спонсоров и рекламодателей к разным видам спорта.
Роль дотаций ЮСОК в бюджете отдельных федераций, имеющих собственные обширные программы коммерческой деятельности (например, тенниса, гимнастики), не является определяющей. Бюджеты же многих других федераций, которые руководят видами спорта, не пользующимися популярностью у представителей коммерческой сферы, ориентируются, в основном, на помощь ЮСОК.
Помимо непосредственного финансирования национальных федераций, ЮСОК предоставляет американским спортсменам в пользование три олимпийских тренировочных центра (в Колорадо-Спрингс, Лейк-Плэсиде и Маркетте). Пивоваренная компания «Миллер», завладевшая исключительными правами спонсорства олимпийских тренировочных центров, предоставляет дополнительно 20 млн. долларов, благодаря чему спортсмены из 39 федераций пользуются в них бесплатным проживанием и питанием.
Программа оказания помощи спортсменам. Огромное значение придает ЮСОК программе оказания помощи спортсменам, состоящей из трех частей: 1) прямые выплаты спортсменам; 2) расширение программ занятости спортсменов, т. е. их трудоустройство в фирмы и корпорации, создающие им хорошие условия для тренировок и выступлений в соревнованиях; 3) предоставление стипендий спортсменам, обучающимся в вузах.
ЮСОК рассматривает эту программу как чисто американскую форму помощи спортсменам, дающую им возможность соревноваться со спортсменами других стран, получающих финансовую помощь от своих государств.
Большинство американских спортсменов, пользующихся выгодами от осуществления упомянутой программы, — это выпускники колледжей, которые не смогли найти постоянной работы по своему профилю именно из-за того, что им необходимо свободное время для занятий спортом. Кандидатура каждого спортсмена, претендующего на получение помощи по этой программе, тщательно рассматривается на заседании федерации по данному виду спорта.
К Олимпийским играм 1992 г. такой программой было охвачено около 300 спортсменов примерно в 80 фирмах и компаниях США.
При подготовке к Олимпийским играм 1992 г. предусматривалось, что около 1100 спортсменам будет выделено пособие (по 2 500 долларов в год), 350—400 спортсменов высшей квалификации получат средства из фонда «Операция Золото» и еще 400 спортсменов (в основном, семейные) — специальные стипендии, максимальный размер которых — 10 000 долларов в год. Например, федерация плавания США в 1991—1992 гг. выделила материальную помощь пловцам в размере 800 тыс. долларов. Ряд американских пловцов (Э. Джилл, Р. Карно, Б. Алдерман, Ст. Кроккер, Ш. Киллион, Д. Витч, Д. Уортон и др.) получили за этот период от 21 до 40 тыс. долларов, а некоторые пловцы — Дж. Эванс, М. Бионди и др. — по 50—55 тыс. долларов.
По специальным программам выплачиваются компенсации тем американским спортсменам, которые лишаются заработка на своих старых местах работы в связи с подготовкой к Олимпийским играм.
В то же время в бюджете ЮСОК не предусматривалось вознаграждение спортсменам за выигрыш медалей на Олимпийских играх.
Необходимо отметить, что в последние годы деятельность ЮСОК в значительной мере переориентировалась на интересы спортсменов. Если еще несколько лет назад бывший президент ЮСОК Р. Хелмик заявлял, что выигрыш олимпийских медалей — «это личное дело наших спортсменов», то в конце ХХ в. ситуация резко изменилась. ЮСОК вкладывало средства в подготовку спортсменов, стремясь повысить ее качество и результативность выступлений.
Текущий бюджет ЮСОК предусматривает 1,5 %средств для оказания прямой поддержки спортсменам и 54 % — для непрямой финансовой помощи при организации тренировочных сборов, для развития спортивной медицины и организации соревнований. Около 40 млн. долларов от продажи монет с олимпийской символикой также должны идти на прямое финансирование спортсменов и их нужд.
Стратегическая долгосрочная программа ЮСОК придавала Особое значение публичной демонстрации того факта, что большинство получаемых денежных средств доходят до спортсменов, чего не было в прежние годы.
* * *
Обобщая материалы, отметим некоторые общие тенденции, отражающие современное состояние дел в сфере финансирования олимпийского спорта.
Среди источников финансирования современного олимпийского спорта выделяются следующие: 1) государственные дотации; 2) собственные средства Национальных олимпийских комитетов и национальных спортивных федераций, поступающие из различных источников (членские взносы, проведение соревнований и др.); 3) средства, поступающие от МОК и Международных спортивных федераций, прежде всего — от реализаций программы ТОП.
Несмотря на то, что государственные ассигнования продолжают играть важную роль в деятельности некоторых Национальных олимпийских комитетов по финансированию олимпийского спорта в своих странах, они с каждым годом все в меньшей мере способны удовлетворить запросы современного спорта.
В этих условиях перед Национальными олимпийскими комитетами и национальными спортивными федерациями со всей остротой стоят задачи поиска новых источников финансирования. Основными из них являются:
1) корпоративное спонсорство (включая программы олимпийского маркетинга, осуществляемые Национальными олимпийскими комитетами и компаниями);
2) самостоятельная коммерческая деятельность Национальных олимпийских комитетов и национальных федераций по олимпийским видам спорта (доходы от продажи билетов, прав на телетрансляцию соревнований, лицензий, от издательской деятельности, рекламы);
3) доходы от проведения спортивных (в том числе олимпийских) лотерей и от тотализатора;
4) доходы от продажи олимпийских монет, марок и т. д.;
5) частные пожертвования, различные виды помощи, поступающей по линии олимпийских и других фондов.
Анализ коммерческой деятельности Национальных олимпийских комитетов и национальных спортивных федераций ряда развитых стран убедительно свидетельствует о том, что не только профессиональный, но и олимпийский спорт стал самостоятельной сферой экономики. Спорт создает рынок сбыта для реализации товаров и услуг, благодаря чему многие фирмы, компании и даже целые отрасли, производящие эти товары и услуги, — индустрия спорттоваров, оборудования и тренажеров, средства массовой информации, рекламный бизнес — заинтересованы в развитии спорта, правда, не во всех странах и применительно не ко всем видам спорта в одинаковой степени. Этим и определяется, в первую очередь, различие в источниках финансирования Национальных олимпийских комитетов и национальных спортивных федераций.
За последние годы ХХ в. в спорте сформировались совершенно новые источники доходов. Посредники между спортом, средствами массовой информации и экономикой переработали старые концепции проведения соревнований, сделав основной упор на их зрелищный аспект.
Возрастает роль телевидения в финансировании олимпийского спорта. Появление специализированных спортивных телеканалов в США и ряде европейских стран расширяет возможности Национальных олимпийских комитетов и национальных спортивных федераций по продаже прав на телевизионные трансляции проводимых ими соревнований.
Многие Национальные олимпийские комитеты и национальные спортивные федерации активизируют проведение политики маркетинга в спорте, придавая большое значение рекламно-спонсорской и лицензионной деятельности.
Однако укрепление связей между спортом, средствами массовой информации и экономикой требует соблюдения всеми партнерами определенных принципов, которые позволяли бы сохранять притягательную силу спорта и не давали бизнесу возможности руководить спортом.
Кроме того, следует иметь в виду, что использование маркетинга в спорте — это не только дополнительный источник его финансирования, но и фактор расширения спортивного календаря, появления новых соревнований и новых систем их проведения, ведущих иногда даже к изменению существующих правил того или иного вида спорта.
На наш взгляд, олимпийские фонды, как негосударственные коммерческие структуры спорта, объединяющие представителей частного капитала, деловых и финансовых кругов, могут прочно утвердиться в числе центральных организаций, определяющих развитие олимпийского спорта. Усилия подобных фондов, кроме финансирования спорта, могут решать и задачи по социальной адаптации действующих и бывших спортсменов высокой квалификации, особенно в периоды экономического спада и социальной нестабильности в обществе (обеспечение полной или частичной занятости, оплата обучения в высших или средних специальных учебных заведениях, помощь в профессиональной переориентации и т. д.).
Национальные олимпийские комитеты и национальные спортивные федерации придают огромное значение программе оказания материальной помощи спортсменам высокой квалификации. Этими программами занимаются как непосредственно Национальные олимпийские комитеты (например, в США, Канаде, Японии и др.), так и специально созданные фонды, являющиеся по существу самостоятельными организациями (к примеру, в Германии, Австрии, Швейцарии и др.).
Все большую популярность в различных странах завоевывает американская программа трудоустройства спортсменов в фирмы и компании, которые создают им хорошие условия для подготовки и участия в соревнованиях, освобождают от работы с сохранением зарплаты. Отметим, что, начиная эту программу в 1977 г., ЮСОК использовал советский опыт.
Переход независимых государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, в том числе Украины, к рыночной экономике и явное несоответствие нынешних государственных дотаций на олимпийский спорт требованиям его полноценного развития побуждает к внимательному изучению олимпийского маркетинга, проводимого Национальными олимпийскими комитетами разных стран.
Вместе с тем не следует рассчитывать на маркетинг как на чудодейственное средство решения всех вопросов финансирования спорта. Такой маркетинг дает эффект только в странах с высокоразвитой рыночной экономикой и высоким жизненным уровнем населения, психология которого является рыночной.
Одна из главных задач Национального олимпийского комитета — определить, на каких условиях должен осуществляться обмен между спортом и экономикой, и обеспечить выполнение этих условий. В этом плане НОК должен работать в тесном сотрудничестве с национальными спортивными федерациями, а они, чтобы контролировать ситуацию, должны в обязательном порядке монополизировать выход на рынок, т. е. закрыть его для отдельных спортсменов и частных лиц.
Необходимо, чтобы в системе спорта, включая НОК, были созданы новые организации и отделы, которые бы со знанием дела занимались коммерческими делами и кооперацией с экономикой.