Разработка, утверждение и исполнение бюджета
Принцип единства бюджетной системы РФ
- означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ
- состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета .
Принцип самостоятельности бюджетов
- право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс ;
- наличие собственных источников доходовоборотовкаждого уровня бюджетной системы , определяемых в соответствии с законодательством РФ;
Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований
- означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов
- означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме.
Принцип сбалансированности бюджетов
- означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита.
Принципом эффективности и экономности использования бюджетных средств
получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств .
Принцип гласности
- это опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов.
Принцип достоверности бюджета
- означает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
- бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Разработка, утверждение и исполнение бюджета
Основные участники бюджетного процесса:
· президент (глава исполнительной власти) государства
· органы законодательной власти,
· правительство,
· органы кредитно-денежного регулирования (центральный банк), государственного контроля,
· государственные внебюджетные фонды, распорядители бюджетных средств и бюджетополучатели
Бюджетный процесс:
· подготовка проекта бюджета;
· рассмотрение проекта и утверждение бюджета;
· исполнение бюджета;
· отчет об исполнении и аудит исполнения бюджета.
Подготовка проекта бюджета начинается с экономического анализа и прогнозирования основных социально-экономических параметров, институциональных и законодательных изменений, ожидаемых а новом бюджетном году. Ключевыми показателями экономического прогноза являются ВВП, уровень инфляции и налогов, динамика и структура государственных расходов.
Главное внимание на этапе подготовки проекта бюджета уделяется формулировке приоритетных краткосрочных (на бюджетный период) целей и обоснованию способов их достижения. Эти цели, как правило, не должны противоречить долгосрочным стратегическим целям правительства.
Бюджетные решения ограничены ранее принятыми решениями. Поэтому вместе с проектом бюджета очень часто готовится пакет предложений по изменению ранее принятых законов или порядка их исполнения. Этот пакет вносится вместе с бюджетом на рассмотрения законодателям
Итогом подготовительного этапа является проект бюджета, предлагаемый правительством для рассмотрения и утверждения законодателям.
В бюджетном Кодексе РФ установлено, что подготовкой проектов бюджетов занимаются правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления. При этом главную нагрузку несут Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов федерации и муниципальных образований.
Проект бюджета основывается на бюджетном послании президента. В качестве экономической информации для его подготовки используются прогноз социально-экономического развития, сводного финансового баланса, планы развития государственного и муниципального секторов, а также основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, консолидированный бюджет.
Рассмотрение законодателями проекта бюджета начинается в парламентских комиссиях еще до начала официальных слушаний.
Для рассмотрения на официальных слушаниях по бюджету законодателям предоставляется не только проект бюджета, но и законы и документы, требующие утверждения наряду с бюджетом.
Рассмотрение бюджета обычно разбивается на несколько этапов (чтений).
На первом чтении рассматривают концепцию бюджета и его макроэкономическое окружение. В случае отклонения бюджета законодателями на этом этапе может быть поставлен вопрос о недоверии правительству.
На следующем чтении или чтениях рассматриваются детальная структура (по статьям бюджетной классификации) доходов и расходов в рамках ранее утвержденной их общей величины, определяется перечень защищенных статей, параметры межбюджетных отношений, программы внешних и внутренних заимствований.
Заключительное чтение означает голосование по бюджету в целом, утверждение его в качестве закона. Параллельно с бюджетом рассматриваются и утверждаются перечни программ, принимаются законы, санкционирующие бюджетные доходы и расходы.
Результатом этапа рассмотрения и утверждения бюджета становится закон о бюджете, а также сопровождающие его экономические законы и изменения к действующему законодательству.
На следующем чтении или чтениях рассматриваются детальная структура (по статьям бюджетной классификации) доходов и расходов в рамках ранее утвержденной их общей величины, определяется перечень защищенных статей, параметры межбюджетных отношений, программы внешних и внутренних заимствований.
Заключительное чтение означает голосование по бюджету в целом, утверждение его в качестве закона. Параллельно с бюджетом рассматриваются и утверждаются перечни программ, принимаются законы, санкционирующие бюджетные доходы и расходы.
Результатом этапа рассмотрения и утверждения бюджета становится закон о бюджете, а также сопровождающие его экономические законы и изменения к действующему законодательству.
Исполнение бюджета находится в сфере ответственности правительства. Законодатели и специальные контрольные органы, независимые от правительства, вправе контролировать исполнение основного экономического закона страны.
Бюджетное законодательство и сопровождающие его нормативные документы определяют порядок расходования бюджетных средств.
В исполнение бюджета важную роль играют налоговые службы и казначейство. Организация налоговых служб определяет уровень собираемости налогов, бюджетные расходы на содержание налоговых органов, а значит эффективность их деятельности.
Казначейство при исполнении бюджета имеет широкий спектр обязанностей:
· ведение единого счета бюджета и бюджетных лицевых счетов (субсчетов);
· разработка и совершенствование стандартов и механизмов контроля;
· учет текущих операций; прогнозирование денежных потоков;
· контроль исполнения бюджета и прежде всего целевого использования выделенных средств;
· выдача платежных поручений;
· управление государственными заимствованиями и денежными активами правительства (помимо капитальных);
· контроль всей системы государственных гарантий;
· внутренний аудит бюджетных учреждений;
· развитие информационных технологий.
Неказначейское исполнение бюджета. При неказначейском исполнении его функции отчасти выполняют коммерческие банки.
Качество управления финансами в этом случае зависит от полноты и четкости договоров. Теоретически в договорах можно отразить все тонкости исполнения бюджета и требования к уполномоченным банкам.
Склонность бюрократии, правительственных чиновников к поиску ренты в реальной жизни приводит к тому, что общественные интересы приносятся в жертву частным. Поэтому в большинстве стран для ведения операций с бюджетными средствами создаются казначейства.
Контроль исполнения бюджета проводится в течение всего бюджетного периода и по факту его исполнения.
Текущий контроль позволяет оперативно исправить нарушения, привести бюджетную политику правительства и отдельных бюджетных учреждений в соответствие с законодательством и нормативными актами. Текущий контроль осуществляют органы исполнительной и законодательной власти, общественные организации.
В процессе исполнения бюджета законодатели осуществляют текущий контроль, рассматривая отдельные вопросы бюджетной политики, заслушивая отчеты представителей исполнительной власти, обращаясь к правительству в связи с депутатскими запросами. Законодатели, как правило, создают собственные контрольные органы.
В ходе исполнения бюджета проводится его внутренний и внешний аудит.
Внутренний аудит осуществляют службы правительства (министерство финансов, казначейство, главные распорядители бюджетных средств).
Внешний аудит осуществляют созданные законодателями государственные контрольные органы (например, счетная палата России), а также привлекаемые правительственными, законодательными и общественными организациями независимые аудиторские организации, в том числе и международные.
Окончательный итог подводится за пределами бюджетного периода, когда формируется необходимая отчетность.
Отчет об исполнении бюджета готовит правительство и направляет его для предварительного заключения в контрольный орган, созданный законодателями (Счетная палата России).
На следующем этапе в практике бюджетного процесса большинства стран предусматривается процедура утверждения отчета об исполнении бюджета в качестве закона.
Ответственность тем жестче, чем детальнее принятый бюджет и чем подробнее бюджетное законодательство регламентирует бюджетные процедуры.
Правительство при разработке и утверждении бюджета заинтересовано в меньшей его регламентации, что снижает его ответственность при исполнении.
Позиция законодателей и общественности, как правило, прямо противоположна. Степень детализации и жесткость регламентации бюджета это еще один компромисс между исполнительной и законодательной властями.
Ответственность и наказание за нарушения процедур, неисполнение требований бюджета неодинакова для разных участников бюджетного процесса. Ответственность может быть политической, административной, экономической и уголовной.