Особенности налоговых систем развитых стран мира
В развитых странах доля налогов достигает более 90 % доходной части бюджета. Одновременно налоги широко используются для вмешательства государства в хозяйственное развитие.
В каждой стране в соответствии с налоговым законодательством ставятся конкретные задачи, например:
• в США — поддержание конкурсной среды, защиты интересов среднего класса и справедливого распределения НД для большинства американцев, стимулирование развития среднего и малого бизнеса;
• в Великобритании — поощрение занятости, содействие накоплениям и долгосрочным инвестициям.
Основным показателем экономической роли налогов, а также налогового бремени на макроуровне стал удельный вес налоговых поступлений в ВВП. Он колеблется от 28,4 в Японии до 45,7 % во Франции (1996 г.).
В налоговой системе, представляющей собой совокупность налогов, а также форм и принципов их построения, исчисления и взимания, четко выделяются налоги на доходы (прибыль) юридических лиц и доходы физических лиц; налоги на доходы от капитала в виде процентов; налоги на собственность (имущество); косвенные налоги: акцизы, НДС, налоги с продаж, таможенные пошлины.
Взносы в фонды социального страхования, являясь по существу целевыми налогами, поступают в бюджет (США) или социальные внебюджетные фонды (Великобритания, ФРГ).
В таких странах, как США, Канада, Япония и некоторых других, преобладают прямые, во многих других — косвенные (Франция) налоги. В Великобритании, Италии, ФРГ косвенные и прямые налоги примерно одинаковы.
В годы высоких темпов инфляции во всех странах наблюдается рост темпов прямых налогов в ВВП за счет косвенных.
В прямом обложении ведущую роль играют налог на прибыль (доход) с юридических лиц и подоходный налог. Во всех странах предпочтение отдано налогу на доходы физических лиц в ущерб юридическим. Особенно высока его доля в ВВП у США (10,7 %), Канаде (13,9 %), Италии (10,8 %). Система построения его в отдельных странах очень сложная. Во многих странах действует минимальный необлагаемый минимум, который соответствует минимальному прожиточному минимуму.
Взносы в фонд соцстраха в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развитию (ОЭСР) по объему поступлений практически достигли подоходного налога, а в ряде стран: Франции, Германии, Италии, Японии — превысили его.
Налог на доходы юридических лиц относительно невысок, и его удельный вес колеблется от 1,4 % ВВП у ФРГ до 4,7 % у Японии. Незначительная роль этого налога в доходах бюджета связана с целенаправленной политикой государства, которая предполагает оставить большую часть прибыли в распоряжении предприятий для самофинансирования.
Главные косвенные налоги:
• «налоги на потребление», в том числе НДС (налагающиеся на каждую стадию производства и обращения в процентах к добавленной стоимости), налог на продажи на конечной стадии в процентах к продажной цене, налог с оборота на каждой стадии производства (в процентах к товарной продукции); *
• акцизы в виде высокой надбавки к цене специально отобранной группы товаров; таможенные пошлины;
• взносы предпринимателей на соцстрах, они включаются в издержки производства.
Наличие разветвленности бюджетной системы в государстве объясняет необходимость распределения налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. Проблема налогового федерализма свойственна всем. При ее решении используют разные методы:
• закрепление определенных налогов за соответствующим бюджетом (пример, в США подоходный налог — за федеральным, поимущественные налоги — за региональными бюджетами, поземельный налог — за местными);
• установление постоянных норм распределения из вышестоящего в нижестоящие бюджеты (например, в Германии налог на прибыль делится поровну между федеральным бюджетом и землями);
• определение трансфертных платежей в пользу слабых нижестоящих бюджетов.
Развитие налоговых систем в послевоенный период шло неравномерно.
До конца 70-х годов для них была характерна политика высокого налогообложения, отвечающая требованиям кейнсианства:
• действовали высокие ставки налога на прибыль (они часто превышшга 50 %) при широко распространенных налоговых льготах для стимулирования нового предпринимательства в отдельных отраслях или регионах;
• высокопрогрессивный подоходный налог: в некоторых странах ставка достигала высокого предела (в Великобритании — 91 %); одновременно предусматривались низкие ставки для малых доходов;
• косвенные налоги сохраняли свое фискальное назначение.
С 80-х годов страны, пережившие высокие темпы инфляции,
отходят от кейнсианства. Экономическая наука разрабатывает новую модель развития — «экономика предложений». Она требовала ограничения налогообложения, введения низких налогов, стимулирующих производство, прибыль, а следовательно, и новый приток налогов в казну государства.
Новые идеи «экономики предложений» нашли практическое применение в развитых странах.
В 80-е годы прокатилась волна налоговых реформ, основными целями которых было:
• стимулирование экономического роста;
• создание благоприятного налогового климата для предпринимательской деятельности, для увеличения потребительского спроса, роста сбережений у населения;
• упрощение налоговой структуры;
• установление более справедливых принципов налогообложения;
• уменьшение возможности уклонения от уплаты налогов и увеличение поступлений в бюджет.
Реформы проводились поэтапно и растянулись на десятилетие.
Налоговые системы стран с высокоразвитыми рыночными отношениями характеризовались в 80—90-е годы следующими чертами:
1. Сокращение прямого налогообложения в результате:
• ослабления прогрессивной шкалы обложения подоходного налога;
• снижения ставок корпорационного налога;
• сближения обложения доходов от различных источников (трудовых доходов, дивидендов, процентов) по более низким ставкам;
• введения минимальных и максимальных налоговых обязательств для лиц с высокими доходами. Для предотвращения уклонения от уплаты налога лиц с большими доходами, пользующихся разнообразными скидками, вводились минимальные ставки.
Одновременно расширялась налоговая база за счет отмены ряда льгот и скидок. Таким образом, включались в обложение ранее свободные доходы.
2. Расширение стимулирования отдельных отраслей и регионов. В первую очередь налоговое регулированию коснулось инвестиций в НИОКР, переподготовку кадров малых предприятий, реорганизацию предприятий в депрессивных районах. Широко применяется инвестиционный налоговый кредит, который устанавливается в процентах к стоимости капитальных активов и вычитается из рассчитанной суммы налога на прибыль.
4. Увеличение роли косвенных налогов, и особенно НДС, который обеспечил компенсацию потерь в результате снижения прямых налогов. НДС распространился на все европейские страны. Только США, Япония, Канада и Австралия его не используют. Появление экологических налогов, которые нацелены стимулировать осуществление профилактических мер по охране окружающей среды. В ряде стран вводятся налоги на выброс в атмосферу углекислого газа и других вредных веществ (Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия). В Германии принятый налог на автомобили зависит от двух факторов: объема цилиндра, т.е. мощности двигателя, и наличия (отсутствия) катализатора. Без катализатора — этот налог возрастает в 2 раза, а владельцы мощных машин с катализатором полностью освобождаются от налога на автомобили.
5. Введение новых мер защиты своего рынка на международной арене в форме нетарифных барьеров (квотирование поставок, лицензирование импорта, введение налогов с протекционистскими целями — акцизы, НДС). Хотя продолжали действовать ограничения торговых барьеров в рамках ГАТТ (1947 г.), а с 1996 г. Всемирной торговой организации — ВТО.
6. Усиление процесса гармонизации налогов. Страны — члены Европейского союза достигли наибольших успехов в сфере гармонизации косвенных налогов, и прежде всего НДС. С 1977 г. этот налог взимается по единой схеме, что важно при отчислении от НДС в совместный бюджет.
Гармонизация прямого обложения также началась с середины 70-х годов.
Это связано с освобождением от налогов движения капитала между странами. Начался процесс уравнения обложения процентных доходов. С 1998 г. страны — члены ЕС договорились, что нерезиденты должны облагаться у источника минимально 20-процентной ставкой, а резиденты могут выбирать между обложением процентов у источников или системой контрольного уведомления, т.е. страна — источник дохода передает сведения о сумме процентов государству-получателю.
7. Создание в рамках стран — членов ОЭСР протекционистских налоговых режимов для привлечения иностранного капитала, получивших название «Налоговой конкуренции», осуществлялось путем предоставления особых льгот нерезидентам по сравнению с национальными юридическими лицами.
8. Создание странами «большой семерки» в конце 90-х годов «Международных сил по борьбе с финансовыми преступлениями» (FATF) в связи с расширением на международном уровне незаконного ухода от налогов. Для уклонения применяются налоговые Убежища, трансфертное ценообразование, инвестиции, дочерние предприятия.
9. Обострение проблемы налогового федерализма в федеративных государствах. Распределение на справедливой основе налоговых поступлений между разными уровнями власти становится все более острой. В Германии выравнивание налоговых доходом отличается большей демократичностью. Цель - подтянуть отсталые районы и обеспечить примерно равный объем налоговых
доходов по всей стране. Наиболее крупные налоги являются совместными: подоходный налог с физических лиц делится: 42,5 % — федерации, 42,5 % — землям и 15 % — местным органам. |
Налог на прибыль, налог на доход от капитала распределяется на постоянной основе между федерацией и землями (50:50). НДС также распределяется на долговременной основе исходя из принципа равных прав федерации и земель и выравнивания уровня жизни на всей территории (соотношение федерации, земель и общин: 52,01 %; 45,91 % и 2,08 %). Кроме того, наряду с вертикальным выравниванием действует и горизонтальное, когда НДС передается от «сильных» в финансовом отношении —«слабым». Несмотря на относительно разработанные методы распределения германская система выравнивания имеет недостаток (экономически сильные земли не заинтересованы в передаче средств слабым). Поэтому и в Германии осуществляется с трудом реформа межбюджетных отношений.
США
Налоговая система США характеризуется широкой разветвленностью. Она включает федеральные, региональные (штатные) и местные налоги. Эти налоги являются не только важным доходом бюджетов страны, но и занимают центральное место в реализации экономической политики американского правительства.
Наиболее крупные и стабильные поступления дают федеральные налоги. Они составляют примерно 70 % от всех налоговых доходов.
Среди федеральных налогов преобладают прямые налоги.
Ha первом месте по объему поступлений стоит подоходный налог, который обеспечивает около половины налоговых поступлений федеральному правительству. Подоходный налог взимается по прогрессивной шкале. Имеется необлагаемый минимум и три налоговые ставки. Облагается этим налогом либо отдельное лицо, либо семья в целом. Расчет суммы подоходного налога осуществляется следующим образом. Подсчитываются все полученные валовые доходы (заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, пенсии, пособия, доход от ценных бумаг и т.д.). Из суммированного валового дохода вычитаются деловые издержки на его получение, в том числе затраты, связанные с предпринимательской деятельностью, расходы на приобретение и содержание капитальных активов — земельный участок, здание и т.д. Полученный чистый доход сокращается на сумму индивидуальных налоговых льгот. Всеобщий льготой является необлагаемый минимум. Далее вычитаются взносы в благотворительные фонды, налоги штатов и местные, проценты по ценным бумагам правительства штатов и местных органов самоуправления, расходы на медицинское обслуживание (но не более 15 % облагаемой суммы) и т.п. В результате получается налогооблагаемый доход, с которого взимается соответствующая действующая ставка (15 %, 28 % или 33 % в зависимости от величины налогооблагаемого дохода и вида субъекта: супружеская пара с совместными доходами, супружеская пара с раздельными доходами, одинокий человек).
Далее по величине поступлений стоят отчисления на соцстрахование, которое выплачивает как предприниматель, так и работник. Установленная ставка делится пополам. Причем объектом для предпринимателя выступает не весь фонд заработной платы, а только первая установленная сумма в год в расчете на каждого занятого. Для работника налогооблагаемой базой служит та же, что и при подоходном налоге. Отчисления носят строго целевое назначение.
Налог на доходы корпорации приносят в федеральный бюджет не более 10 %. Ставки налога прогрессивны (ставок три, причем с высокой прибыли взимается дополнительный сбор в размере 5 %, т.е. максимальная ставка налога 34 % фактически возрастает до 39 %).
Корпорационный налог действует не только на федеральном, но на уровне штата, где ставка пропорциональная. По данному налогу действует большое количество налоговых льгот, в том числе вычитаются 70—80 % дивидендов, проценты по ценным бумагам Центральных властей и штатов, взносы в благотворительные фонды, штатные и местные налоги на доходы, скидки на истощение недр и др. Предприятия имеют право на ускоренную амортизацию. В исключительных случаях вводится налог на сверхприбыль.
В федеральном бюджете косвенные налоги занимают скромное место, к ним относятся: акцизы на алкогольную и табачную продукцию и услуги (на дороги) и налог с продаж. В целом он обеспечивают около 8 % всех налоговых доходов федерального бюджета. Таможенные пошлины поступают полностью в федеральную казну.
Налоги штатов базируются на подоходном налоге с граждан, налоге с корпорации и налоге с продаж. Большая сложность возникает при взимании двух первых налогов. Наибольшее фискальное значение для местных органов управления имеет налогу с продаж. Он обеспечивает 1/3 всех налоговых поступлений местных бюджетов. Объектом обложения этого налога является валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товара, а также оборот по оказанию услуг по ставке 3—7 %.
Вторым важным налогом местных властей выступает поимущественный налог, базой для его взимания является оценочная стоимость имущества. Ставка устанавливается местными властями, ограничивается 3 %. На местах имеют право вводить новые налоги и сборы, изменять ставки, устанавливать налоговые льготы, если это не противоречит политике государства в целом. С расширением расходов местных бюджетов местные налоги опережают по темпам роста федеральные и региональные.
В отличие от федеральных и региональных налогов местное обложение отличается множественностью и регрессивностью. В целом местные налоги нередко составляют 2/3 местного муниципального бюджета.
Великобритания
В Великобритании, как унитарном государстве, налоговая система охватывает государственные и местные налоги, а также взносы на социальное страхование. В целом все налоговые поступления составляют 98 % государственных доходов.
С помощью налогов перераспределяется до 36 % ВНП страны, что обуславливает возможность регулирования производства. Налоговая политика выполняет следующие задачи:
1) ускорение централизации и концентрации производства и капитала;
2) стимулирование научно-технического прогресса;
3) расширение экспорта товаров и услуг;
4) изменение отраслевой и географической структуры экономики.
Главным звеном налоговой системы являются государственные налоги, обеспечивающие 3/4 всех налоговых поступлений в стране Прямые и косвенные налоги поступают в государственный бюджет почти поровну. Среди прямых налогов главными являются подоходный налог с населения, обеспечивающий около трети всех поступлений.
Подоходный налог, являясь самым массовым, взимается у источника по шедулярной системе (каждая шедула применяется для определенного вида доходов):
• доход от недвижимости (шедула А);
• доход от дивидендов по гособлигациям (шедула С);
• доход от предпринимательской деятельности (шедула D);
• доход от работы по найму (шедула Е);
• доход и социальные выплаты от ценных бумаг (шедула F);
Наибольшее значение имеет шедула Е. Работодатели выступают агентами налога (изъятие у рабочих происходит 1 раз в неделю, у служащих — 1 раз в месяц).
По подоходному налогу устанавливается необлагаемый минимум, который индексируется в связи с инфляцией, семейные скидки, вычеты на социальные выплаты (исключаются пособия одиноким матерям, пенсии по инвалидности и т.п.). Кроме того, вычитаются суммы, вложенные в акции английской промышленности. Установлена прогрессивная шкала обложения (20 %, 24 % и 40 %).
Налог на прибыль корпораций (дающий госбюджету 14 % налоговых поступлений) взимается с чистой прибыли, подсчитывается путем уменьшения валовой прибыли на сумму скидок и льгот. Ставка установлена 33 %, но малые предприятия облагаются по ставке 24 %. Компания имеет право на ускоренную амортизацию в особых случаях, она может достичь 100 % (если предприятие вкладывает средства в научно-исследовательские разработки).
Компании по добыче нефти и газа в Северном море платят, кроме налога на прибыль, налог на доходы от нефти и газа по ставке 50 %.
Кроме этих, к прямым налогам, поступающим в государственную казну, относятся налог на прирост капитала, взимаемый при реализации определенных видов капитальных активов, налог с наследства, гербовый сбор.
Налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины занимают второе место в государственном бюджете и дают 44 % всех налоговых поступлений.
Базой обложения НДС выступает стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товаров и услуг.
Действуют три ставки: 0 %; 8 % и 17,5 %. Основная ставка —17,5 %, которая взимается с широкого круга товаров и услуг. Пониженная ставка (8 %) применяется к энергоносителям для отопления жилищ. По ставке 0 % облагаются продукты детского питания, одежда, жилстроительство, лекарства, экспорт.
Акцизы поступают от обложения табака, спиртных напитков, пива, горючего и пр. Таможенные пошлины в результате вступления в ЕЭС с 1978 г. отменены.
Взносы на социальное страхование занимают второе место после государственных налогов и обеспечивают 17% поступлений государству. Они являются целевыми налогами и направляются в; национальный страховой фонд. Взносы населения учитываются по четырем классам в зависимости от вида и размера дохода. Так, лица наемного труда облагаются по ставкам от 2 % до 10 %.
В зависимости от класса лица получают определенное социальное обеспечение. Например, пособие по безработице получают лица, которые платили взносы по первому классу.
Предприниматели платят взносы в форме косвенных налогов с фонда заработной платы по ставкам, которые колеблются от 0 до 10 %.
Местные органы взимают поимущественный налог на недвижимую собственность — землю, строения — с юридических и физических лиц.
Германия
Налоговая система страны как федерального государства включает три вида налогов: федеральные, региональные (налоги земель), местные. В целом они составляют 37—38 % ВВП страны.
Налоги являются основным доходом сводного бюджета, они дают около 80 % всех доходов.
Налоговая система сформировалась под влиянием исторических особенностей и государственного устройства страны.
К федеральным налогам относятся таможенные пошлины, некоторые акцизы, сборы в бюджет ЕС (собственные налоги), подоходный налог, корпорационный налог, НДС (совместные налоги с землями).
В бюджеты земель полностью поступают поимущественный
налог с физических лиц (собственный налог), подоходный налог, корпорационный, НДС (совместный с центром).
Местные налоги — это поземельный, промысловые налоги (собственные), подоходный налог, НДС (совместный с центром, регионом) В налоговой системе преобладают прямые налоги, и первое место принадлежит подоходному налогу с физических лиц. Он обеспечивает около 1/3 всех налоговых поступлений казне.
Подоходный налог прогрессивен, его ставки колеблются от 19 до 53 % (данные на начало 90-х годов).
Объектом обложения выступают все доходы: от наемного труда, самостоятельной работы, промысловой деятельности, сдачи имущества в аренду и др.
Для определения облагаемого дохода из поступлений вычитаются затраты, в том числе алименты, взносы на медицинское страхование, затраты на профессиональное образование и др. Законом предусмотрен налогооблагаемый минимум, льготы на детей, возрастные льготы и др.
Подоходный налог с наемных работников удерживается работодателем из их заработка и перечисляется в налоговые органы.
Корпорационный налог является пропорциональным, объектом обложения выступает валовая прибыль за вычетом разрешенных расходов и вычетом льгот. Предприятия широко пользуются ускоренной амортизацией.
Среди косвенных налогов НДС занимает решающее значение. Ему принадлежит второе место после подоходного налога. По реформе 1998 г. ставка установлена 16 % (вместо 15 % действующей ранее). Однако основные продовольственные товары, книжно-журнальная продукция облагаются по сниженной ставке —7 %. Важными местными налогами являются промысловый и поземельный налог. Промысловый налог платят предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся промышленной, торговой и другими видами коммерческой деятельности. Налоговой базой служит прибыль от занятия промыслом и капитал предприятия. Ставки определяются местными органами в процентах от прибыли и в процентах от стоимости основных фондов. Поземельным налогом облагаются сельскохозяйственные предприятия, лесные хозяйства, земельные участки. Ставка налога устанавливается в процентах от оценочной стоимости имущества.
Акцизы на товары и услуги (кроме акциза на пиво) направляются в федеральный бюджет. Главные поступления идут от акциза на минеральное топливо, табак и кофе.
Отчисления на соцстрахования установлены в процентах от фонда заработной платы (для юридических лиц) и от дохода физического лица. Ставка пропорциональна и действует до определенного уровня дохода. Она делится в равной пропорции между нанимателем и работником.
Франция
Налоговая система страны, так же как и других экономически развитых государств, многообразна и разветвлена. Она включает государственные и местные налоги.
В целом доля налоговых поступлений в ВВП несколько выше 40 %.
Отличительной особенностью французской налоговой системы является преобладание косвенного обложения. Среди косвенных налогов первое место принадлежит НДС, именно Франция является родоначальницей этого налога, который был введен в стране в 1954 г.
Налог на добавленную стоимость облагает все товары и услуги, потребленные и использованные на территории страны. Экспорт товаров освобожден от НДС, лица, уплатившие его, пользуются правом зачета. Не платят этот налог госучреждения, осуществляющие административные функции, сельскохозяйственные предприятия и некоторые лица свободных профессий (частнопрактикующие врачи, преподаватели и т.п.). Законом предусмотрен необлагаемый минимум (установлена минимальная сумма оборота).
Объектом обложения выступает продажная цена товара или услуги. Действуют три вида ставок: повышенная — 22 % (на автомобили, табачные изделия, парфюмерию); основная — 18 % и пониженная — 5,5 % (на продовольствие и сельскохозяйственную продукцию, книги, медикаменты).
В дополнение к НДС функционируют акцизы на алкогольную продукцию, табачные изделия, спички, сахар, кондитерские изделия, пиво, некоторые виды автомобилей. Подлежат обложению электроэнергия, телевизионная реклама.
На некоторые товары (напитки, табачные изделия, кинофильмы) сохраняются таможенные пошлины, выступающие как инструмент экономической политики.
К прямым налогам относятся корпорационный налог, подоходный налог с физических лиц, налог на собственность.
Корпорационный налог платят предприятия с чистой прибыли. Она определяется как разница между доходами и расходами, связанными с производственной деятельностью. Расчет осуществляется по годовой прибыли. Общая ставка 34 %, но она в отдельных случаях повышается до 42 %. Прибыли от сельскохозяйственного производства и вклады от ценных бумаг облагаются пониженными ставками. Подоходный налог с физических лиц взимается ежегодно с дохода, который декларируется с начала года по итогам предыдущего финансового года.
В доход включаются заработная плата, премии, вознаграждения, пожизненная рента, доходы от земли, доходы от промышленной, коммерческой и сельскохозяйственной деятельности. Из суммы дохода исключаются специально определенные законом расходы (целевые пособия на питание и т.п.).
Ставки подоходного налога прогрессивны и колеблются от 0 до 56,8 %.
Кроме подоходного налога, физическое лицо делает специальные отчисления (например, социальные и др.).
Важный доход для казны — налог на собственность. Объектом выступает имущество (здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, акции, облигации и т.д.), имущественные права и ценные бумаги. Ставки этого налога прогрессивны (от 0 до 1,5 %).
Законом установлено, что общая сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85 % всего дохода.
Работодатели платят социальный налог на фонд заработной платы в денежной и натуральной формах по прогрессивным ставкам (от 4,5 до 13,6 %). Кроме этого налога, работодатели платят налог на профессиональное образование. Объектом также является фонд заработной платы.
Юридические лица уплачивают налог на автотранспортные средства, ставка которого зависит от мощности двигателя и количества автомобилей.
В налоговой системе Франции важное место занимают местные налоги, главные из которых:
• земельный налог на застроенные участки;
• земельный налог на незастроенные участки;
• налог на жилье;
• профессиональный налог.
Ставки этих налогов устанавливаются местными органами власти при определении бюджета на предстоящий год, причем они не могут быть выше установленного законом минимума. Кроме этих четырех налогов, существует большой перечень других местных налогов и сборов.
Япония
Налоговая система Японии имеет некоторые особенности и значительно отличается от системы США и западноевропейских стран. В стране, как унитарном государстве, налоговая система состоит из налогов государственных и местных, причем 64 % всех налоговых поступлений дают государственные налоги, остальные — местные. Отличительной особенностью доходов государства является относительно высокая доля неналоговых поступлений. В госбюджете налоги составляют около 84 % и неналоговые средства — соответственно 16 %, у местных органов на налоги приходится 3/4 и на неналоговые статьи — 1/4 доходов.
Налоговая системы страны характеризуется множественностью налогов — 25 государственных и 30 местных. Все налоги вводятся законодательными актами. Закон о местных налогах устанавливает их виды и предельные ставки налога. Остальные налоговые вопросы решаются местным парламентом. На долю государственных налогов приходится 2/3, местных — 1/3 всех поступлений.
Главным налогом Японии является подоходный налог с юридических и физических лиц.
Подоходный налог с юридических лиц взимается по обшей ставке 39,27 %, которая распределяется следующим образом: государственный подоходный налог — 33,48 %, префектурный подоходный налог — 1,67 % и городской подоходный налог — 4,12 %. Кроме этого налога, юридические лица платят налог на предпринимательскую деятельность в пользу префектур.
Подоходный налог с физических лиц взимается по прогрессивной шкале, имеющей 5 ставок (10, 20, 30, 40 и 50 %), который поступает в государственный бюджет. Взимается префектурный подоходный налог по трем ставкам (5, 10, 15 %). Кроме того, действует местный подоходный налог.
Помимо этих трех видов подоходного налога (государственного, префектурного и местного) каждый житель независимо от величины дохода уплачивает подушный налог в твердой сумме.
Общая сумма налога на физическое лицо не превышает 30 % дохода в результате высокого необлагаемого минимума и личных налоговых вычетов.
На втором месте после подоходного налога стоит налог на имущества с юридических и физических лиц.
Объектом обложения выступает все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам, которые переоцениваются один раз в 3 года. Ставка пропорциональная (1,4 %) от стоимости имущества, для юридического и физического лица одинаковая.
К косвенным налогам относятся потребительские налоги, основную роль среди которых играет налог с продаж, взимаемый по ставке 3 %. Широко распространены акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин, на услуги (проживание в гостинице, купание в горячих источниках и т.д.). Для некоторых акцизов на услуги установлен необлагаемый минимум (например, питание в ресторане). В стране действуют также таможенные пошлины.
Среди местных налогов, которые обеспечивают менее половины всех доходов, преобладающая роль принадлежит подоходному налогу (56 %). Второе место занимает поимущественный налог (31 %), т.е. прямые налоги обеспечивают 87 % всех налоговых поступлений.
[1] Коньячный спирт (молодой) - продукт крепостью 62,0-70,0 об. %, полученный путем фракционированной дистилляции коньячных виноматериалов, находящийся без контакта с древесиной дуба, поставляемый в емкостях наливом не менее 200 л для использования в производстве на винодельческих предприятиях.
Коньячный спирт (выдержанный) - продукт крепостью 55,0-70,0 об. %, получаемый путем выдержки молодого коньячного спирта в дубовых бочках или емкостях, загруженных дубовой клепкой, поставляемый в емкостях наливом не менее 200 л для использования на винодельческих предприятиях.
[2] Статья 214.2. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках
*В отношении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, налоговая база определяется как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты, а по вкладам в иностранной валюте исходя из 9 процентов годовых, если иное не предусмотрено настоящей главой.
т.е. если Вы поместили на 1 год 100 000 руб. в банк под 15% годовых, то Ваши доходы не будут облагаться в пределах ставки рефинансирования +5%, т.е. на сегодня это 8,25% + 5% = 13,25%.
А доходы по ставке сверх 13,25% будут облагаться по ставке 35%.
100 000 ∙ (15-13,25)% ∙ 35% = 613 руб.
Следовательно, вкладчик получит реальный доход: 100 000 ∙ 15% - 613 руб. = 15000-613 = 14387 руб. (реальная ставка составит 14,387% годовых).