Э.: Владимир Иванович, что вы пожелаете бухгалтерам? 54 страница

│├───┼────────────────────────┼─────────┼────────┼──────┼──────────┼─────┤│

││ 2 │ Замена газовых │ шт. │ 6 │ 12 │ 9 │ 27 ││

││ │ водонагревателей │ │ │ │ │ ││

│├───┼────────────────────────┼─────────┼────────┼──────┼──────────┼─────┤│

││ 3 │ Вынос газовых вводов │ метр │ 25 │ 67 │ 18 │ 110 ││

││ │ из подвала │ │ │ │ │ ││

│├───┴────────────────────────┴─────────┴────────┴──────┴──────────┴─────┤│

││ III. Ремонт электрооборудования ││

│├───┬────────────────────────┬─────────┬────────┬──────┬──────────┬─────┤│

││ 1 │ Ремонт электрохозяйства│ система │ 5 │ 3 │ 6 │ 14 ││

││ │в производственных цехах│ │ │ │ │ ││

│└───┴────────────────────────┴─────────┴────────┴──────┴──────────┴─────┘│

│ │

│Руководитель планового отдела АО "Свет" Петров /Петров А.Д./ │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Смету расходов на ремонт основных средств составляют на следующий год на основе планируемых затрат на ремонт имущества. Она может выглядеть так, как показано далее.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│27 декабря 2015 г. УТВЕРЖДЕНА│

│ Генеральным директором АО "Свет"│

│ Иванов /Иванов А.Н./│

│ │

│ Смета расходов на ремонт основных средств в 2016 году │

│ │

│┌─────┬───────────────────────┬─────────────┬───────────────┬───────────┐│

││ │ │ │ Сметная │ ││

││ │ │ Количество │ стоимость │Общая сумма││

││N п/п│ Вид работ │оборудования,│ ремонта одной │ расходов ││

││ │ │ подлежащего │ единицы │ на ремонт ││

││ │ │ ремонту │ основного │ (руб.) ││

││ │ │ │средства (руб.)│ ││

│├─────┼───────────────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────┤│

││ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 ││

│├─────┴───────────────────────┴─────────────┴───────────────┴───────────┤│

││ I. Ремонт лифтового оборудования ││

│├─────┬───────────────────────┬─────────────┬───────────────┬───────────┤│

││ 1 │ Ремонт лифтов │ 7 │ 170 000 │ 1 190 000 ││

│├─────┼───────────────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────┤│

││ │Переоборудование лифтов│ │ │ ││

││ 2 │ в каркасно-приставных │ 3 │ 230 000 │ 690 000 ││

││ │ шахтах │ │ │ ││

│├─────┴───────────────────────┴─────────────┴───────────────┴───────────┤│

││ II. Ремонт газового оборудования ││

│├─────┬───────────────────────┬─────────────┬───────────────┬───────────┤│

││ 1 │ Замена газовых плит │ 127 │ 6 500 │ 825 500 ││

│├─────┼───────────────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────┤│

││ 2 │ Замена газовых │ 27 │ 2 200 │ 59 400 ││

││ │ водонагревателей │ │ │ ││

│├─────┼───────────────────────┼─────────────┼───────────────┼───────────┤│

││ 3 │ Вынос газовых вводов │ 110 │ 700 │ 77 000 ││

││ │ из подвала │ │ │ ││

│├─────┴───────────────────────┴─────────────┴───────────────┴───────────┤│

││ III. Ремонт электрооборудования ││

│├─────┬───────────────────────┬─────────────┬───────────────┬───────────┤│

││ │Ремонт электрохозяйства│ │ │ ││

││ 1 │ в производственных │ 14 │ 67 000 │ 938 000 ││

││ │ цехах │ │ │ ││

│├─────┼───────────────────────┴─────────────┴───────────────┴───────────┤│

││Всего│ 3 779 900 ││

│└─────┴─────────────────────────────────────────────────────────────────┘│

│ │

│Руководитель планового отдела АО "Свет" Петров /Петров А.Д./ │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Если фирма платит налог на прибыль ежеквартально, то сумму отчислений в резерв рассчитывают так:

┌──────────────────────────┐ ┌──────────────────────────┐ ┌───────┐

│ Ежеквартальная сумма │ = │ Общая сумма планируемых │ : │ 4 │

│ отчислений в резерв │ │ расходов по смете │ │ │

└──────────────────────────┘ └──────────────────────────┘ └───────┘

У такой фирмы сумма отчислений в резерв уменьшает налогооблагаемую прибыль в конце каждого квартала.

Внимание! Максимальная сумма резерва, которую учитывают при налогообложении прибыли, не может быть больше средней суммы фактических расходов на ремонт за последние три года.

Среднюю сумму расходов на ремонт рассчитывают так:

┌───────────────────────┐ ┌─────────────────────────────┐ ┌───────┐

│ Средняя сумма расходов│ = │Фактические расходы на ремонт│ : │ 3 │

│ на ремонт │ │ за три последних года │ │ │

└───────────────────────┘ └─────────────────────────────┘ └───────┘

Пример. В 2016 г. ООО "Веста" решило создать резерв на ремонт основных средств. Планируемая сумма расходов на ремонт по смете - 200 000 руб. Фирма платит налог на прибыль ежемесячно.

Фактические расходы на ремонт основных средств за предыдущие три года составили:

- в 2013 г. - 125 000 руб.;

- в 2014 г. - 160 000 руб.;

- в 2015 г. - 90 000 руб.

Максимальная сумма резерва на ремонт основных средств составит:

(125 000 руб. + 160 000 руб. + 90 000 руб.) : 3 = 125 000 руб.

Планируемая сумма расходов на ремонт (200 000 руб.) превышает ее максимальный размер. Поэтому "Веста" может создать резерв только в сумме 125 000 руб.

Ежемесячная сумма отчислений в резерв составит:

125 000 руб. : 12 мес. = 10 417 руб.

Резерв на оплату особо сложных и дорогих видов ремонта создают в том же порядке, что и резерв на оплату обычного ремонта основных средств, однако сумма такого резерва не ограничена.

Сумма резерва равна планируемым расходам, которые по графику приходятся на каждый налоговый период (год).

Если фирма платит налог на прибыль ежемесячно, то сумма отчислений в этот резерв рассчитывается так:

┌─────────────────┐ ┌────────────────────┐ ┌───────────┐ ┌──────┐

│ Ежеквартальная │ │ Общая сумма │ │ Количество│ │ │

│ сумма отчислений│ = │планируемых расходов│ : │лет ремонта│ : │ 12 │

│ в резерв │ │ по смете │ │ │ │ │

└─────────────────┘ └────────────────────┘ └───────────┘ └──────┘

У такой фирмы сумма отчислений в резерв уменьшает налогооблагаемую прибыль в конце каждого месяца.

Если фирма платит налог на прибыль ежеквартально, то сумму отчислений в резерв рассчитывают так:

┌─────────────────┐ ┌────────────────────┐ ┌───────────┐ ┌──────┐

│Ежемесячная сумма│ │ Общая сумма │ │ Количество│ │ │

│ отчислений │ = │планируемых расходов│ : │лет ремонта│ : │ 4 │

│ в резерв │ │ по смете │ │ │ │ │

└─────────────────┘ └────────────────────┘ └───────────┘ └──────┘

У такой фирмы сумма отчислений в резерв уменьшает налогооблагаемую прибыль в конце каждого квартала.

Если у вас есть основные средства, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта, необходимо определить сумму дополнительных отчислений в резерв. Ее рассчитывают как общую стоимость ремонта по таким объектам, деленную на количество лет, между которыми происходят указанные виды ремонта (Письмо Минфина России от 22 июня 2011 г. N 03-03-06/1/369).

Пример. В 2016 г. ООО "Ветеран" решило создать резерв на ремонт основных средств. Планируемая сумма расходов на ремонт составила 1 920 000 руб., в том числе:

- на обычный ремонт - 320 000 руб.;

- на особо сложный ремонт - 1 600 000 руб.

Согласно графику обычный ремонт основных средств проводят в течение 2016 г., особо сложный - раз в четыре года. Фирма платит налог на прибыль ежемесячно.

Фактические расходы фирмы на ремонт основных средств за предыдущие три года составили:

- 2013 г. - 230 000 руб.;

- 2014 г. - 280 000 руб.;

- 2015 г. - 300 000 руб.

Максимальная сумма резерва на обычный ремонт основных средств составит:

(230 000 руб. + 280 000 руб. + 300 000 руб.) : 3 = 270 000 руб.

Планируемая сумма расходов на ремонт (320 000 руб.) превышает ее максимальный размер. Поэтому "Ветеран" может создать резерв только в сумме 270 000 руб.

Ежемесячная сумма отчислений в этот резерв составит:

270 000 руб. : 12 мес. = 22 500 руб.

Ежемесячная сумма отчислений в резерв на оплату особо сложного ремонта составит:

1 600 000 руб. : 4 года : 12 мес. = 33 333 руб.

Общая сумма ежемесячных отчислений в резерв на оплату ремонта основных средств, которая уменьшает облагаемую прибыль ООО "Ветеран", составит:

22 500 руб. + 33 333 руб. = 55 833 руб.

Общая сумма резерва, который может быть создан в 2015 г., составит:

55 833 руб. x 12 мес. = 669 996 руб.

Внимание! В бухгалтерском учете формирование резерва на ремонт основных средств не осуществляется. Поэтому если в налоговом учете этот резерв будет создан, то в бухгалтерском будут возникать постоянные отрицательные разницы и постоянные налоговые активы, которые следует отражать в соответствии с положениями ПБУ 18/02.

Если затраты превысили сумму резерва, то они включаются в состав расходов и уменьшают налогооблагаемую прибыль. При этом по правилам налогового учета уменьшить прибыль вы сможете только в конце года (п. 2 ст. 324 НК РФ). Поэтому если планируемые расходы на ремонт больше, чем максимальная сумма резерва, то создавать его не нужно.

Пример. В 2016 г. ООО "Веста" производит отчисления в резерв на ремонт основных средств. Максимальная сумма резерва, который может создать "Веста", - 92 000 руб. Фирма платит налог на прибыль ежеквартально. В конце каждого квартала в резерв отчисляют по 23 000 руб. (92 000 руб. : 4).

Период Сумма резерва
сумма отчислений в резерв (руб.) сумма резерва нарастающим итогом (руб.)
I квартал 23 000 23 000
II квартал 23 000 46 000
III квартал 23 000 69 000
IV квартал 23 000 92 000

Фактические расходы по ремонту основных средств в 2016 г. составили:

Период Фактические расходы на ремонт
расходы за квартал (руб.) расходы нарастающим итогом (руб.)
I квартал 25 000 25 000
II квартал 19 000 44 000
III квартал 27 000 71 000
IV квартал 24 500 95 500

По итогам I квартала 2016 г. расходы "Весты" превысили сумму резерва на 2000 руб. (25 000 - 23 000). Эта сумма не уменьшает прибыль фирмы.

За шесть месяцев 2016 г. сумма расходов на ремонт меньше резерва на 2000 руб. (46 000 - 44 000). Однако при налогообложении учитывают всю сумму резерва (т.е. 46 000 руб.).

По итогам девяти месяцев расходы на ремонт превысили сумму резерва на 2000 руб. (71 000 - 69 000). Эта сумма не уменьшает прибыль фирмы.

По итогам года сумма расходов на ремонт превышает резерв на 3500 руб. (95 500 - 92 000). Эта сумма уменьшает облагаемую прибыль "Весты" в конце 2016 г.

Списание резерва

Все затраты по ремонту основных средств списывают за счет созданного резерва. Остаток неиспользованного резерва на оплату обычного ремонта увеличивает облагаемую прибыль. Неиспользованные суммы на оплату особо сложного и дорогостоящего ремонта могут быть перенесены на следующие налоговые периоды.

Пример. В 2016 г. ООО "Веста" применяет резервы на обычный и особо сложный ремонт основных средств. Максимальная сумма резерва на обычный ремонт составила 200 000 руб., а сумма резерва на особо сложный - 550 000 руб. Фактическая сумма расходов на ремонт в 2016 г. составила 645 000 руб., в том числе:

- на обычный ремонт - 165 000 руб.;

- на особо сложный ремонт - 480 000 руб.

31 декабря 2016 г. сумму неиспользованного резерва на оплату обычного ремонта в размере 35 000 руб. (200 000 - 165 000) включают в состав внереализационных доходов. Она увеличивает облагаемую прибыль "Весты". Сумму неиспользованного резерва на оплату особо сложного ремонта в размере 70 000 руб. (550 000 - 480 000) переносят на 2017 г.

Резервы на оплату отпусков и выплату вознаграждения

за выслугу лет

В налоговом учете резервы на оплату отпусков и выплату вознаграждения за выслугу лет отражают в составе расходов на оплату труда.

Создавать резервы в налоговом учете или нет - ваша фирма решает сама. Создание резервов и порядок резервирования средств должны быть предусмотрены в налоговой политике. Величину сумм, резервируемых на те или иные цели, вы рассчитываете самостоятельно.

Внимание! В бухгалтерском учете создание резерва на оплату отпусков - обязанность, вытекающая из ПБУ 8/2010. В аналогичном порядке нужно признавать вознаграждения за выслугу лет, предусмотренные коллективными или трудовыми договорами. Эти суммы являются оценочными обязательствами фирмы-работодателя. Их начисляют по счету 96 "Резервы предстоящих расходов", к которому открывают субсчета "Резервы предстоящей оплаты отпусков работникам организации" и "Резервы на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет". Напомним: ПБУ 8/2010 вправе не применять малые предприятия, не являющиеся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированные некоммерческие организации.

Создавать резервы могут только те фирмы, которые учитывают выручку при расчете налога на прибыль по методу начисления.

Создание резерва

Резервы на оплату отпусков и выплату вознаграждений создают в одинаковом порядке. Поэтому далее мы рассмотрим лишь "отпускной" резерв.

Если вы решили его сформировать, вам нужно написать об этом в налоговой учетной политике. В ней надо указать ежемесячный процент отчислений в резерв. Чтобы рассчитать этот показатель, нужно оформить специальную смету. В ней указывают сумму, которую планируют израсходовать:

- на заработную плату;

- на уплату страховых взносов с заработной платы;

- на выплату отпускных;

- на уплату страховых взносов с отпускных.

Эта смета может выглядеть так, как показано далее.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Наши рекомендации