Учет затрат и калькулирование в системе управления себестоимостью продукции. 4 страница
По существу анализ сводится к определению точки безубыточности (критической точки, точки равновесия) такого объема производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, т.е. предприятие уже не несет убытков, но еще не имеет и прибылей.
В системе бухгалтерского управленческого учета для вычисления точки безубыточности применяются:
1) математический метод (метод уравнения);
2) метод маржинального дохода (валовой прибыли);
3) графический метод.
Математический метод (метод уравнения). Для вычисления точки безубыточности сначала записывается формула расчета прибыли предприятия:
Выручка от продаж продукции (работ, услуг) – Совокупные переменные расходы –
Постоянные расходы = Прибыль
или
Цена единицы продукции × Х – Переменные расходы на единицу продукции × Х –
Постоянные расходы = Прибыль,
где Х – объем реализации в точке безубыточности, шт.
Затем в левой части уравнения за скобку выносится объем реализации (X), аправая часть — прибыль — приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета — в определении точки, где у предприятия нет прибыли):
Х × (Цена единицы продукции – Переменные расходы на единицу продукции) – Совокупные постоянные расходы = 0.
При этом в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции. (Следует помнить, что маржинальный доход — это разница между выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров) и переменными издержками.) Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия:
Пример. В качестве исходных взяты данные организации, занимающейся оптовой торговлей сантехникой, закупаемой по импорту. Предположим, что реализуется только один вид комплекта сантехники.
Для упрощения расчетов все расходы и продажные цены приведены без НДС, так как этот налог рассчитывается самостоятельно и не влияет на прибыль. Закупочная цена включает таможенные платежи и сборы. Ставки налогов с фонда оплаты труда и объема реализации принимаются приблизительно.
К переменным издержкам отнесены услуги банка по конвертации валюты и проценты по краткосрочным кредитам, поскольку они зависят от объема импортируемых товаров. Все остальные расходы считаем постоянными для определенного приемлемого диапазона товарооборота (масштабной базы).
Исходные данные для расчета представлены в табл. 1.1:
Таблица 1.1
Расходы предприятия
руб.
Постоянные расходы (в месяц): | Переменные расходы (за штуку): | ||
Аренда офиса | Закупочная цена | ||
Заработная плата персонала Налоги на ФОТ (40%) | Услуги банка по конвертации валюты (0,5%) | ||
Складские расходы | Проценты за кредит (2,0%) | ||
Абонентная плата за телефон Амортизация основных средств и нематериальных активов | Налоги с товарооборота, включаемые в издержки обращения (2,5%) | ||
Реклама | |||
Услуги банка | |||
Хозяйственные расходы | 1 000 | ||
Итого | 21 000 | Итого |
Цена реализации одного комплекта сантехники — 700 руб., текущий объем реализации — 350 комплектов.
Приемлемый диапазон товарооборота ограничен, с одной стороны, количеством комплектов сантехники, которое перевозит машина (192 шт.), а с другой — площадью арендуемых складских помещений, где можно единовременно разместить не более 400 комплектов. При реализации, превышающей 400 комплектов, требуется увеличить некоторые расходы, которые считаются постоянными (заработная плата, складские расходы, амортизация основных средств, услуги банка, хозяйственные расходы). Поэтому масштабной базой является товарооборот в диапазоне от 192 до 400 комплектов сантехники.
Определим для этих данных объем продаж, при котором организация будет работать безубыточно.
Постоянные расходы составляют 21 000 руб., переменные расходы на единицу продукции — 630 руб. Цена реализации одного комплекта — 700 руб. Приняв за Х точку безубыточности, получим уравнение:
700 Х – 630 Х – 21 000 = 0.
Отсюда точка безубыточности:
Х = 21 000 : (700 - 630) = 300 (комплектов) или в денежном измерении:
700 × 300 = 210 000 (руб.).
Метод маржинального дохода (валовой прибыли) является альтернативным математическому методу.
В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки. Вышеупомянутая организация так должна реализовать свою продукцию (товар), чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия.
Альтернативная формула расчета имеет вид:
Совокупный маржинальный доход – Совокупные постоянные расходы = Прибыль.
Поскольку в точке равновесия прибыли нет, формула преобразуется следующим образом:
Маржинальный доход на единицу продукции × Объем реализации (шт.) = Совокупные постоянные расходы
или
Организация в результате реализации одного комплекта сантехники имеет маржинальный доход в размере:
700 – 630 = 70 (руб.).
Постоянные издержки составляют 21 000 руб., следовательно, точка безубыточности равна:
21 000 : 70 = 300 (комплектов).
Для принятия перспективных решений полезным оказывается расчет соотношения маржинального дохода и выручки от продаж, т.е. определение маржинального дохода в процентах от выручки. Для этого выполняют следующий расчет:
В данном примере маржинальный доход на один комплект составляет 70 руб., выручка от продаж — 700 руб. за штуку, следовательно, соотношение маржинального дохода и выручки — 10%. Это значит, что на каждые 100 руб. реализации маржинальный доход составляет 10 руб. При постоянных значениях маржинального дохода и цены реализации их соотношение также будет постоянным.
Таким образом, запланировав выручку от продажи: продукции, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода. Если, например, выручка от продаж продукции (товаров) должна составить 245 000 руб., то этой сумме будет соответствовать маржинальный доход в размере 24500руб.
Для определения операционной прибыли (прибыли до налогообложения) вычтем из этой суммы рассчитанные совокупные постоянные издержки:
24 500 – 21 000 = 3500 руб.,
т.е. в запланированном совокупном доходе (245 000 руб.) прибыль будет составлять 3500 руб.
Необходимо учитывать, что выполненные выше расчеты и проиллюстрированные зависимости справедливы лишь для определенной масштабной базы. В данном случае это интервал в товарообороте от 192 до 400 комплектов. Вне этого диапазона анализируемые показатели (совокупные постоянные издержки, цена реализации единицы продукции и удельные переменные затраты) уже не считаются постоянными. Любые результаты расчетов по вышеприведенным формулам и сделанные на основании этих расчетов выводы будут неправильными.
Продолжая анализ, определим кромку безопасности, которая показывает, насколько может сократиться объем реализации, прежде чем организация начнет нести убытки.
Было установлено, что точка безубыточности находится на уровне 300 шт., что в денежном выражении составляет 210 000 руб. Если объем реализации ожидается в количестве 350 шт. (или 245 000 руб.), то кромка безопасности определится как 350 — 300 = 50 комплектов (или 35 000 руб.).
Кроме того, уровень кромки безопасности можно выразить в процентном исчислении, воспользовавшись следующей формулой:
Подставив в формулу соответствующие числовые значения, получим:
(245 000 – 210 000): 245 000 × 100% = 14,3%.
Рассмотренные зависимости позволяют решать и другие аналитические задачи.
Так, задавшись условием о предполагаемом объеме продаж, можно установить размер минимальной цены реализации, максимальной суммы переменных и постоянных затрат, которые может выдержать организация.
Пусть, например, за месяц предполагается реализовать 400 комплектов сантехники. Как отмечалось выше, состояние равновесия описывается формулой:
Выручка от продаж продукции (товаров) = Совокупные расходы.
Обозначив цену за X, получим:
400 Х = 630x400+ 21 000;
400 Х = 273 000, следовательно, Х = 682,5 руб.
Таким образом, при продаже комплектов по цене выше 682,5 руб. при заданных условиях организация будет получать прибыль.
Максимальная сумма постоянных и переменных затрат, которые сможет понести торговое предприятие при запланированном объеме товарооборота 400 комплектов и установленной цене за один комплект 700 руб., составит: 400 × 700 = 280 000 руб.
Далее можно спрогнозировать момент времени, когда наступит состояние равновесия. По плану месячный объем реализации должен составить 400 комплектов, а точка безубыточности, по расчетам, достигается после продажи 300 комплектов.
Составим пропорцию:
400 комплектов — 1 месяц,
300 комплектов — X месяцев.
Тогда Х = (300 × 1) : 400 = 0,75 месяца.
По истечении трех недель предприятие окупит все свои издержки, и доходы начнут превышать расходы.
Графический метод. Точку безубыточности можно определить, воспользовавшись данным методом (рис. 1.1).
Рис. 1.1.График безубыточности (I вариант)
График состоит из двух прямых — прямой, описывающей поведение совокупных затрат (Y1). и прямой, отражающей поведение выручки от продаж продукции (работ, услуг, товаров) (Y2), в зависимости от изменения объемов реализации.
На оси абсцисс откладывается объем реализации (товарооборот) в натуральных единицах измерения, на оси ординат — затраты и доходы в денежной оценке. Точка пересечения этих прямых будет свидетельствовать о состоянии равновесия.
В приведенном примере поведение совокупных затрат выражается:
Y1= 21 000 + 630ЛГ,
где X— объем реализации, шт.
Зависимость выручки от продаж (дохода) предприятия от количества проданных комплектов сантехники может быть представлена в виде:
Прямые затрат и выручки Y1и y2пересекаются в точке Б, соответствующей объему реализации в 300 комплектов.
Вертикальными линиями из точек с координатами 192 и 400 обозначается масштабная база, в рамках которой выполнялись расчеты. Вероятность того, что за пределами этих линий соотношение издержек, объема реализации и прибыли правильно, невелика.
Интервал в объеме продаж от 192 до 300 комплектов представляет собой зону убытков. На рис. 1.1 (I вариант) видно, что в этом интервале прямая затрат Y1находится над прямой, иллюстрирующей поведение выручки Y2. Если объем реализации превышает 300 шт., прямая затрат Y1 оказывается под прямой доходов Y2, а это означает, что предприятие работает прибыльно.
Выбрав в рамках масштабной базы любое значение объема продаж, можно графически определить размер соответствующих ему прибыли и маржинального дохода. Например, для определения возможных финансовых результатов при объеме продаж в 350 шт. (рис. 1.1) восстанавливаем из точки А перпендикуляр до пересечения его с прямыми Y1и Y2, получаем соответственно точки В и Г. Отрезок АВ характеризует выручку от продаж в точке А, отрезок АГ — размер совокупных расходов в этой точке. Следовательно, отрезок ВГ — прибыль в точке А.
Для графического определения величины маржинального дохода в точке А с помощью прямой отобразим поведение переменных издержек при изменении объема продаж, которое описывается формулой:
На графике эта прямая проходит точку с координатами (0, 0) и расположена параллельно прямой Y1.
Пересечение перпендикуляра с прямой Y3 обозначим точкой Д. Тогда отрезок АД будет иллюстрировать размер совокупных переменных расходов при реализации 350 комплектов сантехники.
На графике маржинальному доходу в точке А будет соответствовать отрезок ВД, который, в свою очередь, состоит из двух отрезков — отрезка ВГ, иллюстрирующего прибыль, и отрезка ГД, иллюстрирующего сумму постоянных расходов. Рассчитаем размер маржинального дохода и прибыли в точке А:
Y1 = 21 000 + 630 г 350 = 241 500 руб.;
Y2 = 700 × 350 = 245 000 руб.
Определим прибыль как разницу между выручкой от продаж продукции (товаров) и суммой совокупных расходов:
245 000 - 241 500 = 3500 руб.
Для расчета маржинального дохода увеличим полученный результат на сумму постоянных издержек:
3500+ 21 000 = 24 500 руб.
Существует альтернативный, II вариантграфического представления данных для расчета точки безубыточности, маржинального дохода и прибыли (рис. 1.2). На нем линия постоянных издержек Y4проходит через точку с координатами (0; 21 000) параллельно оси абсцисс, а переменные издержки равны расстоянию между линиями совокупных издержек и постоянных затрат.
Рис. 1.2. График безубыточности (II вариант)
Итак, в анализируемой точке А размер переменных расходов будет выражен отрезком ГД, постоянных расходов — отрезком АД. Как и в предыдущем случае, ВГ — прибыль предприятия в точке А. Отрезок АВ иллюстрирует объем выручки от продаж товаров, следовательно, маржиналь-ный доход будет складываться из двух величин — ВГ и АД.
Следует отметить, что I вариант построения графика (рис. 1.1) более предпочтителен, поскольку позволяет сразу выделить маржинальный доход в любой исследуемой точке как расстояние между линией выручки от продаж и линией совокупных переменных расходов.
Однако в каждом из рассмотренных выше построений (рис. 1.1 и 1.2) прибыли и убытки при различных уровнях реализации определяются только расчетным путем как расстояние между линиями выручки и совокупных расходов.
График (III вариант), представленный на рис. 1.3, более нагляден. Ось абсцисс представляет различные уровни объема продаж, а прибыль и убытки отмечаются на оси ординат. Прибыль (или убытки) наносится на график для каждого из уровней реализации. Эти точки соединяются линией прибыли. Точка безубыточности расположена там, где линия прибыли пересекает ось абсцисс. В рассматриваемом примере это точка Б с объемом реализации 300 комплектов.
Рис. 1.3. График безубыточности (III вариант)
Если объем реализации равен нулю, то максимальные убытки будут соответствовать размеру постоянных затрат. Каждая единица реализованной продукции приносит маржинальный доход в сумме 70 руб. Точка безубыточности достигается в том случае, когда совокупный маржинальный доход будет равен сумме постоянных издержек. Этой точкой оказывается объем реализации в 300 шт. Реализация каждой последующей единицы продукции приносит прибыль в размере 70 руб. Если реализовано 350 ед. продукции, то прибыль составит:
70 × 50 = 3500 руб.
Это соотношение между объемом продаж в точке А и соответствующим ему размером прибыли показано на графике (см. рис. 1.3) отрезком АВ.
Проблема определения точки безубыточности в современных условиях приобретает особое значение. Это важно для предприятий при формировании обоснованных цен на продукцию. Владея рассмотренными выше методами, бухгалтер-аналитик имеет возможность моделировать различные комбинации объема реализации (товарооборота), издержек и прибыли (наценки), выбирая из них наиболее приемлемый, позволяющий предприятию не только покрыть свои издержки, учесть темпы инфляции, но и создать условия для расширенного воспроизводства.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что рассмотренные выше методики анализа могут быть применены лишь при принятии краткосрочных решений. Во-первых, выработка рекомендаций, рассчитанных на длительную перспективу, с их помощью осуществлена быть не может. Во-вторых, анализ безубыточности производства даст надежные результаты при соблюдении следующих условий и соотношений:
• переменные расходы и выручка от продаж имеют линейную зависимость от уровня производства;
• производительность труда не меняется внутри масштабной базы;
• удельные переменные затраты и цены остаются неизменными в течение всего планового периода;
• структура продукции не меняется в течение планируемого периода;
• поведение постоянных и переменных расходов может быть измерено точно;
• на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т. е. объем продаж соответствует объему производства.
Несоблюдение даже одного из этих условий может привести к ошибочным результатам.
34 Анализ зависимости прибыли от объема реализации и расходов. Анализ отклонений по прибыли. В целях изучения зависимости между изменениями объёма продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности, что трактуется иногда как анализ критической точки (точки безубыточности или порога рентабельности). Критической считается такая величина объёма продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции, то есть еще не имеет прибыли, но уже не имеет убытка.
Взаимосвязь "затраты-объем-прибыль" может быть выражена графически или с помощью формул. Графики безубыточности показывают объем суммарных постоянных затрат, суммарных переменных затрат, общих затрат (сумма общих постоянных и общих переменных затрат) и совокупный доход для всех уровней деятельности (объемов продаж) предприятия при заданной цене продаж. Если цена единицы продукции, затраты, эффективность или другие условия изменяются, то модель должна быть пересмотрена.
График анализа поведения затрат, прибыли и объёма продаж
На графике точка безубыточности определяется как точка пересечения прямой суммарных затрат и прямой выручки от реализации.
Для руководства точка безубыточности является важным ориентиром в анализе, так как она показывает уровень продаж, ниже которого предприятие будет нести убытки. По этой причине ее можно рассматривать как минимально приемлемый уровень продаж продукции или услуг.
Взаимосвязь "затраты-объем-прибыль" может быть выражена также с помощью формул.
Для вычисления критической точки используются методы уравнения и маржинальной прибыли.
Метод уравнения основан на исчислении прибыли (имеется ввиду экономическое понятие прибыли) по следующей формуле:
П = ВР - Пер.З - Пост.З,
где ВР - выручка от реализации продукции;
ВР = Объем продаж Цена реализации единицы продукции;
Пер.З - переменные затраты на этот же объем реализации;
Пер.З = Объем продаж Переменные затраты на единицу;
Пост.З - все постоянные затраты предприятия за определенный период времени.
Если предприятие находится на пороге рентабельности (в критической точке) то прибыль равна нулю и получаем следующее равенство:
ВР = Пер.З + Пост.З.
или
Объем продаж * Цена реализации единицы продукции = Объем продаж * Переменные затраты на единицу + Пост.З
Трансформируя формулу и принимая объем продаж за критический (пороговый) объем реализации получаем следующую формулу:
Постоянные затраты
Критическая точка = ____________________________________________________
в единицах продаж Цена единицы продукц. - Переменные расходы на единицу
Критическая точка показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка.
Другой способ определения критической точки использует концепцию маржинальной прибыли (валовой маржи).
Метод маржинальной прибыли основывается на следующей формуле:
Маржинальная = Выручка от - Переменные затраты
прибыль реализации продукции на этот же объём продукции
Критический объем реализации может быть определен как объем реализации, при котором маржинальная прибыль равна постоянным затратам. Уравнение критической точки при маржинальном подходе в терминах единиц продукции будет следующее:
Критическая = Постоянные затраты
_______________________________
точка в единицах продаж Маржинальная прибыль на единицу
Анализ критической точки может быть использован как основа оценки прибыльности предприятия. Для различных альтернативных планов производства можно рассчитать соответствующую величину возможной прибыли (в экономическом смысле). В этом случае используется следующее соотношение:
ВР = Пер.З + Пост.З + Прибыль (целевая величина)
Таким образом, объем реализации, который бы обеспечивал получение целевой величины прибыли, можно рассчитать по следующей формуле:
Целевой объем продаж Постоянные затраты + Целевая прибыль
в единицах = ________________________________________________
Цена единицы продукции - Переменные расходы на единицу
При использовании маржинального подхода данное уравнение будет иметь вид:
Целевой объем продаж Постоянные затраты + Целевая прибыль
в единицах = ______________________________
Маржинальная прибыль на единицу
Таким образом, при маржинальном подходе менеджмент получает следующую информацию:
- возмещаются ли постоянные затраты;
- о величине маржинальной прибыли от каждого вида продукции.
Анализ маржинальной прибыли лежит в основе управленческих решений, связанных с пересмотром цен, изменением ассортимента, установлении размера премий, а так же при проведении маркетинговых операций.
Анализ чувствительности основан на использовании приема "что будет, если" изменится один или несколько факторов, влияющих на величину объёма продаж, затрат или прибыли. На основе анализа можно получить данные о финансовом результате при заданном изменении определенных параметров. Инструментом анализа чувствительности является маржа безопасности (запас финансовой прочности), то есть та величина выручки, которая находится за критической точкой. Её сумма показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка.
Анализ отклонений по прибыли. Важнейшими аспектами учета затрат по центрам ответственности являются установление нормативных затрат и оценка результатов путем сравнения фактических расходов с нормативными. Разность между фиктивными и нормативными расходами называется отклонением.Отклонения рассчитываются по каждому центру затрат и по каждой группе затрат.
Анализ отклонений -основной инструмент деятельности центра затрат. Текущий контроль и анализ отклонений позволяют своевременно перестроить систему управления производством: менеджер имеет возможность в любой момент воздействовать на протекающие процессы, не дожидаясь окончания периода, на который были разработаны цели и критерии, отражающие их.
Экономический анализ отклонений -это, прежде всего, факторный анализ. Его цель —определение и детальная оценка каждой причины, каждого фактора, которые могут привести к возникновению отклонений.
Отклонения являются следствием изменения трех основных факторов: объема производства, цен на ресурсы и норм расхода на единицу выпуска, причем обычно все факторы воздействуют одновременно.
Для эффективного оперативного управления необходимо выявить причины отклонений. Для этого на практике используют метод цепных подстановок.
Метод цепных подстановок дает следующие формулы отклонений фактических переменных затрат от плановых:
по объему Оq=(Qф-Qп)*Нп*Цп (6.1)
по цене Оц=Оф*(Цф-Цп)*Нп (6.2)
по норме Он=Оф*Цф*(Нф-Нп), (6.3)
где О -отклонение;Q -объем выпуска, Н -норма расхода ресурсов на единицу выпуска; Ц -цена единицы ресурсов; ф., п. -индексы фактического и планового значений величин.
На основе расчета по методу цепных подстановок можно выявить виновников отклонений: например, начальник цеха фабрики отвечает за потери, вызванные отклонением фактического расхода ресурсов от нормы, не несет ответственности за потери, вызванные удорожанием материалов.
Для постоянных затрат рассчитывают отклонение по общей сумме, причем каждый руководитель отвечает за ту часть постоянных расходов, на которую он реально может воздействовать:
Опз=Хф -Хп, где (6.5)
Хф, Хп -фактические и плановые постоянные затраты.
Отклонение по объему производства можно разбить на две большие группы: отклонения по мощности и по эффективности.
Отклонение по мощности:
Ом=(Сф -Сп)Фп, (6.6)
где Сф -стоимость основных фондов (количественный фактор); Ф -фондоотдача (качественный фактор).
Отклонения в фондоотдаче:
О =Сф(Фф -Фп) (6.7)
Контролер при анализе отклонений решает специфическую задачу -не только определяет значение и причину отклонения, но и вырабатывает рекомендации по его устранению (если оно нежелательно) или усилению (если оно благоприятно).
Расчет отклонений используется не только для оценки текущей деятельности предприятия; он также может быть применен для анализа долгосрочных стратегических программ развития предприятия, связанных с инвестированием. В силу своей специфики инвестиционные проекты являются особым объектом контроллинга и заслуживают отдельного изучения.
Приложение к теме 6 Отклонения по прибыли | ||
Показатель | Формула расчета | Экономический смысл |
1.Отклонения по совокупным производственным затратам | O1= Зф—Зп, где З —совокупные производственные затраты; O1= О11 + О12 + О13 + О14 | Отличие фактических совокупных производственных затрат от планового уровня |
1.1. Отклонения по материалам | О11=Мф—Мп, где М —затраты на материалы | Отличие фактических затрат на материалы от планового уровня |
1.1.1.Отклонения по объему выпуска | О111= ЦпНп(Оф-Оп) где Н —норма расхода материала на единицу продукции в натуральных единицах; Ц —цена за натуральную единицу материала (кг, м3и т.п.); Q —объем выпуска | Экономия или перерасход затрат на материалы, вызванные отличием фактического объема выпуска, от планового |
1.1.2.Отклонения по нормам расхода | О112= Цф(НФ-Нп)ОФ | Экономия или перерасход затрат на материалы, вызванные отличием фактического расхода материалов на единицу продукции от нормативного (планового) уровня |
1.1.3.Отклонения по цене на материалы | О113= (Цп-ЦФ)НФQФ | Экономия или перерасход затрат на материалы, вызванные отличием фактической цены покупки материалов планового уровня |
1.2.Отклонения по фонду оплаты труда | О12= Зф- Зп где 3 -издержки на зарплату; О12= О121+О122+О123 | Экономия или перерасход по зарплате основных рабочих |
1.2.1.Отклонения по объему выпуска | О121=ЗпТп(Oф-Oп), где P -часовая ставка; Т -трудоемкость единицы продукции | Экономия или перерасход по зарплате основных рабочих, вызванные отличием фактического выпуска от запланированного |
1.2.2.Отклонения по ставке зарплаты | О122= Тц(Зф- Зп)Оф | Экономия или перерасход по зарплате основных рабочих, вызванные ростом или падением фактической производительности труда по сравнению с плановым уровнем |
1.2.3.Отклонения по производительности труда | О123 = (Еф- Тф)ЗпQп | Экономия или перерасход по зарплате основных рабочих, вызванные ростом или падением фактической производительности труда по сравнению с плановым уровнем |
1.3.Отклонения по переменным общепроизводственным расходам | О13=Pvar фPvar n где Pvar- переменная часть общепроизводственных расходов Ol3= О131+132 | Отличие фактических переменных общепроизводственных расходов от их планового уровня |
1.3.1Отклонения по объему выпуска | O131=( Qф - Qп)рn, где р -переменные расходы на единицу выпуска | Экономия или перерасход по переменным общепроизводственным расходам, вызванные отличием фактического объема выпуска от планового уровня |
1.3.2.Отклонения по ставке переменных расходов | О132 =Оф(Рф -Рп) | Экономия или перерасход по зарплате основных рабочих, вызванные отличием физической ставки переменных общепроизводственных расходов в расчете на единицу продукции от запланированного уровня |
1.4.Отклонения по постоянным общепроизводственным и общехозяйственным расходам | О14 = Pconst фPconst n где Pconst- величина общепроизводственных или об-щехозяйственных расходов | Экономия или перерасход по общехозяйственным или общепроизводственным расходам |
2.Отклонения по выручке от реализации | О2= Вф- Вп где В -чистая выручка, Ц цена за единицу продукции | Опережение или отставание фактического объема вы пуска от запланированного |
2.1.Отклонение по объему реализации | О21= Цп(Qф -Qп), где Q -объем выпуска, Ц цена за единицу продукции | Опережение или отставание фактического объема выручки от запланированного, вызванное отличием фактического объема реализованной продукции в натуральном выражении от запланированного |
2.2-Отклонение по ценам реализации | О22= (Цф-Цп)Qф | Опережение или отставание фактического объема выручки от запланированного за счет отличия фактических цен реализации от плановых |
3.Отклонения по издержкам реализации и обращения | О3= Кф -Ко, где К -издержки реализации и обращения О31= О31+ О32 | Экономия или перерасход по издержкам реализации и обращения |
3.1.Отклонения по переменным издержкам реализации и обращения | О31 -Кvаr+Кvаr где Кvаг -переменные издержки реализации и обращения Оз1=0зи+0з12 | Экономия или перерасход по переменным издержкам реализации и обращения |
3.1.1.Отклонения переменных издержек реализации и обращения по объему выпуска | О312 =(Qф-Qп)Кп где R -ставка переменных издержек реализации и обращения на единицу продукции | Экономия или перерасход по переменным издержкам реализации и обращения, вызванные отличием фактического объема выпуска от планового уровня |
3.1.2.Отклонения по ставке переменных издержек реализации и обращения на единицу продукции | О312= Qф(Кф - Кп) | Экономия или перерасход по зарплате основных рабочих, вызванные отличием фактической ставки переменных издержек реализации и обращения на единицу продукции от планового уровня |
3.2.Отклонения по постоянным издержкам реализации и обращения | О32= Кconstф- Кconst n где Кconst- постоянные издержки реализации и обращения | Экономия или перерасход фактических постоянных издержек реализации и обращения от их планового уровня |
35 Принятие решения по ликвидации неприбыльного сегмента производства.Принятие решения по ликвидации неприбыльного