Основные принципы отбора компаний-аналогов
Оценка бизнеса методом компании-аналога основана на использовании двух типов информации:
1. Рыночной (ценовой) информации;
2. Финансовой информации.
Рыночная информация включает данные о фактических ценах купли-продажи акций компании, сходной с оцениваемой фирмой, а также информацию о количестве акций в обращении.
В связи с тем, что российской фондовый рынок характеризуется слабой активностью, информационной закрытостью, отсутствием достоверных сведений о фактической цене сделки, практикующие оценщики достаточно часто используют цены спроса и предложения на акции аналогичных предприятий.
Финансовая информация прежде всего представлена официальной бухгалтерской и финансовой отчетностью, а также дополнительными сведениями, перечень которых определяется непосредственно оценщиком в зависимости от конкретных условий оценки.
Процесс отбора сопоставимых компаний осуществляется в три стадии:
1. Определяется круг «подозреваемых». В него входит максимально возможное число предприятий, сходных с оцениваемой фирмой;
2. Составляется список «кандидатов». Поскольку аналитику требуется дополнительная информация сверх официальной отчетности, он должен собрать ее непосредственно на предприятиях-аналогах. Поэтому первоначальный список может сократиться из-за отказа некоторых фирм в предоставлении необходимых сведений, а также из-за плохого качества, недостоверности предоставляемой информации. Если аналог отвечает всем критериям, то он может использоваться на следующих этапах оценки;
3. Составляется окончательный список аналогов, который позволит аналитику определить стоимость оцениваемой фирмы. Состав критериев сопоставимости определяется условиями оценки, наличием необходимой информации, приемами и методами, наработанными оценщиком.
Факторы по которым осуществляется отбор:
1. Отраслевое сходство – предприятие должно принадлежать одной отрасли. Должны учитываться:
а) уровень диверсификации производства (доля различных видов продукции должна быть сопоставима);
б) возможность перепрофилирования производства и заменимость производимых продуктов;
в) зависимость результатов деятельности от одних и тех же экономических факторов (например, стоимость капитала строительных компаний, работающих в районах массового строительства и в отдаленных экономических районах, будет существенно отличаться при достаточном сходстве других критериев, таких как численность работающих, состав парка строительных машин и механизмов;
г) стадия экономического развития оцениваемой компании и аналогов;
2. Размер является важнейшим критерием, оцениваемым аналитиком при сопоставлении окончательного списка аналогов. Оценка размера компании определяется по таким параметрам, как степень капитализации, численность персонала, объем реализованной продукции и услуг, объем прибыли, число филиалов и т.д. Учитываются следующие факторы:
а) географическая диверсификация – крупные компании имеют более разветвленную сеть потребителей своей продукции, уменьшая тем самым риск нестабильности объемов продаж;
б) количественные скидки (у крупных объем закупок больше, следовательно, есть скидки, у мелких их нет);
в) ценовые различия по сходным товарам (крупные предприятия – известные, следовательно, цены могут быть выше);
3. Перспективы роста. Определяется фаза экономического развития предприятия, так как она отражается на доле дивидендных выплат и доле чистой прибыли, направляемой на развитие предприятия. Учитываются следующие факторы:
а) общей уровень инфляции;
б) перспективы роста отрасли в целом и индивидуальных возможностей развития конкретной фирмы в рамках отрасли;
в) динамики доли предприятия на рынке;
4. Финансовый риск. Уровень риска оценивается на основании следующих критериев:
а) структуры капитала или соотношения собственных и заемных средств;
б) уровня ликвидности или возможности оплачивать текущие обязательства текущими активами;
в) кредитоспособности фирмы, или ее способности привлекать заемные средства на выгодных условиях;
5. Качество менеджмента. Анализ проводится на базе косвенных данных, таких как качество отчетной документации, возрастной состав, уровень образования, опыт, зарплата управленческого персонала, а также место компании на рынке.
Приведенный перечень критериев сопоставимости (отбора) е является исчерпывающим, и эксперт имеет возможность дополнить его какими-либо факторами. Оценщик редко находит компании, абсолютно идентичные с оцениваемой, поэтому на основе анализа критериев он может сделать один из двух выводов:
- компания недостаточно сопоставима с оцениваемой и не может быть использована в процессе оценки. Эксперт должен в письменном виде объяснить, почему он сделал данное заключение;
- компания сопоставима с оцениваемой по ряду характеристик и может быть использована для расчета мультипликаторов.
Итоговый список должен включать не менее трех аналогичных компаний.
Сравнительный подход к оценке предприятия предполагает использование уже существующих в российской практике приемов и методов финансового анализа.
При сравнительном подходе отличительные черты финансового анализа проявляются в следующем:
1. Только по его результатам оценщик принимает решение о сопоставимости и включении тех или иных фирм в список компаний-аналогов;
2. Позволяет определить место или ранг оцениваемой компании среди аналогов;
3. Служит основой для внесения необходимых корректировок, обеспечивающих нужное сходство оцениваемой компании с аналогами;
4. Обосновывает степень доверия оценщика к конкретному виду ценового мультипликатора в их общем числе и в конечном счете определяет значимость каждого варианта стоимости при выведении итоговой величины.