Основные принципы взаимодействия общества, фирм и компаний со СМИ. 2 страница

Второй этап — от выхода в эфир первых регулярных телепередач до создания системы центрального, республиканского и местного телевидения и возникновения массового вещания в 1960-е годы.

Третий этап — с конца 1960-х годов, когда массовое вещание стало общесоюзным и многопрограммным, до 1990-х годов.

Четвертый этап — с 1990 г. по настоящее время. Сегодня в России насчитывается около 100 государственных телекомпаний, из них 88 в регионах, около 150 негосударственных.

Появление в эфире коммерческих телекомпаний, а также зарубежных телепрограмм определило начало четвертого периода в истории отечественного телевидения. Бесспорно, что ни одно из других средств массовой информации не имеет столь короткой и в то же время насыщеннои истории. В основе этого лежат достижения в науке, технике, технологии и развитие новых форм товарно-денежных отношений.

Все телерадиокомпании, действующие в России, можно разделить на четыре группы: государственные, межгосударственные, общественные и негосударственные. Все телекомпании в Российской Федерации независимо от их вида и формы собственности пользуются равными правами и несут одинаковую ответственность в соответствии с законодательством.

Современное телевидение можно классифицировать по следующим признакам.

1. По способу трансляции:

• эфирное — все телесигналы передаются традиционным способом — от телевышки до телесистемы потребителя;

• спутниковое — через международную систему российско-американского предприятия «Космос-ТВ», предлагающего пользователю спутниковые телепрограммы западных компаний. Начиная с 1996 г. у нас в стране работают четыре спутниковых канала в рамках «НТВ+». Владельцы спутниковых антенн г. Москвы и ее окрестностей принимают более ста телеканалов. Так, например, спутники Intersat транслируют пять телепрограмм Италии, 4 — Норвегии, 3 — Англии; спутники Astra позволяют пользователям смотреть 9 программ TV Германии, Англии и США, спутник Tursat транслирует 9 каналов Турции;

• кабельное — осуществляют компании «КТВ-1», «Столица», а также кабельные сети в регионах России.

2. По типу деятельности:

• вещательные компании, осуществляющие телетрансляцию программ. Многие компании в большинстве своем только ретранслируют другие станции;

• программно-производящие компании в виде продюсерских фирм;

• дистрибьюторы, которые способствуют продвижению телепродукта с учетом требований поставщика и запросов пользователей.

3. По охвату аудитории: общероссийские, региональные, местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона). Показатель охвата аудитории — показатель «доли охвата». Так, например, у Первого канала и второго «Россия» доля охвата превышает 25%, у «НТВ», «СТС» она колеблется в пределах 10—12%, телеканалов «Домашний», «ТНТ», «Ren-TV» доля охвата составила 5—7%, каналов «Культура», «ТВЦ» - 3-5%.

4. По форме собственности телевидение имеет государственные каналы, коммерческие (акционерные общества открытого и закрытого типа, киноассоциации, продюсерские центры, концерны, независимые телестудии), смешанные с присутствием зарубежного капитала.

5. По источнику финансирования:

• государственные бюджетные телеканалы;

• платные телеканалы, которые функционируют исключительно за счет абонентской платы телезрителей;

• общественные телеканалы, существующие в результате отчислений фондов общественных организаций, добровольных пожертвований юридических и частных лиц;

• коммерческие каналы, которые работают на условиях самоокупаемости и в первую очередь за счет рекламы;

• арендные каналы в результате аренды эфирного времени со стороны политических партий, общественных организаций, частных лиц, продюсерских фирм.

Решая главную задачу социальной информатизации общества, телевидение пытается реализовать направления психологических законов взаимодействия общества, информатики и государства, основанных на использовании чувственной информации.

Чувственная информация — отражение в сознании человека объективного реального материального мира посредством органов чувств. Ее особенность — в конкретности. Сохраняя оперативность радио, телевидение добавляет эффект сиюминутности происходящего, психологическое ощущение присутствия, сопричастности зрителя к происходящим событиям и тем самым повышает результативность передач.

TV по сравнению с другими СМИ предлагает зрителям плюрализм мнений как непременную основу формирования информационного пространства в обществе. Иными словами, необходимость обязательного наличия различных мнений обеспечивает потребителя возможностью выбора принимаемых сообщений.

Социальная информация интегрирует в себе три основных направления: просветительское, познавательное и прогностическое.

Просветительское направление в информационной деятельности TV включает распространение сообщений, являющихся основой полезной (чувственной) информации, знания.

Познавательное направление нацелено на распространение сообщений, формирующих представление о совокупности знаний на основе полученной логической и прагматической информации.

Прогностическое направление социальной информации заключено в распространении сведений, формирующих представление о будущем, вероятную оценку будущего.

К государственному регулированию телевидения в России относятся порядок и условия комплектования, учета, хранения и использования кино-, видео-, аудио- и телематериалов, прошедших в эфир или законченных производством. Государственный порядок, определяющий политику в области сохранения и использования аудиовизуальных произведений, созданных на территории Российской

Федерации, установлен Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов», принятом Государственной Думой 23 ноября 1994 г. В этом Законе определены меры по формированию обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования библиотечно-информационного фонда России.

Законодательно регулируются также реклама на телевидении и спонсирование передач.

Спонсирование на телевидении — вклад физического или юридического лица, не участвующего в деятельности телевидения, в прямое или непрямое финансирование передачи с целью поощрения фирменного знака, отдельного имени, направления коммерческой деятельности.

Спонсор передачи в начале или в конце ее обязательно объявляется. Спонсирование передачи не должно побуждать к продаже, покупке, найму и аренде изделий или услуг спонсора или же третьего лица, в частности, с помощью особых, стимулирующих указаний на такого рода изделия или услуги в телевизионной передаче. Спонсорами телевизионных программ, передач не могут выступать физические или юридические лица, чья основная деятельность — изготовление или продажа изделий или же предоставление услуг, реклама которых запрещена. Спонсирование передач новостей и телепередач об актуальных политических событиях запрещено. Сегодня любой предприниматель может свободно выбрать любую программу на любом канале, который, по его мнению, будет смотреть большая часть потенциальных покупателей.

Двадцать лет назад из всех затрачиваемых на рекламу средств в России лишь 13% шли на телевидение. Почти все остальные затраты давались газетам. Сегодня же на телевизионную рекламу тратится более 20%, а к 2010 г. 30% общих средств на рекламу будет отдано телевидению.

Телевидение ежегодно выпускает более 30 000 рекламных роликов, каждый из которых ежесуточно смотрят 9 из 10 потенциальных покупателей. Телевидение, обладая эффектом узнаваемости, способствует позиционированию товаров и услуг с одновременным созданием популярного имиджа фирме, компании.

Реклама на телевидении — любое публичное высказывание, а также демонстрация на экране с целью стимулирования продажи, покупки, аренды или найма какого-либо изделия или какой-либо услуги для достижения желаемого рекламодателем эффекта.

Общие правила рекламы на телевидении:

• любая реклама должна быть корректной и четкой;

• реклама не должна вводить телезрителя в заблуждение и наносить вред интересам потребителей;

• реклама, направленная на детей или использующая детей, не должна содержать ничего, что наносило бы вред их интересам, и должна учитывать их особую впечатлительность;

• реклама должна быть ясно распознаваема и однозначно отделена от других частей программы оптическими или акустическими средствами (как правило, она транслируется блоками);

• рекламодатель не имеет права оказывать никакого редакционного влияния на содержание телепрограммы;

• скрытая реклама запрещена.

В рекламе не должны появляться ни зрительно, ни в звуковом ряду те лица, которые регулярно выступают в передачах новостей и передачах об актуальных политических событиях. Трансляция церковных служб не должна прерываться рекламой. Передачи новостей и передачи актуальных политических событий, документальные передачи не должны прерываться рекламой, если они продолжаются менее 30 мин. Реклама табачных и алкогольных изделий запрещается. Реклама медикаментов и медицинского обслуживания, которые доступны только по врачебному предписанию, запрещена. Реклама всех других медикаментов и другого медицинского обслуживания должна быть ясно распознаваема как таковая, быть честной, а также соответствовать требованиям безвредности потребления человеком.

Перечисленные требования к рекламным средствам на телевидении должны быть четко усвоены маркетологами промышленных и торговых фирм и компаний, а также представителями PR-служб.

В процессе организации деятельности PR в системе маркетинга необходимо помнить основные правила взаимодействия со СМИ:

• при разработке информации для СМИ следует помимо корпоративных целей соблюдать интересы общества. Подготовленное сообщение должно быть точным, понятным, иметь важные факты, представляющие интерес и новостную ценность для СМИ и других контактных групп; • механизм взаимодействия с представителями прессы должен осуществляться на регулярной основе в режиме партнерства, такта, правдивости и уважения;

• необходимо своевременно отвечать на запросы СМИ и предоставлять комплексные информационные услуги, соблюдая два необходимых условия: точность и скорость. Если появляются недоразумения между PR-специалистом и журналистом, их следует устранить в самый короткий срок за счет фактических материалов, документов, разъяснений и уточнений на самом высоком уровне;

• разрабатывая план подготовки информации, ее выпуска для печати, PR-специалисты должны организовать работу по оценке обратной связи для рекомендаций руководству по совершенствованию маркетинговой деятельности;

• приступая к организации PR в маркетинге, необходимо создавать банк данных, видео- и фототеку по эффективным направлениям миссии фирмы, значительным событиям в корпорации;

• PR-специалист должен прилагать максимум усилий по подготовке выступления руководителя, его интервью в прессе, на радио, в рамках PR-акции с использованием интервью, брифингов, презентаций и т.п.;

• PR-отдел должен быть всегда открыт и доступен для установления контактов со СМИ в любой форме. На регулярной основе должен осуществляться мониторинг в области отслеживания, анализа и оценки сообщений печати, радио и телевидения.

Лоббирование

Необходимость лоббирования. Совершенно очевидно, что класс предпринимателей России нуждается в непосредственной поддержке государства, так как испытывает многочисленные трудности, преодолевая чиновничьи барьеры и коррупцию. Решая проблемы оптимизации своего бизнеса, они вынуждены находить формы и методы «давления» на госструктуры в целях защиты интересов бизнеса. Сотрудничество доходит до непосредственного участия бизнес-кругов в работе госструктур.

В результате увеличения количества фирм и компаний частного сектора, повышения доли услуг в ВВП, формирования класса предпринимателей естественным образом были созданы мощные группы предпринимательских интересов, группы давления и соответственно механизмы реализации интересов на уровнях исполнительной и законодательной власти.

Необходимость лоббирования обусловлена расхождением мнений и взглядов отдельных групп общественности по вопросам развития экономики, качества жизни. Участники процесса предпринимательского лоббирования в России смогли в сжатые сроки создать новый управленческий аппарат, работа которого генерировалась прежде всего с потребностями отечественного рыночного хозяйства. Именно такая связь государственных управленческих мотиваций и потребностей рынка позволяет говорить о том, что в России с 2000 г. защита профессиональных интересов приобрела регулируемый характер.

Именно в современных условиях особую значимость приобретают PR-службы, которые играют ведущую роль в осуществлении лоббизма. Лоббирование может осуществляться представителями корпораций, различных организаций, профсоюзов, членами правительства и Государственной Думы. Взаимодействие с парламентом — важнейший аспект работы коммерческих структур, общественных организаций, ассоциаций, союзов и самих органов властных структур.

В России интересы нефтяников, металлургов, авиастроителей, аграриев, банкиров на организованной основе защищают Российский союз промышленников и предпринимателей, Международный союз металлургов, Российский топливный союз, Российское общество авиастроителей, Союз сахаропроизводителей России, Ассоциация российских банков, Российская торговая палата, Российская ассоциация по связям с общественностью. Интересы иностранного бизнеса в России лоббируют Американская торговая палата, Консультативный совет по иностранным инвестициям, Европейский деловой клуб, Восточный комитет немецкой экономики.

История становления лоббирования. Лоббирование выражает процесс влияния заинтересованных групп и лиц на принятие решений властными структурами. Этот процесс — одно из серьезных направлений в системе паблик рилейшнз по непосредственному воздействию на аппарат государственной власти, парламент со стороны представителей общественности — деловых кругов, профсоюзов и многих слоев населения. Лоббирование происходит от английского lobby — коридор, так как деловые контакты и давление часто осуществляются в «коридорах» власти.

История становления лоббирования относится к 1869—1877 гг. (годы президентства восемнадцатого президента США — боевого генерала гражданской войны Улисса Симпсона Гранта). У нас в стране лоббирование не носит законодательного характера, что во многом усложняет этот процесс и придает ему оттенок коррупции.

История США отмечает трудный и длительный путь развития института лоббирования. Практика американского лоббирования долгие годы сопровождалась разоблачением отдельных сенаторов и в целом недовольством общественности. Поэтому начиная с 1907 г. была принята серия законодательных актов, регулирующая и регламентирующая лоббирование в американском обществе. Так, в 1907 г. был принят федеральный закон, регламентирующий финансирование избирательных кампаний, в 1925 г. — закон о федеральной практике коррупции.

Требования различных представителей общественности управлять профессиональными интересами привело к принятию в США в 1946 г. закона о федеральном регулировании лоббирования (Federal Regulation of Lobbuing Act). Закон требует регистрации в Конгрессе каждого участника процесса лоббирования, ежеквартально заполнять финансовую отчетность с выделением лоббистских затрат и доходов. В 1987 г. были приняты окончательные поправки к новому федеральному закону о регулировании лоббирования. Но, несмотря на мощную законодательную основу, созданные условия цивилизованного взаимодействия лоббистов, и сегодня в практике работы американского конгресса имеют место элементы коррупции и подкупа лиц из властных структур. Достаточно широкую огласку получила акция по лоббированию экспорта самолетов марки (типа) «F-16» из США в Грецию. Эта акция стоила 45 млн долл. Компания «Филипп Моррис» ежегодно на лоббирование собственных интересов выделяет из бюджета фирмы 10—12 млн долл.

Наиболее эффективно лоббирование в США осуществляется крупными ассоциациями и союзами, представляющими отдельные отрасли, торговое предпринимательство, профессиональные, социальные и другие интересы. Самые авторитетные сообщества США — Национальная ассоциация производителей (National Association Manufacturers), Американская медицинская ассоциация (American Medical Association), Национальная ассоциация риэлторов (National Association of Realtors), Американский институт бензина (American Petroleum Institute).

Цель и задачи лоббирования. Лоббирование долгие годы и сегодня как процесс защиты интересов граждан мало изучен и многими в обществе воспринимается как отрицательное явление.

Лоббирование — это комплекс действенных мер социальных институтов по воздействию на государство и законодательство с использованием гибких инструментов для достижения намеченных целей в области государственных поощрений и поддержки.

Главная цель лоббирования — добиться закрепления в принимаемых нормативных, законодательных актах частных интересов различных групп и организаций по получению государственных дотаций, социальных льгот, международных инвестиций. Данная защита отдельных интересов должна осуществляться в режиме, не противоречащем общественному правопорядку. Процесс лоббирования сдерживает деятельность властных структур в одностороннем командно-административном порядке, ограничивает всесилие директивного аппарата государственной власти.

Сегодня в России правительство и вся кредитно-финансовая система Центрального банка и Министерства финансов находится под сильным давлением различных кругов лоббистов, которые «выбирают» дешевые кредиты, налоговые льготы, завышенные пенсии для специалистов собственных ведомств. В России лоббирование все еще носит «дикий» характер, протекающий нередко в условиях криминала и коррупции. И все же конструктивные и цивилизованные формы приобретает лоббирование через механизм PR, который помогает выявить действительные потребности в поддержке и лоббировании отдельных производств, сфер общественной жизни, социальных групп населения. Активная роль в этом паблик рилейшнз поистине неоценима.

Лоббирование в России предполагает знания законодательной базы, регламентируемой ст. 104—109 Конституции России. Право законодательной инициативы у нас в стране принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, депутатам Госдумы, Правительству РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ и законодательным органам в субъектах Федерации. Участники лоббирования могут получать исчерпывающую информацию о работе Государственной Думы, ее пленарных заседаниях, принимать участие в обсуждении проектов законов на сайте: www.duma.ru.

Процесс лоббирования в российской экономике в основном преследует решение следующих задач:

• формирование национального бюджета. В парламенте Государственной Думы при его рассмотрении и принятии наибольшее давление оказывают аграрники, топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы, выбивающие для себя максимально возможную долю бюджета;

• перераспределение льготных кредитов, лицензий, квот, акцизов по экспорту и импорту;

• создание системы эффективных налогов и льгот по ним. В парламенте идет жесткое сопротивление со стороны творческих союзов по выбиванию ими налоговых льгот. Противодействие мотивируется тем, что стоит эти льготы ввести, как творческие союзы превратятся в «крышу» для массы сомнительных коммерческих структур. Пример — скандальная ситуация вокруг льгот, подаренных системе спорткомитета;

• справедливое урегулирование вопросов вокруг таких важнейших направлений развития национальной экономики, как приватизация, продажа или выделение земли, регистрация банков и многих других.

На местах в регионах идут бесконечные споры вокруг проблем налогообложения, инвестиций, природных ресурсов региона, инфраструктуры, экологии, занятости населения.

К сожалению, мы и сегодня лидируем в мире по количеству чиновников во властных структурах. Причем для российских чиновников в отличие, скажем, от американских и японских - нет обязательной финансовой отчетности в случаях персональной отставки. В случаях, когда высокий чиновник одновременно является и избранником народа, и представителем лоббистской группировки, практически невозможно провести в его действиях, поступках, мотивах четкую грань между протекционизмом, лоббизмом и коррупцией.

Для нас уже давно стали привычными звучащие в прессе, на телевидении, радио, с высокой трибуны парламентских совещаний обвинения в коррупции, связях с мафией и т.п. Конечно же, одна из главных причин наличия элементов «дикого» лоббизма — отсутствие законодательной базы лобби. Данное законодательство необходимо в целях очищения нашего нового постсоветского общества от произвола и криминала и превращения формы лоббизма в чрезвычайно престижную форму поддержки российского предпринимательства. Далеко не столь безобидна с точки зрения этических норм и кодексов лоббистская деятельность, являющаяся одним из направлений рыночной PR-практики в условиях конкурентной борьбы. При появлении черных PR грань между лоббизмом как торговли влиянием и общественными связями все более стирается.

Благодаря появлению в СМИ черных PR осуществляется зондирование общественного мнения для получения желаемого результата. Но PR-службы должны инициировать деятельность по переводу прагматических интересов в приемлемую для общества политику, то есть от конкретной бизнес-цел до общественно-значимого корпоративного результата.

Механизм лоббирования проиллюстрирован на рис. 3.3.

Основные принципы взаимодействия общества, фирм и компаний со СМИ. 2 страница - student2.ru

В настоящее время можно выделить три основных направления влияния бизнеса на правительственные круги и законодательную власть.

1. Первый путь криминальный, связанный с подкупом, взятками, т.е. коррупцией. Данное направление нелегальное, очень частоприводит к тяжелым последствиям для себя и окружающих.

Легальные пути включают два направления: первое, когда лидеры коммерческих структур сами идут в политику — путь не всегда оправдан, но достаточно популярен. Второй — достаточно эффективный и уже оправданный путь: влияние на политические решения с использованием форм «цивилизованного» лобби. Это достаточно продолжительная и кропотливая работа с властными и законодательными структурами. Данный путь может быть в конечном счете оправдан при решении таких основных вопросов, как оказание влияния на формирование законодательства. Сама работа заключается в донесении до депутатского корпуса интересов соответственных групп и фирм за счет организации посещения «новых» объектов, встреч, презентаций, семинаров, конференций. Многогранна работа по подготовке кампаний в прессе, а также участию в разработке проектов соответствующих законов, указов и распоряжений.

Работа по оказанию влияния на решение органов исполнительной власти также предполагает усилия по созданию связей с властными структурами в целях желательной подготовки нормативных документов.

2. Следующий важный вопрос участия в формировании органов представительной (законодательной) власти — активная работа по выдвижению своих кандидатов, а также финансирование избирательных кампаний в поддержку кандидатов, соответствующих интересам фирмы. Это может быть работа с перспективными молодыми специалистами, подготовка которых на выдвижение требует достаточно продолжительного срока.

3. И наконец, решение такого вопроса, как организация влияния на кадровые назначения в органах исполнительной власти: предложение соответствующих кандидатур, обеспечение поддержки средствами массовой информации, организация их подготовки, комплексные меры по их выдвижению и продвижению.

Со всей очевидностью понятно, что решение данного комплекса проблемных вопросов не может ограничиваться отдельными разовыми приемами. Это, прежде всего систематическая, ежедневная, целенаправленная организационная работа, в которой немалую роль может сослужить и личное обаяние при неформальных личных контактах. Данная работа требует продолжительного времени, знаний деловой среды, конкретных людей.

В связи с вышеизложенным еще раз необходимо выделить неоправданность «вхождения во власть» отдельных предпринимателей и хозяйственников. «Усидеть сразу на двух стульях» могут только отдельные лица, но и им в конечном счете приходится делать выбор между ежедневной собственной текущей работой и политикой. Давно известно, что политики должны делать политику, бизнес делают талантливые, одержимые идеей предприниматели. Соотносить их интересы, осуществлять результативные контакты с властными и общественными структурами должны компетентные профессионалы в области паблик рилейшнз, обеспечивающие эффективное лобби.

Основные направления работы лоббистов. Среди основных направлений в работе лоббистов на первый план выступают:

• поиск достоверной фактической информации. Данная информация сосредоточена в огромном количестве фактов, статистики, экономической информации, экспертных оценок и решений в структурах госаппарата, которые, как правило, предоставляют ее пользователям;

• оценка действий представителей государственной власти. Интерпретация потенциальной значимости грядущих законопроектов — выражение одной из ключевых задач лоббирования. Лоббисты предсказывают законодательные события и рекомендуют соответствующие действия в процессе их рассмотрения;

• анализ состояния и основных результатов коммерческой деятельности компаний и фирм. В результате почти ежедневных контактов с членами конгресса лоббисты доводят до их сведения позицию и мнение ведущих коммерческих компаний по отношению к действиям государства;

• защита позиции своих клиентов. Наряду с предоставлением фактической информации членам парламента есть возможность быть выслушанным. Таким образом, мнение многих деловых кругов доходит до депутатов и влияет на законотворчество;

• поддержка корпоративных продаж. Российское правительство — крупнейший национальный закупщик продуктов. Лоббисты нередко служат проводниками в осуществлении выгодных продаж. Доброжелательные отношения некоторых лоббистов с государственными служащими могут служить ценной связью для ориентации бизнеса компании, формирования ее имиджа.

Лоббирование может осуществляться закрыто — перед комитетами законодателей или на публичном обсуждении, а также представители общественности могут открыто и лично встречаться с лоббистами.

Лоббирование «у корней травы». В зарубежной практике лоббирования широко используется путь широкомасштабной защиты интересов, так называемое лоббирование «у корней травы». Примером данного пути может быть кампания лоббирования в США 1983 г.

Банки и ассоциации аккумулирования денежных средств и займов организовали общественность на активную атаку в форме интенсивного мощного потока писем в адрес сенаторов и конгрессменов, с тем, чтобы они отменили закон, требующий эти учреждения удерживать налог на уплату процентов по вкладам в пользу федерального правительства. Налог был отменен. Другой пример лоббирования «у корней травы» — взаимодействие ответственного за отношения с Конгрессом Федерации американских обществ экспериментальной биологии господина Гари Кагановича, который организовал 13 тысяч массированных сообщений по Интернету в Сенат, добиваясь отмены предполагаемого сокращения бюджетного финансирования медицинских исследований в 1996 г. Основу действенности механизма лоббирования «у корней травы» составляет широкомасштабная массированная и концентрированная система быстрых и точных атак — десятки тысяч людей, фирм, компаний, профессиональных союзов в течение нескольких дней, часов одновременно засыпают парламентариев письмами, факсами, сообщениями через Интернет, телефонными звонками на одну и ту же тему, направленными для решения одной проблемы.

Профессиональный лоббизм. Профессиональный лоббизм — высокодоходная статья в сфере бизнеса через представителей специалистов PR-служб. В Вашингтоне действуют свыше 7 тысяч зарегистрированных в конгрессе лоббистов и почти 800 юридических, консалтинговых, PR-фирм и компаний, официально зарегистрированных в Министерстве юстиции. Практика лоббирования в высшей степени подтвердила целесообразность законодательной легализации ее участников. Эта легализация исключает в большинстве своем образование таинственности и неожиданных сюрпризов. К сожалению, наше российское лоббирование сопровождается бесконечными сговорами, традиционной «борьбой под ковром». Сам факт официального признания лоббирования ставит властные структуры под контроль общества, чем и ограничивает чиновничий произвол.

Так как лоббизм в Соединенных Штатах Америки легален, подлежит контролю, закон защищает его интересы. В связи с этим, помимо официальных структур, контакты любых других посреднических структур, посредников, лиц, защищающих личные интересы, запрещены. Например, чиновники в соответствии с законодательством могут принимать подарки, презенты общей стоимостью, не превышающей 50 долл., депутаты — соответственно 100 долл. Нарушение данного условия приводит к лишению свободы сроком до 20 лет.

В Российском парламенте обсуждается возможность проекта федерального закона о лоббировании. Необходимость лоббирования обусловлена неизбежностью наличия различных мнений по всем проблемам общества, в том числе по профессиональным признакам, территориальным, отраслевым, партийным и многим другим.

Российский парламент состоит из представителей субъектов Федерации, отдельных фракций и групп конкурирующих интересов. Эффект разногласий может быть сбалансирован специальным механизмом лобби. В России интересы банковского, нефтепромышленного, аграрного и оборонного секторов отстаиваются на организованной основе. В парламенте сложились формальные механизмы влияния граждан и организаций на представителей исполнительной и законодательной власти, несмотря на отсутствие закона на лоббирование.

Наши рекомендации