Статья 18 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» ).
Необходимо также отметить, что комментируемый принцип, распространяется и на лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, в связи с чем они стали объектами ОРД. На основании ст. 55 Конституции России закон об ОРД допускает возможность ограничения некоторых конституционных прав — право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. Эти ограничения могут применяться только на основании судебного решения при соблюдении определенных условий. Вместе с тем следует иметь в виду, что ряд прав и свобод граждан носят неотъемлемый характер, т.е. не могут ограничиваться ни при каких условиях (право на достоинство личности, право на возмещение морального и материального вреда, право частной собственности и ряд других).
Следующий принцип оперативно-розыскной деятельности - принцип конспирации. Именно в конспиративности оперативно-розыскной деятельности главным образом и заложена ее эффективность в борьбе с преступностью. Опыт показывает, что, как только проводимые оперативно-розыскные мероприятия становятся известными преступникам, их окружению, они немедленно и полностью утрачивают свою эффективность и действенность. Более того, не исключены такие последствия, как расправа преступников или их сообщников с лицами, которых они подозревают в общении с правоохранительными органами.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется негласно, втайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от всех других посторонних граждан.
Соблюдение принципа конспирации до известной степени обеспечивается реализацией органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, права собирать данные, необходимые для принятия решений о допуске лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, к участию в оперативно-розыскной деятельности или в доступе к материалам, полученным в ходе ее осуществления.
Соблюдение правил конспирации при решении задач оперативно-розыскной деятельности законом возведено в обязанность органов, ее осуществляющих. В то же время закон предоставил этим органам право использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личности граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе.
Принцип конспирации означает необходимость и легитимность использования в процессе ОРД правил и приемов, позволяющих сохранять в тайне от преступников действия оперативных подразделений по их разоблачению.
Тайным способам совершения преступлений государство противопоставляет тайные способы их раскрытия. Необходимость сохранения в тайне действий оперативных подразделений обусловливается рядом обстоятельств:
потребностью принятия адекватных мер борьбы с преступлениями, которые совершаются и готовятся в условиях неочевидности с целью избежать уголовной ответственности.
конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ проводятся при наличии непроверенной или противоречивой информации;
сохранение тайны является в ряде случаев непременным условием оказания гражданами помощи в раскрытии преступлений, гарантией соблюдения их конституционных прав и свобод, а также специальных прав и свобод, о которых упоминалось выше.
Следующий и последний принцип, указанный в законе, — сочетание гласных и негласных методов и средств. Предотвращение и раскрытие преступлений, розыск преступников и без вести пропавших обеспечиваются оперативными аппаратами, главным образом благодаря применению негласных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскные мероприятия оказываются тем эффективнее и действеннее, чем теснее они сочетаются с гласными мероприятиями при непременном условии зашифровки оперативных средств и методов. Во многих случаях нельзя добиться той или иной конкретной цели в предупреждении и раскрытии преступлений без дополнения оперативно-розыскных мероприятий гласными действиями работников органов предварительного следствия и дознания.
Сочетание гласных и негласных возможностей оперативных аппаратов органов внутренних дел обусловлено необходимостью проверки и подкрепления негласно полученной информации гласными материалами, поскольку применение мер процессуального принуждения (арест, привлечение к у головной ответственности) или мер воздействия (например, через общественность) к лицам, преступная деятельность которых выявлена оперативным путем, возможна лишь на основе доказательств, закрепленных в порядке определяемом уголовно-процессуальным законодательством.
Рассматриваемый принцип означает тесную связь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению, профилактике и раскрытию преступлений. Результаты ОРД в соответствии со ст. 11 Закона могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел а также в процессе доказывания. Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем проверять и подкреплять гласными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств. , Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, имеют право вести свою работу гласно и негласно.