Статья 18 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» ).

Необходимо также отметить, что комментируемый принцип, распространя­ется и на лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступле­ния, в связи с чем они стали объектами ОРД. На основании ст. 55 Конституции России закон об ОРД допускает возможность ограничения некоторых консти­туционных прав — право на тайну переписки, телефонных переговоров, теле­графных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. Эти ограниче­ния могут применяться только на основании судебного решения при соблюде­нии определенных условий. Вместе с тем следует иметь в виду, что ряд прав и свобод граждан носят неотъемлемый характер, т.е. не могут ограничиваться ни при каких условиях (право на достоинство личности, право на возмещение мо­рального и материального вреда, право частной собственности и ряд других).

Следующий принцип оперативно-розыскной деятельности - принцип конспирации. Именно в конспиративности оперативно-розыскной дея­тельности главным образом и заложена ее эффективность в борьбе с пре­ступностью. Опыт показывает, что, как только проводимые оперативно-розыскные мероприятия становятся известными преступникам, их окру­жению, они немедленно и полностью утрачивают свою эффективность и действенность. Более того, не исключены такие последствия, как распра­ва преступников или их сообщников с лицами, которых они подозревают в общении с правоохранительными органами.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется негласно, втай­не не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от всех других посторонних граждан.

Соблюдение принципа конспирации до известной степени обеспечи­вается реализацией органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, права собирать данные, необходимые для принятия реше­ний о допуске лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, к участию в оперативно-розыскной деятельности или в доступе к материа­лам, полученным в ходе ее осуществления.

Соблюдение правил конспирации при решении задач оперативно-ро­зыскной деятельности законом возведено в обязанность органов, ее осу­ществляющих. В то же время закон предоставил этим органам право ис­пользовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, орга­низаций, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личности граждан, сотруд­ничающих с этими органами на конфиденциальной основе.

Принцип конспирации означает необходимость и легитимность исполь­зования в процессе ОРД правил и приемов, позволяющих сохранять в тайне от преступников действия оперативных подразделений по их разоблачению.

Тайным способам совершения преступлений государство противопостав­ляет тайные способы их раскрытия. Необходимость сохранения в тайне дей­ствий оперативных подразделений обусловливается рядом обстоятельств:

потребностью принятия адекватных мер борьбы с преступлениями, ко­торые совершаются и готовятся в условиях неочевидности с целью избежать уголовной ответственности.

конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевре­менной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, ког­да ОРМ проводятся при наличии непроверенной или противоречивой инфор­мации;

сохранение тайны является в ряде случаев непременным условием оказа­ния гражданами помощи в раскрытии преступлений, гарантией соблюдения их конституционных прав и свобод, а также специальных прав и свобод, о которых упоминалось выше.

Следующий и последний принцип, указанный в законе, — сочетание гласных и негласных методов и средств. Предотвращение и раскрытие пре­ступлений, розыск преступников и без вести пропавших обеспечиваются оперативными аппаратами, главным образом благодаря применению не­гласных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскные мероприятия оказываются тем эффективнее и действеннее, чем теснее они сочетаются с гласными мероприятиями при непременном условии зашифровки оперативных средств и методов. Во многих случаях нельзя добиться той или иной конкретной цели в предуп­реждении и раскрытии преступлений без дополнения оперативно-розыс­кных мероприятий гласными действиями работников органов предвари­тельного следствия и дознания.

Сочетание гласных и негласных возможностей оперативных аппаратов органов внутренних дел обусловлено необходимостью проверки и подкреп­ления негласно полученной информации гласными материалами, посколь­ку применение мер процессуального принуждения (арест, привлечение к у го­ловной ответственности) или мер воздействия (например, через обществен­ность) к лицам, преступная деятельность которых выявлена оперативным путем, возможна лишь на основе доказательств, закрепленных в порядке оп­ределяемом уголовно-процессуальным законодательством.

Рассматриваемый принцип означает тесную связь оперативно-розыс­кной и процессуальной деятельности по выявлению, профилактике и рас­крытию преступлений. Результаты ОРД в соответствии со ст. 11 Закона могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел а также в процессе доказывания. Чтобы обеспечить исполь­зование результатов ОРД в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем проверять и подкреплять гласными мате­риалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств. , Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную дея­тельность, имеют право вести свою работу гласно и негласно.

Наши рекомендации