Особенности применения маркетинга на рынке банковских услуг

Банковский маркетинг – система организации деятельности банка по разработке и сбыту банковского продукта на основе комплексного изучения рынка и запросов клиентов с целью получения максимальной прибыли.

Банковская система РФ включает в себя центральный банк (ЦБ), коммерческие банки (КБ), а также филиалы и представительства ЦБ.

ЦБ имеет особую роль в системе и выполняет следующие функции:

1. Выдача и отзыв лицензий у КБ

2. Выпуск денежной массы и контроль за её обращением

3. Контроль за обращением иностранной валюты в РФ

4. Предоставление кредитов КБ и определение ставки рефинансирования

КБ используют приемы и способы маркетинга в своей деятельности по следующим причинам:

1. Завершение формирования банковской системы в РФ, её стабилизация

2. Усиление конкуренции между банками

3. Интернационализация банковской деятельности

4. Проникновение банковской деятельности в новые сферы и привлечение в отношения с банками большой части населения

5. Усиление конкуренции с небанковскими учреждениями (страх компании, брокерские фирмы, пенсионные компании)

В таких условиях банковский маркетинг выступает в роли механизма обеспечения адекватности деятельности банка процессам, происходящим на рынке. Помимо изучения рынка страны необходим мониторинг мировой банковской системы.

В банковских операциях большая роль принадлежит современным техническим средствам информации и коммуникации, и существует зависимость от быстроты передачи данных, быстроты их обработки и анализа.

Маркетинговая среда банка – совокупность факторов, действующих за пределами банка и влияющих на возможности руководства банка и его службы маркетинга устанавливать и поддерживать отношения с клиентами.

Составляющие внешней среды банка:

1. Поставщики (физ или юр лица, обеспечивающие банк необходимыми финансовыми и трудовыми ресурсами, а также материальными средствами для создания конкретного банковского продукта)

2. Маркетинговые посредники (физ или юр лица, которые являются связующим звеном между банками и клиентами)

3. Кредитно-финансовые посредники учреждения (проводят для банком операции на фондовом рынке)

4. Клиенты банка

5. Конкуренты (банки и парабанковские системы)

6. Контактные аудитории (все группы, которые проявляют интерес к банку или оказывают влияние на его деловую активность – финансовые учреждения, СМИ, госуд учреждения, общественность)

Специфические особенности банковского продукта (услуги), которые должны быть учтены при разработке стратегии маркетинга:

1. Неосязаемость услуг, их абстрактный характер

2. Непостоянство качества услуг

3. Несохраняемость услуг

4. Оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах

5. Нематериальные банковские услуги приобретают зримые черты посредством имущественных договорных отношений

6. Большинство банковских услуг имеет протяженность во времени(устанавливаются продолжительные связи клиента с банком)

Содержание и основные аспекты маркетинга на рынке страхования

Страхование – система отношений по защите имущественных интересов физ. и юр. лиц при наступлении определенных событий (страховой случай) за счет денежных фондов, которые формируются из уплаченных страховых взносов.

Страховщики – юр лица любой организационно-правовой формы, имеющие лицензии на осуществление страхование соответствующего вида, при этом заниматься другими видами деятельности страховая компания не вправе.

Страхователь – юр или физ лицо, заключившее со страховщиком договор страхования, либо являющееся страхователем в силу закона.

Запрещено страховать следующие интересы:

1. Страхование противоправных интересов

2. Убытки от участия в играх и лотереях

3. Расходы для целей освобождения заложников

В сфере страхования маркетинг отражает предметно-целевой подход к управлению ресурсами страхового фонда, которые находятся в распоряжении страховщика. Страховщик должен иметь четкие критерии для определения основных задач деятельности.

Основные принципы маркетинга страхования:

1. Изучение рынка сбыта страховых продуктов, исходя из имеющихся страховых интересов, желаний и предпочтений страхователей.

2. Целенаправленное воздействие на рынок страхователей в целях формирования платежеспособного спроса на страховые услуги.

3. Приспособление текущей деятельности страховой компании к требованиям страхового рынка, разработка и внедрение таких видов страхования, которые отвечают потребительским ожиданиям.

Основные задачи маркетинга в страховании:

1. Выявление новых видов страховых услуг и способов их предоставления, которые могут быть предложены физ и юр лицам.

2. Определение доли рынка клиентуры, в которой позиция страховой компании прочна, разработка стратегии конкуренции, а также определение потенциальных клиентов.

3. Определение типа и способа рекламных мероприятий и их интенсивности

4. Разработка программы создания благоприятных условий реализации страховых услуг.

Страховая компания разрабатывает программу маркетинга как результат деятельности самой компании, а также с учетом информации, поступившей от страховых агентов и брокеров. Программа маркетинга должна предусматривать выбор целей, систему мер и ресурсов для их достижения, а также контроль за выполнением. Решаются следующие вопросы:

1. Анализ возможностей страховой компании

2. Определение целей развития

3. Разработка стратегии поведения на страховом рынке

4. Разработка тактических приемов работы на страховом рынке

5. Проведение контроля за программой

Наши рекомендации