Э.: Владимир Иванович, что вы пожелаете бухгалтерам? 10 страница

Реконструкция, модернизация, достройка, дооборудование

Реконструкция и модернизация - это полное или частичное переустройство и переоборудование зданий, сооружений и других объектов основных средств. Реконструкция приводит к изменению их основных технических или экономических показателей, например для здания - это увеличение высоты, площади, объема здания. Модернизация компьютера - увеличение его оперативной памяти.

Достройка - возведение новых частей зданий, сооружений и других строительных объектов. Вновь возведенные части должны составлять единое целое с объектом основных средств, то есть их отделение друг от друга без ущерба невозможно.

Дооборудование - дополнение основных средств новыми (дополнительными, а не взамен уже существующих) частями, деталями и другими механизмами (устройствами), которые будут составлять с этим оборудованием единое целое, придадут ему новые функции или изменят показатели его работы (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.). Например, это установка в компьютер встроенного модема для связи через телефонную сеть.

Эти расходы отражают на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет "Увеличение стоимости основных средств", проводкой:

Дебет 08, субсчет "Увеличение стоимости основных средств", Кредит 10 (23, 29, 60, 69, 70, 71, 60, 76...)

- отражены расходы на реконструкцию (модернизацию, достройку или дооборудование) основных средств;

Дебет 01 Кредит 08, субсчет "Увеличение стоимости основных средств",

- увеличена первоначальная стоимость основного средства после полного окончания работ.

Пример. В отчетном году АО "Актив" решило улучшить технические характеристики компьютера. Его первоначальная стоимость составляла 48 000 руб.

В результате проведенных работ был заменен процессор на более мощный и установлен CD-дисковод. Стоимость всех работ (с учетом стоимости новых деталей) составила 7080 руб. (в том числе НДС - 1080 руб.).

Бухгалтер "Актива" сделал проводки:

Дебет 60 Кредит 51

- 7080 руб. - оплачена стоимость работ;

Дебет 08, субсчет "Увеличение стоимости основных средств", Кредит 60

- 6000 руб. (7080 - 1080) - учтены затраты на модернизацию;

Дебет 19-1 Кредит 60

- 1080 руб. - учтен НДС;

Дебет 01 Кредит 08, субсчет "Увеличение стоимости основных средств",

- 6000 руб. - на сумму расходов по модернизации увеличена первоначальная стоимость компьютера;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19-1

- 1080 руб. - произведен вычет по НДС.

В балансе "Пассива" за отчетный год по строке 1150 будет указана первоначальная стоимость компьютера (с учетом расходов по его модернизации) в сумме 54 тыс. руб. (54 000 = 48 000 + 6000) за вычетом начисленной по нему амортизации.

Расходы не должны включаться в стоимость основных средств, если они не носят капитальный характер. Расходы считаются некапитальными, если показатели работы основного средства не улучшаются или улучшаются незначительно. Такие расходы по основным средствам в их стоимость не включают и учитывают в составе текущих расходов отчетного периода.

Пример. В административном подразделении АО "Актив" используется автомобиль, на который дополнительно установлены:

- противотуманные фары стоимостью 1200 руб.;

- замок топливного бака стоимостью 150 руб.

Комплектующие были приобретены в розничной торговле, счета-фактуры на них отсутствуют, поэтому НДС по ним к вычету не принимается.

В данном случае дооборудование автомобиля носит некапитальный характер.

Бухгалтер "Актива" должен сделать проводки:

Дебет 71 Кредит 50

- 1350 руб. (1200 + 150) - выданы деньги под отчет для покупки комплектующих;

Дебет 10 Кредит 71

- 1350 руб. - оприходованы комплектующие;

Дебет 26 Кредит 10

- 1350 руб. - списана стоимость комплектующих.

В результате проведенных работ стоимость автомобиля, по которой он числится в балансе "Актива", не изменится.

Переоценка

Коммерческая организация имеет право не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать основные средства. Если вы один раз провели переоценку, в дальнейшем ее придется делать регулярно.

Если в результате первоначальной переоценки стоимость основных средств увеличилась, то сумму увеличения относят в кредит счета 83 "Добавочный капитал".

В учете делают проводки:

Дебет 01 Кредит 83

- увеличена стоимость основного средства в результате переоценки;

Дебет 83 Кредит 02

- доначислена амортизация основного средства в результате его переоценки.

Если в результате первоначальной переоценки стоимость основных средств уменьшилась, то сумму уценки относят на финансовый результат в качестве прочих расходов. Это отражают проводками:

Дебет 91-2 Кредит 01

- уценен объект основных средств, который ранее недооценивался;

Дебет 02 Кредит 91-2

- уменьшена амортизация уцененного объекта, который ранее недооценивался.

В ходе переоценки можно увеличить стоимость тех основных средств, которые ранее были уценены. Тогда сумму дооценки, равную сумме предыдущей уценки, относят на финансовый результат в качестве прочих доходов. Превышение суммы дооценки над суммой уценки включают в состав добавочного капитала.

Пример. На балансе АО "Актив" числится станок. По состоянию на 31 декабря 2015 г. станок был переоценен. Первоначальная стоимость станка была уменьшена на 4000 руб., а сумма амортизации - на 1000 руб. По состоянию на 31 декабря 2016 г. вновь была произведена переоценка станка. Первоначальная стоимость станка была увеличена на 12 000 руб., а сумма амортизации - на 3000 руб.

При подготовке отчетности за 2015 г. бухгалтер "Актива" применил проводки:

Дебет 91-2 Кредит 01

- 4000 руб. - отражена первоначальная уценка станка;

Дебет 02 Кредит 91-2

- 1000 руб. - отражено уменьшение амортизации в связи с первоначальной уценкой.

Результаты переоценки станка по состоянию на конец отчетного 2016 г. бухгалтер "Актива" должен отразить так:

Дебет 01 Кредит 91-1

- 4000 руб. - отражена дооценка станка в пределах предыдущей уценки;

Дебет 01 Кредит 83

- 8000 руб. (12 000 - 4000) - отражена дооценка станка сверх предыдущей уценки;

Дебет 91-1 Кредит 02

- 1000 руб. - увеличена амортизация станка в пределах предыдущей уценки;

Дебет 83 Кредит 02

- 2000 руб. (3000 - 1000) - увеличена амортизация станка сверх предыдущей уценки.

В балансе за отчетный год станок отражают исходя из текущей (восстановительной) стоимости с учетом накопленной амортизации.

В ходе переоценки вы можете и уменьшить стоимость тех объектов основных средств, которые ранее были дооценены. Тогда сумма уценки, равная сумме предыдущей дооценки, уменьшает добавочный капитал.

Превышение суммы уценки над суммой дооценки относится на финансовый результат в качестве прочих расходов.

Пример. На балансе АО "Актив" числится станок.

По состоянию на 31 декабря 2015 г. станок был переоценен. Первоначальная стоимость станка была увеличена на 4000 руб., а сумма амортизации - на 1000 руб.

По состоянию на 31 декабря 2016 г. вновь была проведена переоценка станка. Первоначальная стоимость станка была уменьшена на 12 000 руб., а сумма амортизации - на 3000 руб.

Результаты переоценки станка по состоянию на конец 2016 г. бухгалтер "Актива" должен отразить так:

Дебет 83 Кредит 01

- 4000 руб. - отражена уценка станка в пределах предыдущей дооценки;

Дебет 91-2 Кредит 01

- 8000 руб. (12 000 - 4000) - отражена уценка станка сверх предыдущей дооценки;

Дебет 02 Кредит 83

- 1000 руб. - уменьшена амортизация станка в пределах предыдущей дооценки;

Дебет 02 Кредит 91-2

- 2000 руб. (3000 - 1000) - уменьшена амортизация станка сверх предыдущей дооценки.

В балансе за отчетный год станок отражают исходя из текущей (восстановительной) стоимости с учетом накопленной амортизации.

На стоимость основных средств, по которой они числятся в налоговом учете, переоценка не влияет. Увеличилась ли в результате "бухгалтерской" переоценки стоимость основных средств или уменьшилась, в налоговом учете вы должны начислять амортизацию в том же порядке и в тех же суммах, что и до переоценки.

Если рыночная стоимость основных средств уменьшается, их переоценивают с целью экономии налога на имущество. Правда, движимое имущество, принятое с 2013 г. на учет в качестве основных средств, освобождается от обложения налогом на имущество (п. 25 ст. 381 НК РФ). Но с 1 января 2015 г. этой льготы лишены объекты, принятые на учет в результате:

- реорганизации или ликвидации фирмы;

- передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами.

В то же время переоценке подлежат не единичные объекты, а группы однородных объектов основных средств (п. 15 ПБУ 6/01).

Внимание! Движимое имущество, принятое с 2013 г. на учет в качестве основных средств, освобождается от обложения налогом на имущество (п. 25 ст. 381 НК РФ). С 1 января 2015 г. этой льготы лишены объекты, принятые на учет в результате:

- реорганизации или ликвидации фирмы;

- передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами.

Налог на имущество рассчитывают исходя из той стоимости основных средств, по которой они числятся в бухгалтерском учете. Раз "бухгалтерская" стоимость основных средств понизилась, налог на имущество придется платить в меньшей сумме.

Пример. На 1 января 2016 г. в учете ООО "Пассив" числится оборудование, которое раньше не переоценивалось.

Его первоначальная стоимость составляет 800 000 руб. По оборудованию начислена амортизация в сумме 200 000 руб.

Остаточная стоимость оборудования составляет 600 000 руб. (800 000 - 200 000).

В отчетном году фирма решила его переоценить.

В результате переоценки по состоянию на 31 декабря 2016 г. стоимость оборудования была уценена в два раза (на основании данных экспертизы, проведенной оценочной фирмой). Таким образом, после переоценки первоначальная стоимость оборудования в бухгалтерском учете составит 400 000 руб. (800 000 руб. : 2), сумма начисленной амортизации - 100 000 руб. (200 000 руб. : 2).

Остаточная стоимость оборудования на 31 декабря 2016 г. - 300 000 руб. (400 000 - 100 000). Оборудование приобретено до 1 января 2013 г., поэтому его остаточная стоимость войдет в расчет налоговой базы по налогу на имущество.

В дальнейшем налог на имущество и амортизацию в бухучете бухгалтер "Пассива" будет должен рассчитывать с учетом новой (уцененной) стоимости оборудования, а амортизацию в налоговом учете - исходя из его прежней стоимости (800 000 руб.).

Дооценка основных средств применяется, когда фирма хочет представить свое финансовое положение в более выгодном свете. Таким путем можно повысить стоимость чистых активов.

Внимание! Если вы хотите представить свое финансовое состояние в более выгодном свете, проведите дооценку основных средств.

Частичная ликвидация

Основное средство может быть частично ликвидировано (например, из компьютера удалены блоки, со станка снято дополнительное оборудование, часть здания демонтирована и т.п.). В результате первоначальная стоимость основного средства уменьшится.

В налоговом учете затраты на частичную ликвидацию основных средств учитывают в составе внереализационных расходов. Они уменьшают облагаемую прибыль фирмы (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Материалы, которые остались после частичной ликвидации основного средства, приходуют по рыночной стоимости и учитывают как внереализационные доходы (п. 13 ст. 250 НК РФ). Их стоимость увеличивает облагаемую прибыль.

В бухгалтерском учете частичная ликвидация основного средства отражается как прочие расходы.

Пример. В декабре отчетного года АО "Актив" ликвидировало часть здания склада. Первоначальная стоимость здания - 3 200 000 руб., накопленная по нему амортизация - 200 000 руб. На ликвидированную часть здания в соответствии с проектно-сметной документацией приходится часть первоначальной стоимости в сумме 400 000 руб. Соответствующая ей часть амортизационных отчислений - 25 000 руб. (400 000 x 200 000 : 3 200 000).

Расходы, связанные с ликвидацией части здания (демонтаж оборудования, разборка здания и т.п.), составили 8000 руб.

В результате частичной ликвидации оприходованы материалы стоимостью 12 000 руб.

Бухгалтер "Актива" сделал записи:

Дебет 91-2 Кредит 01

- 400 000 руб. - списана стоимость ликвидированной части здания;

Дебет 02 Кредит 91-2

- 25 000 руб. - списана амортизация, приходящаяся на ликвидированную часть;

Дебет 91-2 Кредит 23 (70, 69...)

- 8000 руб. - списаны расходы, связанные с ликвидацией части здания;

Дебет 10 Кредит 91-1

- 12 000 руб. - оприходованы материалы, полученные при ликвидации части здания.

В результате остаточная стоимость основного средства уменьшится на 375 000 руб. (400 000 - 25 000) как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Особенности учета временных зданий и сооружений

Перед возведением основных капитальных зданий на период стройки для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строители возводят или приспосабливают временные здания и сооружения. Это могут быть производственные, складские, вспомогательные, жилые, общественные здания. После производства всех работ и окончания строительства их ликвидируют или восстанавливают изначальный вид использованного объекта.

Временные здания и сооружения подразделяют на титульные и нетитульные сооружения (согласно Постановлению Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1). Разделяют сооружения исходя из их предназначения. Титульные сооружения используются для обеспечения нужд строительства в целом, а нетитульные - для отдельных строительных объектов. Например, к титульным сооружениям относятся отапливаемые и неотапливаемые материальные склады, временные площадки для материалов, изделий, оборудования и погрузочно-разгрузочных работ и др. Нетитульными сооружениями являются, например, складские помещения при объекте строительства: душевые, неканализованные уборные настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики и др.

К какому бы виду временные сооружения не относились, после окончания работ они подлежат разборке и утилизации. Поэтому реальный срок их использования - два-три года. Такие сооружения недолговечны, и все же они относятся к основным средствам и по ним должна начисляться амортизация, так как они удовлетворяют всем необходимым условиям для отнесения к основным средствам.

Первоначальная стоимость временных сооружений формируется по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 3 "Строительство объектов основных средств". При вводе в эксплуатацию их стоимость списывается в дебет счета 01 "Основные средства".

Корреспонденция счетов будет такой:

Дебет 23 Кредит 10

- списана фактическая себестоимость израсходованных материалов при монтаже;

Дебет 23 Кредит 70, 69

- отражена начисленная сумма зарплаты и взносов работников, занятых возведением временных зданий и сооружений;

Дебет 08-3 Кредит 23

- отражена доля расходов вспомогательных производств, приходящихся на некапитальные работы по возведению временных зданий и сооружений;

Дебет 01 Кредит 08-3

- основное средство учтено в составе основных средств.

Поступление на баланс организации временных сооружений документально оформляется актом по форме N ОС-1а "Акт о приеме-передаче здания (сооружения)" для титульных временных сооружений и специальной унифицированной формой N КС-8 "Акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения" - для нетитульных.

По завершении строительства временные здания и сооружения подлежат разборке и ликвидации. Остающиеся вследствие разбора материалы надо оприходовать. Ликвидация объектов документально оформляется унифицированной формой N КС-9 "Акт о разборке временных (нетитульных) сооружений" для нетитульных сооружений и формой N ОС-4 "Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)" - для титульных сооружений. Стоимость материалов и иного имущества, полученного от демонтажа, разбора и ликвидации временных зданий и сооружений, включается во внереализационные доходы фирмы.

Обоснование списания ОС

Списание с бухгалтерского учета основных средств требует обоснования. Об этом напомнил Минфин России в Письме от 25 декабря 2015 г. N 07-01-06/76480.

Объект относится к основным средствам при одновременном выполнении следующих условий (п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н):

- объект предназначен для длительного использования (свыше 12 месяцев) или обычного производственного цикла, превышающего 12 месяцев;

- объект не предназначен на продажу;

- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд или для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

При обосновании списания объекта основных средств необходимо подтвердить прекращение действия хотя бы одного из этих условий.

Продажа, безвозмездная передача, передача в качестве вклада в уставный капитал другой фирмы, служащие основаниями для списания основного средства, подтверждаются соответствующими договорами, актами приема-передачи, счетами-фактурами (если они нужны), внутренними распорядительными документами. Принятие таких решений уже говорит о том, что объекты, в отношении которых они приняты, после совершения сделок уже не будут приносить экономическую выгоду.

Неспособность основного средства приносить экономическую выгоду наступает также вследствие его физического или морального износа, что также необходимо подтвердить.

Основные средства, участвующие в процессе производства, постепенно утрачивают свои первоначальные характеристики. Под физическим износом понимается ухудшение технико-экономических и социальных характеристик объекта под воздействием процесса труда (интенсивности, особенностей технологии использования, количества и качества ремонта, уровня агрессивности внешней среды и т.д.). Моральный износ (обесценивание) проявляется в том, что основное средство по своей конструкции, производительности, экономичности перестает соответствовать требованиям для выпуска продукции необходимого качества.

Для установления физического и морального износа и того, возможно ли восстановление объекта, будет ли оно эффективным и насколько целесообразно его дальнейшее использование, приказом руководителя фирмы создается комиссия. Она дает свое заключение и составляет документацию при выбытии объектов.

В состав комиссии входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии можно приглашать сторонних специалистов (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н).

В компетенцию комиссии входит (п. 78 Методических указаний):

- осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации и данных бухгалтерского учета;

- выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;

- составление акта на списание объекта основных средств.

Комиссия также решает, возможно ли дальше использовать отдельные узлы, детали, материалы, полученные при демонтаже выбывающего объекта (например, для текущего ремонта рабочего оборудования или на продажу). Устанавливается их оценка по количеству и по стоимости исходя из рыночных цен, а также сохранность. После принятия решения о списании объекта комиссия составляет акт, в котором указываются все данные о списываемом объекте, включая исходные. Акт утверждает руководитель организации (п. 78 Методических указаний).

Порядок начисления амортизации

Амортизацию начисляют ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором объект зачислен в состав основных средств. Факт эксплуатации роли не играет.

Пример. ООО "Пассив" приобрело станок и 5 апреля отчетного года приняло его к учету по счету 01 "Основные средства". Станок введен в эксплуатацию в июне. Амортизацию по станку нужно начислять с мая.

Начисление амортизации прекращают с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда основное средство полностью самортизировано или списано с баланса фирмы.

Пример. ООО "Пассив" продало станок 5 августа 2016 г.

Несмотря на это, амортизация за август должна быть начислена по нему в полной месячной сумме.

Если основное средство полностью самортизировано (то есть сумма начисленной по нему амортизации равна его первоначальной стоимости), то его остаточная стоимость равна нулю. Следовательно, стоимость такого основного средства в балансе не отражают. Начислять амортизацию по нему невозможно.

Начисление амортизации в учете вы должны отражать по кредиту счета 02 и дебету соответствующего счета затрат.

Для этого в учете делают запись:

Дебет 08 (20, 23, 25, 26, 29, 44, 91) Кредит 02

- начислена амортизация основных средств.

Способы начисления амортизации

Существует четыре способа начисления амортизации по основным средствам:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого остатка;

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- способ списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (работ).

Обратите внимание: в налоговом учете есть только два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный.

При начислении амортизации вы можете использовать любой из этих способов. Для этого все основные средства в бухгалтерском учете разделите на однородные группы, у которых есть общие признаки. Например, здания, оргтехника, транспорт, мебель и т.д.

По основным средствам одной группы можно использовать только один из перечисленных способов. Выбранный способ применяйте в течение всего срока полезного использования основного средства.

В налоговом учете, в отличие от бухгалтерского, метод начисления амортизации можно менять. Переход с линейного на нелинейный возможен с начала нового года. Обратный переход можно осуществлять раз в пять лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).

Срок полезного использования основных средств для целей налогообложения прибыли приведен в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1).

Указанная Классификация может использоваться и для целей бухгалтерского учета. Если же в Классификации срок полезного использования для того или иного основного средства не указан, вы можете установить его самостоятельно исходя из:

- ожидаемого срока использования объекта;

- ожидаемого физического износа, который зависит от режима работы (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, а также системы проведения ремонта;

- нормативно-правовых и других ограничений срока службы объекта, указанных в технических документах по нему.

Линейный способ

Линейный способ предполагает равномерное начисление амортизации в течение всего срока полезного использования основного средства.

Пример. В декабре 2015 г. АО "Актив" приняло к учету в составе основных средств станок. Первоначальная стоимость станка - 240 000 руб. (без НДС). Срок полезного использования - пять лет. При использовании линейного метода ежегодно должна амортизироваться 1/5 стоимости станка.

Прежде всего определите годовую норму амортизации.

Для этого первоначальную стоимость станка примем за 100%. Годовая норма амортизации составит 20% (100% : 5 лет). Следовательно, годовая сумма амортизации составит 48 000 руб. (240 000 руб. x 20%).

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит 4000 руб. (48 000 руб. : 12 мес.). Ежемесячно начиная с января 2016 г. в течение пяти лет бухгалтер "Актива" должен делать проводку:

Дебет 20 Кредит 02

- 4000 руб. - начислена амортизация станка за отчетный месяц.

В балансе "Актива" на 31 декабря 2016 г. по строке 1150 будет указана остаточная стоимость станка в сумме 192 тыс. руб. (240 000 руб. - 4000 руб. x 12 мес.).

Внимание! В налоговом учете начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Способ уменьшаемого остатка

При начислении амортизации этим способом годовая норма амортизации определяется так же, как и при линейном способе. Однако начисление амортизации производится исходя не из первоначальной, а из остаточной стоимости основного средства на начало каждого отчетного года.

Пример. Вернемся к предыдущему примеру.

Годовая норма амортизации по станку составит 20% (100% : 5 лет).

В первый год начисления амортизации годовая сумма амортизации составит 48 000 руб. (240 000 руб. x 20%). Остаточная стоимость станка на конец первого года - 192 000 руб. (240 000 - 48 000). Сумма ежемесячных амортизационных отчислений - 4000 руб. (48 000 руб. : 12 мес.).

Ежемесячно в течение первого года бухгалтер "Актива" должен был делать проводку:

Дебет 20 Кредит 02

- 4000 руб. - начислена амортизация станка за отчетный месяц.

В балансе "Актива" на 31 декабря 2016 г. по строке 1150 будет указана остаточная стоимость станка в сумме 192 тыс. руб.

За второй год годовая сумма амортизации составит 38 400 руб. (192 000 руб. x 20%).

Остаточная стоимость станка на конец второго года составит 153 600 руб. (192 000 - 38 400). Сумма ежемесячных амортизационных отчислений - 3200 руб. (38 400 руб. : 12 мес.).

Ежемесячно в течение второго года, то есть на протяжении 2017 г., бухгалтер "Актива" будет делать проводку:

Дебет 20 Кредит 02

- 3200 руб. - начислена амортизация станка за отчетный месяц.

В третий, четвертый и пятый годы амортизация будет начисляться аналогично - от остаточной стоимости станка на начало каждого года.

Внимание! В течение срока полезного использования полностью списать первоначальную стоимость основного средства по этому способу невозможно. Но если остаточная стоимость объекта стала несущественной, его амортизацию можно не продолжать, а доначислить единовременно, так, чтобы остаточная стоимость объекта стала нулевой. Такая учетная политика отвечает требованию рациональности.

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока

полезного использования

При использовании этого способа начисление амортизации производится исходя из первоначальной стоимости станка по формуле:

┌───────────┐ ┌───────────────┐ ┌──────────────┐ ┌──────────────┐

│ │ │Количество лет,│ │ Сумма чисел │ │ │

│ Годовая │ │ оставшихся до │ │ лет срока │ │Первоначальная│

│ сумма │ = │ конца срока │ : │ полезного │ x │ стоимость │

│амортизации│ │ службы │ │ использования│ │ основного │

│ │ │ основного │ │ основного │ │ средства │

│ │ │ средства │ │ средства │ │ │

└───────────┘ └───────────────┘ └──────────────┘ └──────────────┘

Наши рекомендации