Сущность аудита и осн.понятия
Возникн. аудита, его необходимость.
Аудит-«слышит», «слышащий». Возникновение аудита связано с разде-лением интересов тех, кот занимался упр-ем пред-ем, и тех, кто вкладывал деньги в их деят-ть. Последние не могли и не хотели полаг-ся на ту фин. инф-цию, кот. предост-ли им управляющие и под-чиненные им бухгалтеры. Для проверки правдивости инф-ции и подтверждения фин. отч-ти приглаша-лись люди, кот. по мнению акционеров м/б доверять.
Знание БУ первонач-но не имели значения, но с осложнением БУ необходимым условием станов-ся и хо-рошая профес. подготовка ауд-ров.
Историч. родина аудита –Англия, где с 1844г. выходит серия законов о компаниях, согласно кот. правление акционерн. компаний обязано не реже 1р. в год приглашать специалиста для проверки бухг. счетов и отчета перед акционерами. В России звание ауд-ра было введено впервые Петром 1.
Миров. экон. кризис 1923-1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-ауд-ров. В это время резко возрастают треб-ния к кач-ву аудита и его обязательности. Увеличив-ся потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса почти все страны начинают вводить обязат. треб-ния к V инф-ции, содержащихся в годов. отчетах, и обязательности публикации этих отчетов в листе заключения ауд-ров. Аудит станов-ся мощн. орудием борьбы против мошенничества.
В процессе становления аудита выделяют 3 этапа:
1)до конца 40-х гг. аудит зак-лючался в проверке документации, за-писан. ден. оп-ций, правильности групп-пировки этих оп-ций в фин. отчетах. Это был подтверждающий аудит; 2)после 1940г. ауд-ры стали > уделять внимание вопросам внутр. к-ля в компаниях, пола-гая, что при эф. системе внутр. к-ля ве-роятность ошибки min. При этом > вни-мания стали уделять консультац. деят-ти. Это был системно-ориентирован.аудит;
3)в 60-70 гг. происходит ориентация на возможн. риск не обнаружения ошибок при проведении проверок. Предупреждение и избежание этого рис-ка станов-ся осн. задачей аудита. При этом ауд-р исходит из условий бизнеса клиента, проверка осущ-ся выборочна там, где риск ошибки и мошенничества max. Это был аудит, базирующийся на риске.
Т.о., потребности в услугах ауд-ров возникли в связи с обстоят-вами:
-воз-можность получения необъективн. инф-ции со стороны администрации в случ. конфликта между нею и пользователями этой инф-ции;
-зав-сть последствий приня-тых решений от кач-ва инф-ции;
-необ-ходимость спец. знаний для проверки инф-ции;
-частое отсутст-вие у пользо-вателей инф-ции доступа для оценки ее кач-ва.
Все это привело к возникновению общес-твен. потребности в услугах независим. экспертов, имеющих соотв. квалиф-цию, права и разрешение на оказание такого рода услуг.
Сущность аудита и осн.понятия.
Аудит-процесс проверкифин. отчетн-ти и ведения БУ на пред-тии с точки зрения достоверности в соотв-вии с ЗК и стандартами по БУ.
Цель:выразить мнение об объективнос-ти, с кот. фин. отчетн-ть в соотв-вии с общепринятыми принципами ведения БУ представляет фин. положение пред-тия, рез-ты учетн. оп-ций и движения ден. на-личности.
Аудит примен-ся там, где: 1) имеется закон. требование определить достоверность и правдивость фин. отчетн-ти; 2)имеется закон. требование определить состояние правительствен. учреждений и местн. органов власти; 3)имеется соглашение об оказании аудит. услуг (доверит. дог-р).
Аудитор имеет право: 1)проверять фин. док-ты, знаком-ся с приказами; 2)требо-вать устн. и письм. объяснения; 3)осмат-ривать объекты строит-ва; 4)проводить инвент-цию; 5)опечатывать на время проверки сейфы, склады, кассы и др.
Аудитор несет обязан-ть за: 1)неправи-льно отраженные в заключении действит. положение дел; 2)преднамерен. искаже-ние или сокрытие фактов хищения, на-рушений, злоупотреблений; 3)исп-ние своего положения в корыстных целях.
Ревизия-пересмотр, система мер по осущ-ю докум. и факт.проверки произв. и финн.-хоз. деят-сти предпр-й за опред.период времени, с целью установить законность, достоверность и экон. целесообразность произведен. хоз. оп-ций.
Осн. задачи: 1)контроль за соблюдени-ем гос. дисциплины и исп-ни-ем гос. ср-в; 2)сохранность матер. и ден. ресурсов, правильн. постановка БУ; 3)пресечение фактов безхозяяйствен-ти, расточитель-ства, приписок.
Осн. отличия аудита от ревизии:1)ау-дит. проверка явл. добровольной; 2)ауд-р в своих суждениях независим; 3)аудит. деят-ть подлежит лицензиров-нию; 4)ау-дит. проверка не ставит целью обнаружения ошибок для последующего наказания; 5)аудиторы проводят консультации; 6)аудит. проверка направлена на проверку кач-ва работы пред-тия, а ревизия-на проверку соблюдения закон-ва. 7) за счёт аудита эконом-ся гос.ср-ва 8) аудитор д.подтв-ть не одну зоз.операцию, а общие рез-ты финн-хоз. деят-сти клиента за значит. период времени; 9) аудитор может снизить риски между партнёрами в их обоюдной деятельности, перед ревизором такая задача не стоит.
2. Способы проверок.Основой всех проверок явл. внезапность. Она позволяет выявить те нарушения и недостатки, кот. м/б устранены при пред-варит. уведомлении проверяем. пред-тия о провер-ке.Проверка док-тов и записей БУ осущ. сплошн. или выборочн. способами.При проведении выборочн. провер-ки изуч-ся док-ты, кот. признанны типичны-ми, характерн. для данного вида оп-ций. Именно поэтому рез-ты выбор. проверки можно распрост-ть на весь V док-тов в целом.Выборку можно осущ. на основании субъективн. решений или статист. мето-дов.При определении V выборки нужно учи-тывать моменты: -V выборки зав. от значения данного вида оп-ций в деят-ти пред-тия; - V выборки должен увелич-ся при возрастании числа ошибок, имеюще-гося во всей сов-ти док-тов; -чем > V вы-борки, тем ниже вероятность неправильн. заключения.Произведя выбор. проверку, ауд-р расп-ространяет получен. рез-ты на всю сов-ть док-тов. Дел-ся вывод о необходимости сплошн. проверки.Критериями сплошн. проверки явл. кол-во обнаружен. ошибок и нарушений, достат-ть сведений для аудит. мнения.
Ели выбор. проверкой на отдельн. участ-ке установлены серьезн. нарушения, то доп. проверка должна осущ. сплошн. способом.
При проведении сплошн. проверки изуч-ся док-ты, кот. касаются данного вида оп-ций за определ. период вр-ни. Сплошн. проверка явл. трудоемкой. Но она имеет свои преимущ-ва: 1) позволяет выявить все допущен. нару-шения и недостатки за проверяем. период вр-ни; 2) можно определить различн. за-кономерность в проведении оп-ций и предложить пути повышения эф-ти деят-ти проверяем. подразделения. И при сплон., и при выбор. проверке сущ-ет риск не обнаружения отдельн. недостатков.
Проверке подлежат мат-лы за раз-личн. промежутки вр-ни, Нужно исп-ть мат-лы предыд. проверки. При проведении документ. про-верки аудитор должен учесть моменты: 1) полнота учета, т.е. все ли учтено при рас-чете конкр. пок-лей; 2) точность записей; 3) верность стоимостн. оценок; 4) объек-тивность, т.е. отражают ли цифры реа-льн. положение вещей; 5) соблюдение границ учетн. периода, т.е. отнесены ли данные о дох. и расх. к правильн. перио-ду вр-ни; 6) соблюдение прав и обязан-тей, т.е. отражены ли в отчетах все юр. оформлен. фин. отношения; 7) откры-тость, т.е. вся ли инф-ция отражена в со-отв. данных.
3. Внеш. аудит, заключение. Аудит-процесс проверкифин. отчетн-ти и ведения БУ на пред-тии с точки зрения достоверности в соотв-вии с действ. за-кон-вом и стандартами по БУ. Ауд. орг-я или ИП осущ. ауд. деят-ть в соотв. с банк. кодексом и законом об ауд. деят-ти. Ауд. проверки могут быть обяз. и инициат. Ежегодно провод. обяз. аудит: 1) достоверн. год. бух. отч-ти банков; 2)достоверн. год. фин. отч. банков; 3) достоверн. год. консолид. отч-ти о деят-ти банк. группы и банк. холдинга. НБ вправе потребовать от банков предост. ауд. заключ. по любому внутригод. отчёту, иной отч. в полном V. В ходе проведения ауд. подлежат проверке: 1) достоверность БУ банка; 2) соотв. зак-ву опер., соверш. банком в ауд. периоде 3) фин. сост. и риски банка. 4) соблюд. требов. по безопосному функционированию банка. 5) орг-я системы внутр. контроля. 6) вып. рекоменд., высказ. по рез. прош. проверки. Целью провед. аудита достоверности бух. отч-ти явл. выраж. мнения о достоверн. такой отч. во всех сущ. отношениях. По рез. провед. аудита состав. ауд. заключение в соотв. с междунар. станд. аудита. Состав. заключ. и письм. инфор. вместе с проверенной год. бух. отч. банка представ. в НБ. Ауд. закл. подлежит опублик. вместе с год. отч. в СМИ и представ. в НБ для опубл. в журнале банк. вестник и размещ. а интернете. Ауд. закл. должно содержать: 1) назв. док-та. 2) дату и место выдачи 3) лицо, кот. адрес. ауд. закл. 4)реквиз. ауд. лица 5) рекв. ауд. орг-и 6) вводную часть 7) часть опис. V аудита 8) итоговая часть с выраж. ауд. мнения 9) подписи. Вводная часть должна содержать: 1) перечень провер. бух. отч. с указ. отч. периода 2) заявление о том, что ответс. за ведение б/у, подготовку отч-ти несёт аудир. лицо, а обяз-ть аудит. орг-и закл. в выраж. мнения о достоверн. это отч. В части, опис. V: 1) даётся ссылка на НПА, в соотв. с кот. провод. аудит. 2) заявл. о том, что аудит был спланир. и проведён с целью обеспечения достат. уверенности в том, что бух. отч. аудир. лица не содержит сущ. искажений. 3) указ. на способ провед. проверки 4) содерж. заявление о том, что ауд. орг-ей в рез. аудита получ. достаточные основания для выраж. мнения. В итоговой части выраж. ауд. мнение. Аудитор может выразить след. виды мнений: 1) безусловно положит.—отч-ть подготовлена в соотв. с принц. и методами ведения б/у и подгот. бух отч. и даёт достовер. представ. о фин. положении ауд. лица. 2) условно полож.—выраж. безусл. полож. невозможно, но влияние разногласий с руководством или огранич. V аудита не настолько существ., что бы выразить отриц. мнение. 3) отриц. мнение—влияние разногласий с руков-ом настолько существенно для бух. отч., что выразить условно полож. мнение недостаточно для раскрытия вводящ. в заблуж. или неполного хар-ра бух. отч. 4) отказ от выраж. мнения— аудитор не может получить достат. ауд. дак-ва для выраж. мнения. Ауд. закл. подпис. рук. огргиниз. и аудитором. Подписи скреп. печатью аудир. лица.
4. Лицензирование.Требования к ИП: 1) наличие док-та о высшем экон. или юр. обра-и, получ в УЗ, им. гос. акредетацию, или в иностр. УЗ, подтв. Минобр РБ. 2) наличие квалиф. аттестата аудитора и спец. разреш. на осущ. ауд. деят-ти, выд. Минфином. 3) наличие свид-ва о прохожд. тест-я. 4) наличие стажа работы по спец., соотв. эконом. или юр. обр-ю в банк. системе РБ либо в кач-ве аудитора, либо ассистента аудитора в банках не менее 3 лет в теч. послед. 5 лет. 5) отсутств непогаш. или не снятой судимости за прест. против собств. и порядка осущ. эконом. деят-ти. 6) наличие полож. рез. собеседования. Требования к ауд. орг-ям: 1) наличие спец. разреш. на осущ. ауд. деят., выд. Минфином. 2) наличие в штате не менее 3 ауд., вкл. рук-ля и его зам., для кот. такая ауд. орг-я явл. основным местом работы и кот. имеют квал. аттестат и свид-во. 3) отсутств. у рук. и зама непогаш. или не снятой судимости. 4) наличие открытого представ-ва на терр. РБ и осущ. ауд. деят-ти через него для нерез. 5) наличие полож. рез. собеседов. с рук. ауд. орг-и. Лицензия выд. сроком на 5 лет, по истеч. кот. может быть продлена.
5. Банк. надзор—это надзор в банк. сфере, его орг-я основ. на нац. зак. базе и рекоменд. междунар. банк. комитетов. Пруденциальный надзор явл. одним из видов контроля, осущ. прав-вами большинства стран мира и служат обеспеч. надёжности и безопасности функ-я отдельных кред. учрежд., а так же поддержке общ. доверия к стаб-ти в банк. сист. в целом. Целями пруд. надзора явл.: 1) защ. вклад. от риска возможного краха банка. 2) защ. банков. сист. в целом от риска цепной реакции виде краха ряда банков. Пруд. надзор вкл. след. составл.: 1) надзор на стадии образ-я и лицензир-я—это важная часть надзора, позвол. контролировать состав владельцев банка, оценить их фин. уст. и способность оказ. фин. поддержку банку. Так же устан. готовность банка к провед. опер., квал. рук. и гл. бух. 2) дукумент. надзор—вкл. получ., проверку и анализ эконом. и фин. отч-ти банка. Анализ данной инф. помогает контр. деят-ть каждого банка и соблюд. им во времени нормативов и требов., устан. органами надзора с тем, что бы можно было заранее обнаруж. появл. проблемы. 3) надзор с выездом на место—это непоср. проверка деят-ти банка, достоверности представ. расч. пруд. нормативов, кач-во процедур внутр. контроля, кач-во упр-я банком. Проверки на местах явл. необх. часть надзора, позвол. дополнить докум. надзор конкр. фактами и анализом происход. процессов в банке. При проверках НБ примен. различ. методики оценки надёжности банков, одна из кот.—CAMELS.
6. Внутр. аудит. НБ РБ разработаны рекомендации по орг-ции СВК в банках. Руководст-во бан-ка обязано позабот-ся о надежности СВК, ее спос-ти противостоять ошибкам или злоупотреблениям до момента соверше-ния оп-ции, чтобы гарантир-ть включе-ние в фин. отч-ть необходим. инф-ции в полн. V и отвечающую условиям досто-верности. Ответств-ть за орг-цию СВК несут рук-ль банка. Для налаживания процесса работы, исключающего возможность ошибок или злоупотреблений, в банке созд-ся программы, кот. контролируют функционир-ние учетн. системы и не до-пускают фальсификации док-тов. С пом. этих программ провер-ся правильн-ть оформления первичн. док-тов, осущ. их ан-з, контролир-ся порядок санкциониро-вания, осущ. обработка и разноска по счетам. СВК банка включ-ет комплекс. мер, рег-ламентов, ограничений, распоряжений руководства банка, кот. должны обеспе-чить правильн. и эф. упр-ние банка в со-отв-вии с закон-вом страны и интересами инвесторов, акционеров банка, вкладчи-ков, клиентов, в т.ч. в отношении кач-ва достоверн-ти, полноты и оперативности инф-ции. 1 из целей орг-ции СВК в банке- это уве-личение результативн-ти, выработанной банком политики и тек. работы.
На 1 этапе ауд. проверки изуч-ся и оце-нив-ся СВК в головном банке и филиа-лах. Если окажется, что она заслуживает доверия по отдельн. видам оп-ций, то ауд-р может огранич-ся проверкой оп-ций на уровне головного банка. Служба внутр. аудита, изучая СВК, оценивает ее эф-ть и сравнивает постановку контроля в головн. банке и его филиалах. При этом оценив-ся: 1)соотв-вие действий руков-ва банка тактическ. и стратегич. направ-ленности работы банка, ожиданиям кли-ентов; 2)сохран-ть имущ-ва банка; 3)до-стоверн-ть бухг. и фин. отч-ти. По 1 направлению провер-ся как внутр. к-ль способствует вып-нию оп-ций, от кот. зависит развитие банка, препятству-ет ли злоупотреблением и какие шаги предпринимает в отношении оп-ций, кот. «-» влияют на рез-ты работы банка. По 2-изуч-ся, как система к-ля предупре-ждает все отклонения от своевремен., полного и правильн. отражения в учете целев. исп-ния и сохран-ти имущ-ва бан-ка.
По 3- провер-ся спос-ть внутр. к-ля отс-леживать точность отражения оп-ций в БУ ( в полн. ∑, на соотв. счете, в конкр. период, при условии разрешения этих оп-ций и др.) Отличительн. признаки внутр. и внешн. аудита: 1) постановка задач: для внутр. – осущ. руков-вом исходя из упр-ния подразде-лением пред-тия и пред-тием в целом; для внешн. –определ-ся дог-ром между независим. сторонами : пред-тием и ауд. фирмой; 2) задачи: для внутр.-обеспече-ние вып-ния банком треб-ний закон-ва и норм. актов; к-ль за соблюдением уста-новл. процедур и полномочий при приня-тии решений, затрагивающих интересы банка, его клиентов и собственника; для внешн.-устан-ние реальности, полноты и дост-ти представляем. отч-ти, соотв-вие ее действующ. закон-ву, треб-ям, предъ-являемым к БУ и фин. отч-ти; 3) цель: для внутр.- экспертная оценка соблюде-ния экон. и учетн. пол-ки пред-тия, оцен-ка функционир-ния внутр. к-ля, кот. осущ. всеми структурн. подразделениями (определ-ся руков-вом пред-тия); для внешн.- оценка дост-ти фин. отч-ти и подтверждение действ. закон-ва (опре-дел-ся закон-вом по аудиту); 4) субъект: для внутр.- сотрудники, подчиненные ру-ков-ву пред-тия, находящиеся в его шта-те; для внешн.- независим. эксперты, имеющие соотв. аттестат и лиц-зию на право заним-ся этим видом предприн-ва; 5) объект: для внутр.-решение отдельн. функциональн. задач упр-ния, разработка и проверка информац. систем пред-тия; для внешн.- система учета и отч-ити пред-тия; 6) ср-ва: для внутр.-выбир-ся самост-но либо определ-ся стандартами внутр. аудита; для внешн.-определ-ся общепринятыми ауд. станд-ми; 7) мето ды: для внутр.-общ. методы с больш. точностью и детализации; для внешн. – общ. методы с меньш. степенью точнос-ти и детализации; 8) вид деят-ти: для внутр. – исполнительская; для внешн.-предпринимат.; 9)орг-ция работы: для внутр.-вып-ние конкр. заданий руков-ва; для внешн.-определ-ся ауд-ром самост-но исходя из общепринятых норм и правил проведения проверки; 10) квалиф-ция: для внутр.-определ-ся по усмотрению ру-ков-ва пред-тия; для внешн.-регламен-тир-ся гос-вом; 11) оплата: для внутр. - нач-ние ЗП по штатн. расписанию; для внешн.-оплата в соотв-вии с заключен. дог-ром; 12) отч-ть: для внутр.-перед руков-вом; для внешн. –итогов. часть заключения м/б опубликована, а анал.-перед-ся клиенту; 13) форма проведения: для внутр.-добровольн.; для внешн. –добровольн. и обязат.; 14) инициаторы проверок: для внутр.-руково-ль банка, вышестоящ. структ. подразделения, ад-мин-ция банка; для внешн. –добров. ау-дит: собственники, админ-ция, право-охра-нит. органы, клиенты, компаньоны, раб-ки банка; обязат. аудит: субъекты хоз-ния согласно закон-ву; 15) пользова-тели: для внутр. –руков-во банка, руков-ль структ. подр-ний; для внешн. –внутр. и внешн. пользов-ли фин. отч-ти; 16) кон-фиденциальность: для внутр.-инф-ция предназначена для внутр. пользования; для внешн. –ауд-ры не имеют право об-народовать получен. инф-цию;17)страх-ние ответ-ти: для внутр.-ое обязат-но; для внешн.-обязат-но; 18)сроки проведе-ния: для внутр.-осущ. непрерывно; для внешн.-провод-ся периодически (1 раз в 1 год).
7. УФ.При проверке опер. банка по формир. собст. кап. основной задачей явл. подтв. бух. отч. в области соверш. данных опер., а так же выявление соотв. б/у требов. нормат. док-ов. Аудит форм. УФ позвол. выяснить правомерность и правильность созд. УФ и вкл. проверку полноты перечисления заявленного взноса, источника формир. УФ, собл. сроков его формир. Кроме того аудит позвол. выяснить правомерность и прав-ть эмиссии акций и поэтому вкл.: 1) проверку прав-ти сост. и своевр. представ. в печать инф. об эмиссии акций банка. 2) соблюд. устан. зак-ом соотношения между простими и привел. ак. 3) проверку прав-ти ведения реестра акционеров. Уф должен быть сформир. только за сч. собств. ср. учред. В мин. размере УФ банка к моменту подачи учред. док. на регистр. д.б. оплачен полностью только в ден. форме. Вклады в размере свыше мин. могут быто сфрмир. как ден., так и в неден. форме. Доля неден. взноса не должна превыш. 20%. Аудитор должен проверить полноту перечисления заявленного взноса каждым участником путём сверки договоров подписки с первич. док., опред. велечину взносов акционеров. Взносы должны быть внесены действительными участниками. При проверке соблюд. сроков формир. УФ устан. дата созыва учред. конф., кот. подводит итоги провед. подписки. Началом подписки явл. дата опублик. сообщения о проведении подписки на акции в СМИ. Продол-ть подписки и срок провед. конф. не должен превыш. 6 мес. со дня опублик. сообщ. Далее провер. правильность ведения реестра акционеров. Проверка закл. в выявлении основания, по кот. лицо внос. в реестр. Она произв. по первичным док., явл. основ. для откр. лиц. сч.
8. Аудит тек. сч.При проверке следует рассмотреть и про-анализир-ть процедуру открытия счетов и порядок исп-ния ср-в этих счетов. Процедура открытия счетов определ-ся юр. статусом клиента. Для открытия счета юр. лицо предст-ет в банк стандар-тн. пакет док-тов: 1) заявление на откры-тие счета; 2) копию устава, им. штамп, свид. о провед. гос. регистр.—для юр. л.; 3) копию свид. о гос. регистр.; 4) карточка с образцами под-писей и оттиска печати, свидетельств. подлинности осущ. уполн. раб. банка. Счет открыв-ся по разрешительн. надпи-си на заявлении клиента. Для проверки орг-ции работы банка со счетами клиен-тов можно воспользов-ся перечнем воп-росов: 1)соблюдение един. порядка открытия банками тек., расч. и др. сче-тов; 2)соотв-вие документации по от-крытию счетов клиентам, устан. норм.-прав. актом; 3)соблюдение порядка ве-дения лицев. счетов; 4)соблюдение по-рядка регистрации открыт. счетов в кни-ге регистрации; 5)правильн-ть присвое-ния порядков. № кажд. клиенту и др. Необходим. док-ты по открытию счета клиенту должны хран-ся в отдельн. деле кажд. клиента. Не допуск-ся изъятие док-тов из дел и исправления в них. Утратившие силу док-ты д/б крестооб-разно перечеркнуты, на них дел-ся от-метка о замене новыми. В юр. деле также хран-ся вся переписка, связан. с юр. офо-рмлением счета. Кажд. юр. делу прис-ваив-ся №, соотв-щий № счета клиента, его заявлению и предоставлен. док-там.
Провер-ся также условия хранения книги регистрации и док-тов по оформлению счетов, кот. должны исключать несанк-ционирован. доступ. Провер-ся прави-льн-ть заполнения карточки с образцами подписей и оттиска печати. Детальн. изучению подверг-ся случ. закрытия, пе-редачи или переоформления счета. Тек. и др. счета пред-тий и орг-ций могут за-крыв-ся при условии, что на них не нало-жен арест и отсутствуют предписания и претензии к счету.
Закрытие счета осущ. только по согласо-ванию с ИМНС. Основания для закрытия счета: 1)за-явление клиента; 2)отсутствие ср-в или записей по счету в теч. 3 мес.; 3)непред-ст-ние в теч. мес. копии нов. учредит. док-тов, устан. закон-вом для владельцев счета, или нов. карточки с образцами подписей и оттиска печати при измене-нии лиц, имеющих право распоряж-ся счетом; 4)переход владельца счета на облуж-ние в др. банк. Тек. счет не м/б закрыт, если имеется зад-ть ФСЗН-у и соц. защиты населения РБ. Все эти факты д/б изучены ауд-ром. В процессе аудита провер-ся на соотв-вие действующ. закон-ву основания для закрытия, передачи или переоформления открытых ранее лицев. счетов, наличие должной отметки в книге регистрации открыт. лицев. счетов, правильн-ть и своевремен-ть перечисления остатка ср-в. При закрытии лицев. счета по причине длительного отсутствия записей по нему остаток должен перечис-ся на счет «Рас-четы с проч. кредиторами» или на сбор-ный лицев. счет по учету неподвижн. остатков по вкладам граждан на том же баланс. счете. Выдача ср-в с данными счетов может осущ. в теч. срока исковой давности. № закрыт. счетов не должны присваив-ся нов. клиентом в теч. 2 лет после даты их закрытия. Провер-ся также своевремен-ть перечис-ления остатка ср-в (не позднее след. дня), сообщение в инспекцию МНС, выдав-шую дубликат извещения о присвоении УНП, об изменениях в расч.-кас. обслуж-нии клиентов (в теч. 1 банк. дня). Наиб. часто встреч. ошибки и наруше-ния при проверке правильн-ти веде-ния тек. счетов: 1)содержание и форма док-тов в юр. деле по открытию счетов не отвечает всем норм. треб-ям; 2)несоблюдение порядка ведения и хранения юр. дел и книги регистрации открыт. лицев. счетов;
3)несоблюдение правила присвоения № счета согласно заявлению и типу контр-агента; 4)несвоеврем. или неправльн. пе-речисление ср-в при закрытии или пере-воде счетов; 5)несвоевремен. согласова-ние или сообщение соотв. инспекции МНС РБ при закрытии или переводе сче-та.
9. Ревизия.Ревизия ценностей, находящихся в хранилище операционной кассы, и проверка порядка их хранения проводятся: ежегодно по состоянию на 1 января нового года; не реже одного раза в квартал (внезапная ревизия); при смене руководителя банка, главного бухгалтера и лиц, ответственных за сохранность ценностей; при временной смене лиц, ответственных за сохранность ценностей; в других случаях - по распоряжениям руководителя головного учреждения банка. Ревизия ценностей проводится составом лиц не менее 3 человек (один из которых является руководителем ревизии), назначаемых приказом руководителя банка, по указанию которого проводится ревизия ценностей. К проведению ревизии ценностей привлекаются подготовленные работники, не связанные с выполнением операций с ценностями. Проведение ежеквартальных ревизий ценностей планируется таким образом, чтобы соблюдался фактор внезапности. Ежеквартальная ревизия ценностей операционной кассы может не проводиться в следующих случаях: когда в данном квартале в банке была проведена ревизия ценностей работниками головного учреждения банка; когда в данном квартале в банке была уже проведена ревизия ценностей при смене руководителя, главного бухгалтера или лиц, ответственных за сохранность ценностей, а также при временной смене лиц, ответственных за сохранность ценностей. Ревизия ценностей операционной кассы проводится в присутствии лиц, ответственных за сохранность ценностей. При проведении ревизии ценностей в отсутствии лица, ответственного за сохранность ценностей, об этом делается отметка в акте ревизии ценностей за подписями всех участников ревизии ценностей. Проводимые ревизии ценностей не должны нарушать обычный ход операций банков. Приступив к ревизии ценностей, ее руководитель опечатывает своей печатью (одноразовым пломбирующим материалом) все хранилища независимо от наличия в них ценностей на момент начала ревизии и берет под свой контроль все ценности операционной кассы. Ревизия ценностей производится в следующем порядке: наличные белорусские рубли и иностранная валюта проверяются членами комиссии по пачкам, корешкам и надписям на накладках, монеты, расфасованные в упаковки, - по надписям на упаковках, а не упакованные в пачки (упаковки) - полистно (поштучно); ценные бумаги, упакованные по их видам в пачки, проверяются по надписям на накладках; бланки строгой отчетности, в том числе бланки ценных бумаг, упакованные по видам ценностей в пачки, проверяются по надписям на накладках. Бланки строгой отчетности в дефектной упаковке проверяются полистно; драгоценные металлы и драгоценные камни проверяются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь; иные ценности, упакованные в пачки, проверяются по надписям на накладках, а не упакованные в пачки - полистно (поштучно). Наличные белорусские рубли и иностранная валюта в поврежденной упаковке, пачках с неправильно оформленными накладками, сборных пачках пересчитывается полистно (поштучно). Полистный (поштучный) пересчет денежной наличности и иных ценностей осуществляется кассиром в присутствии одного из членов ревизии. При совпадении общей суммы (количества банкнот) кассир формирует корешок, при несоответствии - денежная наличность должна быть пересчитана ревизующим, после чего вновь пересчитана и обандеролена кассиром, осуществлявшим ее первоначальный пересчет. Бандероли, верхняя накладка и полиэтиленовый пакет с оттиском клише (обвязка с несрезанной пломбой) от вскрытой пачки должны оставаться у ревизующего до полного пересчета всей денежной наличности, находящейся в пачке. На бандеролях и с правой стороны верхней накладки пачки проставляется штамп «Контрольный пересчет». О произведенной ревизии составляется акт ревизии ценностей за подписями всех работников, проводивших ее, и лиц, ответственных за сохранность ценностей. Помимо ревизий ценностей операционной кассы банка осуществляются проверки участков кассовой и инкассаторской работы, правильности учета, хранения и использования оружия, боеприпасов, а также внезапные проверки работы кассиров касс банка и его структурных подразделений. Периодичность проверок и состав комиссий, создаваемых для проведения проверок, определяются руководителем (заместителем руководителя) банка. Руководитель банка (заместитель руководителя) обязан рассматривать результаты проведенных ревизий и проверок и принимать меры к устранению выявленных недостатков.
10. Кред. портфель. Кред. портфель- сов-ть остатков по сче-там учета кред. зад-ти на определ. дату, кот. группир-ся на основании разл. приз-наков, в т.ч. по видам кредита и составу кр/п-лей. Кред. оп-ции банка формир-ют его кред. портфель, кот. включает: 1)межбанк. кред. портфель; 2)клиентский кред. пор-тфель. Изучение кред. портфеля банка служит базой для достижения осн. целей аудита кред. оп-ций: 1)оценка общ. уровня по-становки кред. работы в банке; 2)изуче-ние состояния БУ и отч-ти по кред. оп-ям. Для достижения этих целей в процессе аудита нудно дать оценку деят-ти банка по направлениям: 1)наличие внутрибанк. положений по порядку оформления, вы-дачи и погашения отдельн. видов кредита и их соотв-вие норм. треб-ям; 2)состав кред. портфеля по срокам кредит-ния, соблюдение сроков кредит-ния; 3)состав кред. портфеля по формам исполнения обязат-в, связан. с возвратом кредита; 4)соотв-вие практики совершения отдельн. кред. сделок норм. треб-ям НБ-а, услови-ям кред. дог-ров; 5)достоверн-ть и пра-вильн-ть отражения зад-ти по кредитам в учете и отч-ти банка; 6)правлин-ть и достоверн-ть классиф-ции кред. портфе-ля по группам кред. риска; 7)достоверн-ть и правильн-ть расчета резерва на по-крытие возможн. убытков по А, подвер-женным кред. риску, своевремен-ть и полнота формир-ния резерва. Все эти направления явл. основаниями для составления программы аудита. Сформулирован. в программе аудита на-правления предпол-ют определение объ-ектов аудита и методов его проведения. Объекты- процессы и оп-ции, зафикси-рован. и отражен. в соотв. док-тах, поло-жениях, распоряжениях, кот. сопровож-дают формир-ние кред. досье. На основании изучаем. док-тов в ходе аудита составл-ся раб. документация. В зав.от принятого в банке порядка и тра-диций возможны разн. варианты клас-сиф-ции док-тов, систематизированных в кред. досье., но в люб.случ. на ряду с экон. ан-зом деят-ти клиента док-ты дан-ной группы должны оценив-ся и по ус-ловиям их регистрации и хранения, не допускающим несанкционированный доступ. Проведение аудита кред. оп-ций осущ. методами:1)анал.; 2)детальн. изуче-ние; 3)опрос. Анал. метод исп-ся для проверки внутри-банк. разработок и положений, типовых форм дог-р на соотв-вие норм. треб-ям. Этот метод примен-ся для: - ан-за и оцен-ки кред. пол-ки банка, -общ. состояния кред. портфеля, -определения наиб. рис-ковых просроч. кредитов, -выявления тенденций в их дин-ке и осн. слабых мест в постановке кред. работы банка. Дальше аудит осущ. на основе выборочн. или сплошной проверке по конкр. оп-ям. Метод детальн. изучения оценивает уровень кред. работы по мат-лам раз-личн. кред. дог-ров и ан-зу связанных с ними оп-ций. Он препол-ет сравнение док-тов из кред. досье со свидетельствами факт. исп-ния условий данных дог-ров, оценку состоя-ния кред. мониторинга, проверку досто-верн-ти и полноты отражения кред. оп-ций в учете. Метод опроса предпол-ет уточнение у специалистов банка отдельн. моментов кред. процесса. Исп-ние различн. методов помогает ауд-ру собрать необходим. ауд. доказат-ва относительно проверен. отч-ти. При получении ауд. доказат-в для оценки кред. оп-ций исходя из принципа «от общего к частному» вначале определяют состояние всего кред. портфеля в дин-ке, а затем в соотв-вии с правилами сущест-венности и ауд. риска на основании ауд. выборки проводят аудит отдельн. кред. оп-ций.