Прочие способы финансирования текущей деятельности

Кроме привлечения непосредственно кредитов, предприятия прибегают к другим способам финансирования, к которым отно­сятся:

1) учетный (вексельный) кредит;

2) форфейтинг (от франц. a forfeit — целиком);

3) факторинг (от англ. factor — агент, посредник).

Вышеназванные операции представляют собой переуступку прав требования и (независимо от документа, с помощью кото­рого оформляются) сводятся к одной и той же схеме:

1) предприятие — производитель товара отгружает свою продукцию предприятию-покупателю с отсрочкой платежа, т.е. на условиях коммерческого кредита;

2) коммерческий кредит оформляется двумя способами:

- либо записью по открытому счету, при котором поставщи­ку выдается специальный документ — «счет-фактура»;

- либо векселем;

3) предприятие — производитель-продавец товара, не дожидаясь срока погашения документа (векселя, счета-фактуры), удостоверяющего право требовать оплаты за поставленный товар, продает этот документ другому юридическому лицу (банку или специализированной компании):

- переуступая таким образом право требования оплаты за поставленный товар;

- получая при этом сумму меньшую, чем сумма погашения документа.

С точки зрения предприятия-производителя данная операция представляет собой всего лишь продажу финансового актива (сче­та-фактуры или векселя). С точки зрения банка или специализированной компании, приобретающих документ и вместе с ним право требовать по не­му оплату денежных средств, данная операция представляет со­бой выдачу кредита. Приобретая счет-фактуру или вексель, поку­патель отдает за него определенную сумму денег с тем, чтобы но истечении времени получить большую. Таким образом, есть все составляющие кредита:

1) сумма выданного кредита (сумма, уплаченная за доку­мент);

2) срок кредита (от даты покупки документа до даты его пога­шения);

3) сумма погашения кредита (сумма погашения документа);

4) процентный доход по предоставленному кредиту (разница между ценой продажи и ценой покупки, выраженная в процентах).

Данное сходство позволяет назвать операцию по переуступке прав требования кредитованием.

1. Переуступка права требования по векселю — вексельный кредит (учет векселя). Под вексельным (учетным) кредитом понимается покупка банком векселей предприятий.

Вексельный кредит включает следующие этапы:

1) банк покупает у предприятия-поставщика вексель;

2) при покупке векселя банк выдает векселедержателю сумму, меньшую суммы погашения векселя;

3) по истечении срока обращения векселя предприятие-поку­патель возвращает банку сумму погашения по векселю;

4) разница между суммой погашения, выплаченной долж­ником, и суммой, полученной за вексель предприятием-постав­щиком, является доходом банка от покупки векселя.

2. Переуступка права требования по переводному векселю (форфейтинг). Под форфейтингом понимается покупка банком переводных векселей (трат) предприятия-экспортера.

Форфейтинг включает следующие этапы:

1) форма краткосрочного и среднесрочного кредитования внешнеторговых сделок, связанных в основном с поставкой ма­шин и оборудования;

2) заключается в кредитовании экспортера посредством по­купки у него банком платежных обязательств (обычно представ­ленных в форме акцептованных импортером переводных вексе­лей — тратт) без права обратного требования.

3. Переуступка права требования по счету-фактуре (факторинг). Под факторингом понимается покупка счетов-фактур специализированными кредитными учреждениями (факторинговыми компаниями) или банками, имеющими факторинговые отделы.

Факторинг включает следующие этапы:

1) факторинговый отдел банка покупает у предприятия-по­ставщика счет-фактуру;

2) при покупке счета-фактуры банк выдает предприятию-по­ставщику сумму, меньшую суммы погашения;

3) в указанный срок погашения предоставленного коммерче­ского кредита предприятие-покупатель погашает счет-фактуру.

Доход банка от факторинговой операции складывается из двух элементов: платы за факторинговое обслуживание и платы за предоставленные в кредит средства. Плата за факторинговое обслуживание (комиссия), как правило, составляет от 0,5 до 3% от суммы сделки. Плата за предоставленные в кредит средства представляет со­бой (выраженную в процентах к сумме погашения счета-факту­ры) разницу между суммой погашения счета-фактуры и суммой, уплаченной предприятию-поставщику. Она, как правило, на 2—3% превышает ставки по краткосрочным кредитам клиентам с аналогичными оборотом и кредитоспособностью. Для банка или факторинговой компании покупка счета-фак­туры аналогична выдаче кредита. Для предприятия — продавца товара продажа счета-фактуры до наступления срока платежа яв­ляется продажей финансового актива и специфической формой финансирования.

Участниками факторинговых операций являются:

1) предприятие-поставщик (посредник);

2)предприятие-покупатель;

3) факторинговая компания (отдел банка).

На факторинговое обслуживание принимаются предприятия, находящиеся в устойчивом финансовом положении, недостаток денежных средств у которых носит временный характер.

Как правило, это предприятия:

1) выпускающие конкурентоспособную продукцию;

2) стабильно работающие;

3) имеющие перспективы расширения производства.

Не принимаются на факторинговое обслуживание предпри­ятия, находящиеся в неустойчивом финансовом положении, у которых нехватка денежных средств носит постоянный характер.

Как правило, это предприятия:

1) выпускающие неконкурентоспособную продукцию;

2) выпускающие узкоспециализированную продукцию;

3) имеющие проблемы со сбытом продукции;

4) не имеющие перспектив расширения производства.

На факторинговое обслуживание также не принимаются предприятия, реализующие свою продукцию поэтапно, с пред­оплатой, с послепродажным обслуживанием и имеющие боль­шое количество должников с небольшими суммами задолженно­сти.

Принципы классификации факторинговых операций.

1. По юрисдикции участников различают:

1) внутренний факторинг, при котором все участники опера­ции находятся под юрисдикцией одной страны;

2) международный факторинг, при котором участники опера­ции находятся под юрисдикцией разных стран.

2. По оповещению должника различают:

1) конвенционный (широкий, открытый) факторинг, при кото­ром предприятие — покупатель товара (должник) оповещается о переуступке прав и переводит средства в счет погашения долга на счет фактора;

2) конфиденциальный (ограниченный, скрытый) факторинг, при котором предприятие — покупатель товара (должник) не оповещается о переуступке прав и переводит средства в счет погашения долга на счет предприятия-продавца, которое в сроки, оговоренные в договоре о факторинговом обслужива­нии, переводит полученные средства на счет факторинговой компании.

3. По возможности возврата счетов-фактур предприятию — поставщику товара различают:

1) факторинг с правом регресса, при котором факторинговая компания имеет право вернуть предприятию-поставщику не оп­лаченные покупателем счета-фактуры;

2) факторинг без права регресса, при котором факторинговая компания не имеет права вернуть предприятию-поставщику не оплаченные покупателем счета-фактуры.

Наши рекомендации