Социально-экономическая сущность финансов, их функции в рыночной экономике

Финансы – эк. категория отражающая отношения в процессе создания и исп-ния ден. доходов и ден. фондов. Предпосылки возникновения финансов: 1)развитие и расширение товаро-ден. отношений; 2)появление гос-ва (гос.власти) как участника ден. отношения. XIII-XV в.в термин финансы означал «платёж». XVI-XIX в.в-финансы означают «процесс связанный с формированием гос.доходов и их расходывания» Эволюция финансов свидетельствует что им свойственны сл.признаки: 1)ден.хар-р отношений; 2)односторонний хар-р движения ден.ср-в; 3)распределительный хар-р отношений; 4)фондовый хар-р отношений. Фондом явл. обособившаяся часть ден. ср-в имеющих как правило целевое назначение; 5)правовой хар-р отношений. Подразумевает принятие нормативно-правовых и законодательных актов.Создание спец.аппарата органов гос.власти и упр-ния. Финансы выражают сов-сть ден. отношений регулирующиеся гос-ом в целях формирования и исп-ния ден. доходов и фондов для обеспечения разл. эк. и соц. потребностей. Финансы возникают: 1)м/у хозяйств. субъектами (в процессе реализации продукции), приобретение товаро-мат. ценностей, оказание услуг и т.д; 2)внутри хозяйств. субъекта (по поводу получения выручки от реализации продукции, распределение прибыли); 3)м/у хозяйств. субъектами и выше стоящими орг-циями (при создании и исп-нии совместных ден.фондов); 4)между хозяйств. субъектами и гос-ом (формирование доходов бюджетов, внебюдж. фондов); 5)между физ.лицами и гос-ом; 6) м/у отдельными ур-нями гос.власти (межбюдж. отношения); 7)между отдельными физ.лицами (формирование и исп-ние бюджета домохозяйств). Ф-ции финансов: 1.распределительная.Обеспечивает создание осн. (первичных) доходов общества (доходы предприятий, орг-ций занятых в мат. пр-ве). Образование децентрализованных фондов. Формирование общегос. фондов, позволяющих обеспечить сл.потребности: 1)упр-ние гос-ом; 2)правоохранительная деят-ть; 3)охрана окр. среды; 4)внешнеэк. деят-ть; 5)создание вторичных доходов общ-ва. 2.регулирующая ф-ция.Связана с вмешательством гос-ва в эк. соц. процессы с помощью разл. фин.инструментов(налоги,цены,цен.бумаги). 3.Конрольная.Предусматривает орг-цию системы контроля за состоянием фин.отношений.

3.3 Понятие и структура финансовой системы. Финансовая система РФФин. система – сов-сть форм и методов формирования, распределения и исп-ния ден. доходов и ден. фондов. Фин. система (функциональное назначение) – классификация фин.отношений по составным элементам. Фин.система – сов-сть обособленных, но взаимосвязанных м/у собой сфер звеньев фин.отношений на основе кот. формируется и используется централизованные и децентрализованные фонды ден.ср-в. Все фин.отношения принято подразделить на большие группы именуемые сферами, каждый из кот. подразделяются на звенья. В составе РФ фин.системе выделяют: 1)централизованные финансы (ГМФ); 2)децентрализованные финансы(фин.хоз.субъектов). Роль и содержание осн. звеньев фин.системы. Финансы хоз.субъектов - ден.отношения связанные с формированием и исп-нием ден.доходов и децентрализованных фондов отдельных орг-ций, учреждений. В соотв. с гражданским кодексом РФ финансы хоз.субъектов вкл. в себя: 1)финансы ком. орг-ий(т.е орг-ий целью и основной деят-ю которых явл.появление прибыли); 2)финансы неком. орг-ций(т.е орг-ий, которые не ставят цель появление прибыли. К таким орг-ям относятся бюдж. учреждения.); 3)финансы фин. посредников (это ком. орг-ции осуществляют деят-ть по привлечению и перераспределению ср-в др.хоз.субъектов и населения на основе оказания фин. и др.услуг). Посредники формируют фин.рынок кот. вкл. рынок банк. услуг, рынок цен. бумаг, вал. рынок.

3.4 Общее понятие об управлении финансами: содержание, объекты, субъекты и инструменты управления.

Управление – сознательное воздействие с целью развития и совершенствования какого-либо объекта. Упр-ние финансами – сложный организационный процесс представляющий собой единство сл. элементов: 1)субъектов упр-ния. 2)объектов упр-ния (вся фин.система). 3)инструментов упр-ния. Объектами упр-ния являются группы фин. отношений, а субъектами – фин. органы упр-ния. Подавляющее большинство авторов относит к фин. отношения хозяйствующих субъектов и населения с гос. и местными органами власти по поводу уплаты обяз. платежей в бюджеты и внебюдж. фонды и выделения средств из этих фондов. К объектам фин. упр-ния также можно отнести взаимоотношения: 1) м/у хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.); 2) между страх. орг-циями с одной стороны и хозяйствующими субъектами и населением с др. стороны по поводу образования и исп-ния страх. фондов; 3) м/у хозяйствующими субъектами и вышестоящими орг-циями по поводу образования и распределения фондов ден. средств, создаваемых вышестоящей орг-цией; 4) внутри предприятий, учреждений, орг-ций по распределению выручки, формированию ден. доходов, накоплений, фондов ден. средств и их исп-нию. Объекты упр-ния финансами можно классифицировать также по звеньям фин. системы РФ. По этому признаку следует выделить след. объекты фин. упр-ния: гос. финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы. Субъектами упр-ния финансами явл. законодательные и исп. органы власти и упр-ния в соотв. с компетенцией в фин. сфере. Их правомерно классифицировать по звеньям фин. системы. Так, текущее упр-ние гос. финансами осуществляют Мин.финансов РФ и его территор. органы. Упр-ние местными финансами осуществляют фин. органы муниципалитетов. Крупные хозяйствующие субъекты создают специализированные органы уп-ния финансами (департаменты финансов, фин. управления или отделы), в небольших орг-циях ф-ции по упр-нию финансами входят в должностные обязанности экономистов, в основном гл. бухгалтеров. В кач-ве инструментов упр-ния финансами выступают планирование, контроль, орг-ция и информационное обеспечение.

3.5. Субъекты управления финансами в РФ, их функции.Состав субъектов упр-ния определяется гос. устройством страны и полит. системой. В наст время к субъекта упр-ния финансами относятся: субъекты общего упр-ния (высшие органы гос власти), субъекты оперативного упр-ния. К субъектам ощего упр-ния финансами в РФ относятся: 1) Президент РФ (администрация президента) регламентирует деят-сть фин. системы, подписывает и обнародует законодательные акты в области фин. деят-ти. 2) Фед. собрание (парламент РФ) принимает фин. закон-во и создает нормативно-правовую базу для фин. системы. 3) Пр-во РФ обеспечивает проведение единой фин., кред. и ден. политики; разрабатывает и представляет Гос.Думе фед. бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Гос. Думе отчет об исполнении фед бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюдж. системы; принимает меры по регулированию рынка цен. бумаг; осуществляет упр-ние гос. внутренним и внешним долгом РФ; осуществляет вал. регулирование и вал. контроль; руководит валютно-фин. деят-тью в отношениях РФ с ин. странами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. К субъектам оперативного упр-ния финансами в РФ относятся: Спец. фин. аппарат органов госвласти и упр-ния; орган кред. системы (банковской); фин. службы, подразделения хозяйствующих субъектов и их вышестоящих орг – ий. Специальный фин. аппарат органов гос. власти и упр-ния включает в себя: Мин.фин. РФ, Фед. службы. Минфин России явл фед. органом исп. власти. В ведении Минфина РФ находятся: Фед. налоговая служба, Фед. служба страх. надзора, Фед. служба фин.-бюдж. надзора, Фед. служба по фин. мониторингу, Фед. казначейство. Полномочия Минфина РФ: *вносит в Пр-во РФ проекты фед законов, нормативно-правовых

актов и др документов; * принимает нормативно-правовые акты в установленной сфере деят-ти; *осуществляет составление проекта фед бюджета;* осуществляет ведение учета операций по кассовому исполнению фед бюджета, составление и представление в Пр-во РФ отчетности; *осуществляет открытие в ЦБ РФ и кред. орг-ях счетов по учету средств фед бюджета; * осуществляет методологическое рук-во в области бюдж. планирования, направленного на повышение результативности бюдж. расходов; * осуществляет упр-ние в установленном порядке гос долгом РФ; * осуществляет выполнение ф-ий эмитента гос ценных бумаг; * орг-ция распределения доходов от уплаты фед налогов и сборов между уровнями бюдж. системы; * методологическое рук-во бухучетом и отчетностью; * орг-ия межбюджетных отношений; * осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии гос финансов; * обобщает практику применения закон-ва РФ и проводит анализ реализации гос политики в установленной сфере деят-ти; * осуществляет иные полномочия. Фед служба – фед орган исп. власти, осуществляющий след. осн. полномочия: 1) по контролю и надзору в уст. сфере деят-ти; 2) выдача разрешений (лицензий) на осущ-ние опр. вида деят-ти; 3) в пределах своей компетенции издают нормативно-правовые акты.

3.6. Инструменты управления финансами в РФ, их состав и назначение.Упр-ние финансами – процесс целенаправленного воздействия с помощью приемов и методов на фин. отношения и соотв. им виды фин. ресурсов для реализации ф-ий субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деят-ти. Инструменты: 1) Фин. планирование – процесс обоснования на опр. период времени движения фин. ресурсов по составу доходов и направления расходов для любого участника финансовых отношений. Методы: балансовый метод, бюджетирование, сметное планирование, программно-целевое финансовое планирование. 2) Фин. закон-во – принятие законодательных актов, постановлений, указов, нормативно-правовых актов в области фин. деят-ти. 3) Фин. прогнозирование – предвидение возможного фин. положения любого участника фин. отношений. 4)Фин. мониторинг – систематическое наблюдение и анализ основных макроэкономических показателей, отражающий эк. и соц. развитие страны. Осуществляется по фин. индикаторам, ВВП, инфляции и т.д. 5) Фин. регулирование – воздействие на фин. отношения при возникновении отклонений от заданных параметров. Методы: прямые (административные), косвенные (рын. воздействия). 6) Фин. контроль – сов-сть мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке фин. операций, действия со стороны уполномоченных по проверке фин. деят-ти хозяйствующих субъектов. Методы: проверка, обследование, мониторинг, анализ, надзор, ревизия.

3.7. Финансовый контроль, его содержание, значение и задачи. Организация финансового контроля в РФФинансовый контроль – это сов-сть действий и операций по проверке фин. и связанных с ними вопросов деят-ти хозяствующих субъектов, граждан с применением специфических форм и методов его проведения. Необходимость существования фин. контроля вытекает из особенностей товарно-ден. пр-ва, кот. не может существовать без своевременного и полного формирования, обоснованного распределения и эф. исп-ния фондов ден. средств и фин. ресурсов. С помощью фин. контроля решаются след.задачи:– обеспечения оптимальных пропорций распределения и перераспределения фин. ресурсов между тер-риями страны, отраслями и сферами народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, хозяйствующими субъектами и населением;– обеспечения своевременности и полноты выполнения фин. обязательств перед бюджетом, внебюдж. фондами, контрагентами хозяйствующих субъектов;– выявления внутрихоз. резервов увеличения фин. ресурсов и повышения эффективности пр-ва;– обеспечения экономного и эф. исп-ния фин. ресурсов и повышения эф-сти фин. вложений. К методам фин. контроля относятся проверки, ревизии, анализ, обследование, надзор. Фин. контроль гос. орг-ций – это контроль над разработкой, утверждением и исп-нием бюджетов всех ур-ней и внебюдж. фондов, а также контроль над фин. деят-стью гос.предприятий и учреждений, банков и фин. корпораций. Оперативный контроль возложен на след. гос. органы – Счетную палату РФ, Банк России, Минфин РФ, Мин-во РФ по налогам и сборам, ГПК РФ, контрольно-ревизионные органы фед. органов исп. власти. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюдж. учреждений повседневно в течение бюдж. года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдения фин. норм и нормативов, установленных показателей по формированию и исп-нию бюдж. и внебюдж. фондов ден. средств гос-ва. Тек. контроль опирается на первичные документы оперативного бюджетно-бухгалтерского учета и отчетности.

3.8. Виды фин контроля в РФ, их особенностиВ зав-сти от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: гос. фин. контроль и негос. фин. контроль, который включает аудиторский, внутриведомственный, внутрихоз. и общественный контроль. Гос. фин. контроль представляет собой сов-сть действий и операций, осуществляемых органами гос. власти, а также специально созданными ими органами, с исп-нием специфических форм и методов его орг-ции за соблюдением субъектами хозяйствования и органами гос. власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и исп-ния фин. ресурсов гос-ва. Аудиторский контроль представляет собой деят-сть, осуществляемую аудиторскими орг-циями либо аудиторами, по независимой проверке бухучета и фин. (бухгалтерской) отчетности орг-ций и индивидуальных предпринимателей. Внутрихозяйственный контроль осуществляют спец. подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихоз. контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид фин. контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой орг-цией). Общественный контроль - контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными орг-циями и объединениями, т. е. без участия спец. гос. органов. Внутриведомственный контроль - контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных орг-циях осуществляют фед. органы исп. власти, органы исп. власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. В зав-сти от объекта контроля выделяют такие виды фин. контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.

3.9. Методы и формы проведения финансового контроля в РФФормы:1)по регламенту осуществления: *обязательный(внешний) – контроль за фин. д-тью физ. и юр. лиц осущ-ся в основном внешним, независимым контролером ;*инициативный(внутренний) – контроль не вытекает из фин. закон-ва, но явл. неотъемлемой частью упр-ния финансами для достижения тактических и стратегических целей. 2) по срокам проведения: *предварительный - проводится до совершения фин. операций и имеет важное значение для предупреждения фин. нарушений, предусматривает оценку обоснованности фин. программ и прогнозов для предотвращения неэк. и неэф. расходования средств; *текущий – производится в момент совершения ден. сделок, фин. операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финн. дисциплины и своевременности осуществления фин.-ден. расчетов; *последующий - проводимый путем анализа и ревизии отчетной фин. и бухгалтерской документации, предназначен для оценки рез-тов фин. д-ти эк. субъектов. Методы: 1)проверка - на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы фин. д-ти и намечаются меры для устранения выявленных нарушений 2)обследование - опр-ние фин. состояния и возможных перспектив развития эк. субъекта 3) Наблюдение (мониторинг) — постоян. контроль со стороны кред. орг-ций за исп-нием выданной ссуды и фин. состоянием предприятия-клиента 4) Анализ фин. д-ти - детальное изучение период. или год. фин.-бух, отчетности с целью общей оценки рез-тов фин. д-ти, оценки фин. состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его исп-ния 5) Надзор - производится контролир. органами за эк. субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид фин. д-ти, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов 6) Ревизия - это полное обследование фин.-хозяйственной д-ти эк. субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эф-сти. Ревизии: по охватываемому периоду д-ти(полные и частичные); по объекту реализуемой д-ти(комплексные и тематические); по способу назначения(плановые и внеплан.); по содержанию (документальные и факт.) .

3.10.Финансовая политика: содержание и значение. Современная финансовая политика РФ.Фин. политика гос-ва – это особая форма деят-сти гос-ва, направленная на мобилизацию фин. ресурсов, их рац. распределение и исп-ние для осуществления его ф-ций. Проявляется фин. политика в виде форм и методов мобилизации фин. ресурсов и исп-нии их на разл. потребности гос-ва: развитие эк-ки, соц. защиту населения, потребность в фин. закон-ве, практических действиях в области финансов разных гос. структур. Фин. политика способствует обеспечению ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития эк-ки, стимулированию роста эффективности пр-ва, исп-нию местных ресурсов. Фин. политика гос-ва реализуетсяпутем: 1) выработки концепций развития фин. системы гос-ва; 2)составления целевых фин. программ; 3) определения более эф. направлений действия фин. механизма в эк. системе гос-ва. Фин. политика гос-ва как искусство упр-ния финансами гос-ва включает в себя стратегию и тактику. Фин. стратегияопределяет общее направление и способ исп-ния средств для достижения поставленной цели. Она направлена на выработку фин. концепций и программ. Фин. тактикавключает в себя конкретные методы (приемы) достижения поставленной цели в конкр. условиях. Фин. тактика определяет наиболее оптимальные варианты решений в данной хозяйственной ситуации. Результативность фин. политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретно-исторические условия. Совр. фин. политика явл. составной частью эк. политики РФ, основные цели и задачи кот. разрабатываются и реализуются исп. органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюдж. системы РФ на очередной фин. год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят фин. политику на подведомственной территории с учетом целей и задач фин. политики РФ. Поскольку именно фин. политика на фед. ур-не является определяющей по отношению к политике, проводимой на др. ур-нях упр-ния, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на совр. этапе. Совр. фин. политика нацелена на формирование модели рос. эк-ки, обладающей долгосрочным потенциалом эк. роста, повышение благосостояния населения. Успешная реализация фин. политики непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий эк. развития с целью корректировки тактических направлений фин. политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах фин. механизма.

3.12. Экономическая сущность государственных и муниципальных финансов, их значение и составГос. и мун. финансы – эк. отношения, возникающие в реальном ден. обороте по поводу формирования, распределения и исп-ния централизованных фондов фин. ресурсов. Включает следующие элементы: 1) Бюджетная система как сов-сть фин. планов органов власти разл. ур-ней и бюджетов внебюдж. фондов. 2) Система гос. и мун. займов (гос. кредит), являющаяся способом мобилизации гос. доходов и обслуживающая дефициты бюдж. системы. В соц.-эк. развитии общества гос. и мун. финансы выполняют ряд ф-ций: 1)планирование - формулировка целей и выбор путей их достижения. Реализуется через составление бюджетов; 2)Орг-ция - присутствует бюдж. устройство, бюдж. классификация, единые процедуры бюдж. процесса;3) Стимулирования - осуществление деятельности, направленной на реализацию целей; 4)Контроля - способность следить за реальным ден. оборотом, участником кот. явл. гос-во, население и предприятие, формирование централизованных фондов ден. средств. Принципы орг-ции гос. и мун. финансов: единство законодательной и норм. базы; открытость и прозрачность; разграничения полномочий и предметов ведения; целевой ориентированности; научного подхода; экономичности и рациональности; управляемости фин. потоками на централизованной основе.

3.13. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государстваГос. бюджет - представляет собой основной фин. план гос-ва на тек. год, объединяющий главные доходы и расходы и имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти - Парламентом. Фед. бюджет РФ явл-ся ведущим звеном бюджетной системы. Он выражает эк. ден. отношения, опосредствующие процесс образования и исп-ния централизованного фонда ден. средств гос-ва и утверждается Фед. Европейским собранием РФ как закон. Ч/з этот бюджет мобилизуются средства предприятий разл. форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хоз-ва, соц.-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов гос. упр-ния, фин. поддержку бюджетов субьектов Федерации, на погашение гос. долга, создание гос. мат. и фин. резервов и др. Внешними источниками финансирования бюджетного дефицита являются кредиты м/ународных фин. орг-ций в том числе Международного валютного фонда (МВФ). Бюджет выполняет следующие функции: 1) распределительная — проявляется через формирование и исп-ние централизованного фонда ден. средств по уровням гос.и территориальной власти;2) контрольная — действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность гос. контроля за поступлением бюдж.средств;3) регулирующая — проявляется в том, что с помощью бюджета гос-во регулирует хозяйств. жизнь страны, направляя бюдж. средства на поддержку и развитие отд. отраслей и регионов, используя для этого соотв-щие фин. рычаги (бюджетноналоговый механизм). Задачи бюдж. политики: удержать эк-ку от спада пр-ва; обеспечить фин. стабилизацию; стимулировать инвестиционную активность, добиться ув-ния доли накопления в нац. бюджете; сокращать непроизводительные расходы бюджета на гос. дотации отдельным отраслям сферы мат. пр-ва; укреплять доходную часть бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов; создание системы действенного фин.контроля за эффективным и целенаправленным исп-нием гос. расходов; усиление контроля за величиной гос. долга. Осн. задачи политики в области финансирования дефицита фед. бюджета: ув-ние доли бюдж. заимствований в небанк. секторе за счет привлечения средств населения, предприятий и др. инвесторов; продолжение курса на неинфляционное покрытие дефицита при последовательном сокращении обьема внешних заимствований.

.

3.14. Экономическая сущность страхования. Основные признаки и функции страхованияРазнообразные риски всегда сопутствовали человеч. существованию, нанося эк. ущерб, создавая угрозу жизни и здоровью людей. Поэтому в процессе своего развития человечество всегда стремилось изучить природу рисков, чтобы уменьшить вероятность и сократить объем потерь. В соотв. с Фед. законом «Об орг-ции страх. дела в РФ» страхование представляет собой отношения по защите имущ. интересов физ. и юр. лиц при наступлении опр. событий (страх. случаев) за счет ден. фондов, формируемых из уплачиваемых ими страх. взносов (страх. премий). Признаки: целевое назначение создаваемых ден. фондов; возвратность средств; вероятностный хар-р отношений. Функции: 1)распределительная (выражается в перераспределении средств м/у участниками создания страх. фонда) 2)контрольная (состоит в орг-ции действий и операций по проверке целевого исп-ния средств страх. фонда).

3.16. Организация страхования в РФ в условиях страхового рынкаСтрах. отношения в РФ в наст. время регулируются: 1)конституцией РФ; 2)Гражданским кодексом РФ; 3)Фед. законом «об орг-ции страх. дела» РФ; 4) Указами Президента РФ, постановлениями Пр-ва по вопросам развития страх-ния; 5) Норм.-правовыми актами фед. служды страх. надзора. Принципы орг-ции страх. д-ти: -демонополизация страх. дела(отказ гос-ва от единоначалия); -страхование явл. сферой ком. д-ти; -привлечение свободных ден. ресурсов в страх. фонды (принцип накопления); -принцип свободы выбора страхователями условий получения страх. защиты. Страхование осущ-ся в условиях страх. рынка(сфера ден. отношений, где объектом купли-продажи выступает специф. услуга, страх. защита, формируется предложение и спрос на нее. Страх. рынок характеризуется составом участников:1) страховщики: гос. сектор (АО «Росгострах») и ком. сектор страх. рынка (страх. компании); 2)страх. посредники: страх. агенты (физ. или юр. лица, кот. от имени и по поручению страх. компании занимается продажей страх. полисов, т.е. заключает и возобновляет договоры страх-ния, инкассирует страх. премию, оформляет документацию и в отдельных случаях выплачивает страх. возмещение) и страх. брокер (физ. или юр. лицо, выступающее в роли консультанта страхователя при заключении договора страх-ния с той или иной компанией); 3)гос. регулирование страх. д-ти: фед. служба страх. надзора (лицензирование страх. д-ти; регистрация страховщиков и страх. брокеров; правила проведения страх. операций; нормат. и метод. документация по вопросам страхования, формы учета БУ и бух. отчетности; контроль и надзор за соблюдением субъектами страх. дела закон-ва, за р-тами фин. д-ти, достоверностью предоставляемой отчетности; совершенствование страх. д-ти).

3.17. Классификация страхования. Формы, отрасли и виды страхованияКлассификация страх-я - система научного деления страховых отношений по формам, отраслям и видам страхования. 1.По основаниям участия все страх. отношения подразделяются на формы: 1)обяз. страх-е. 2)добровольное страх-е 2.По отраслям (объектам) страх-я:1)имущественное; 2)личное; 3)стр-е; ответственности; 4)страх-е эк.(предпринимательских) рисков; 5)соц. страх-е 3.С учётом многообразия страх. интересов каждая отрасль подразделяется на виды страх-я: страх-е имущества от огня; страх-е животных от вынужденного забоя; страх-е транспортных средств от аварий; обяз. мед. страх-е; обяз. соц. страх-е граждан РФ; обяз. страх-е недвижимого имущества; обяз. гос. страх-е личности от риска радиационного ущерба; добровольное мед. страх-е; страх-е на случай смерти и потери трудоспособности; ОСАГО; соц. страх-е граждан; страх-е вал. рисков; страх-е рисков неплатежа; страх-е профес. отв-сти деят-ти нотариуса, занимающегося частной практикой; страх-е профес. отв-сти аудиторов и т.д.

3.18. Виды страхования в РФ, их общая характеристика.Имущественное страх-е.Договор страх-я имущества оговаривает обязанности страховщика возместить страхователю или выгодоприобретателю мат. ущерб в застрахованном имуществе, в случае наступления страх. события. При этом выплата возмещения ограничивается суммой, указанной в договоре этого вида страх-я. Договор страх-я имущества заключается, как правило, в отношении личного или корпоративного имущества. Т.о., объектами страх-я может выступать недвижимость; грузы; транспортные средства (наземные, водные, воздушные); иное имущество. Этот вид страх-я породил множество страх. продуктов. Застраховать можно фин. риски, имеющие отношение к потере доходов из-за остановки производственного процесса в рез-те наступления страх. события. Страх-е имущества может быть выходом из положения в случае банкротства контрагентов или невыполнения ими своих обязательств, а также и в ряде других случаев. Виды: стр-е средств наземного транспорта, страх-е средств воздушного транспорта, страх-е средств водного транспорта, страх-е грузов, страх-е др. видов имущества, страх-е фин. и предпринимательских рисков. Личное страхование.Виды страх-я, существующие в России, предусматривают в числе прочих и личное страх-е. В этом случае страховщик берет на себя обязанность выплатить предусмотренную договором сумму в случае, если наступление страх. события повлечет за собой ущерб здоровья страхователя (застрахованного лица) или его смерть. Выплата страх. суммы может производиться единовременно или периодически. Договор личного страх-я подразумевает обязанность страхователя выплатить страховщику обусловленную договором страх. премию. Под таким видом страх-я, как личное, объединены такие подвиды страх. д-ти, как страх-е от несчастных случаев; страх-е жизни; мед., пенсионное страх-е и др. При этом все виды страхования в личном страх-и привязаны к самостоятельному объекту и перечню страх. рисков, предусмотренных в каждом конкретном страх. продукте. На основе личного страх-я разработано множество страх. продуктов. Личное страх-е вкл. след. виды: страх-е жизни, страх-е от несчастных случаев и болезней, мед. страх-е. Страх-е ответственности.Это вид страх-я предусматривает в кач-ве объекта страх-я отв-сть перед третьими лицами (гражданами либо предприятиями), кот. потенциально может быть нанесен ущерб по причине каких-либо действий (бездействия) страхователя. Договор страх-я отв-сти перекладывает отв-сть за возможный ущерб на страх. компанию, кот. обязуется компенсировать страхователю суммы, кот. он должен уплатить третьим лицам в качестве возмещения за причиненный ущерб. Как правило, эти суммы укладываются в пределы юр. отв-сти страхователя, т.е. в тот размер возмещения, кот. будет определен судом или арбитражем. Этот вид страх-я защищает имущество страхователя и страхует его отв-сть за потенциальное причинение вреда здоровью и имуществу граждан и юр. лиц. Такой вид страх-я - вполне обычное дело в эк-чески развитых странах, причем это требование там имеет силу закона. Закон-вом предусмотрено, что каждый, имеющий отношение к владению или упр-нию опасными объектами (транспортные средства и пр.), обязан нести отв-сть за потенциально возможный ущерб или вред, кот. он может нанести здоровью, жизни и имуществу третьих лиц. Зона гражданской отв-сти распространяется также и на совершение преднамеренного правонарушения или неисполнение договорных обязательств. Страх-е гражд. отв-сти явл. одним из самых многочисленных видов страх-я, с большим кол-вом разновидностей. На его основе так же существует множество страх. продуктов. Виды: страх-е гражданской отв-сти владельцев автотранспортных средств, страх-е отв-сти перевозчика, страх-е гражданской отв-сти предприятий – источников повышенной опасности, страх-е профес. отв-сти, страх-е отв-сти за неисполнение обязательств, страх-е иных видов гражданской отв-сти, ОСАГО.

3.19. Финансовый рынок: его содержание и структураФин. рынок – это рынок, на кот. осущ-ся перераспределение временно свободных ден. средств между разл субъектами эк-ки путем совершения сделок с фин. активами. Фин. рынок состоит из ряда секторов: инвестиционного, кред., фондового, страх., вал.. На рынке цен. бумаг совершаются сделки с таким специфическим товаром, как цен. бумаги, путем их купли-продажи или осущ-ия др. гражданско-правовых сделок. На кред. рынке кред. орг-ии привлекают временно свободные денежные средства, а затем выдают их в кредит, осуществляя таким образом их перераспределение. На вал. рынке осущ-ся операции с вал. ценностями. К вал. ценностям относятся: иностранная валюта и цен. бумаги, выраженные в иностранной валюте. Это самый ликвидный рынок. Фин. рынок и особенно рынок цен. бумаг, или фонд. рынок, явл. не только средством перераспределения фин. ресурсов в хозяйстве, но они в своей сов-ти составляют очень важный индикатор состояния всей фин. системы и эк-ки в целом.

3.20. Рынок ценных бумаг: понятие и значениеРынок цен. бумаг – это сов-ть эконом. отношений, возникающих между разл. эконом. субъектами по поводу мобилизации и размещения свободного капитала в процессе выпуска и обращения цен. бумаг. Рынок цен. бумаг (фондовый рынок) подразделяется на первичный и вторичный. На первичном рынке размещаются новые выпуски цен. бумаг, эмитентом которых явл. корпорации, правительство и муниципальные органы. Вторичный рынок - это рынок, на кот. обращаются ранее эмитированные на первично рынке цен. бумаги. Он не увеличивает ст-ти привлеченных фин. ресурсов, но создает механизм ликвидности, формирует доверие к инвестору и спрос на цен. бумаги. Предназначен для перераспределения имеющихся между субъектами хозяйствования фин. ресурсов в соотв. с потребностями расширенного воспроизводства и другими нуждами общества. Задачей рынка цен. бумаг явл. обеспечение более полного и быстрого перелива сбережений в инвестиции по цене, устраивающей покупателя и продавца. Посредниками на рынке цен. бумаг явл. брокеры, инвестиционные дилеры и маклеры. Рынок цен. бумаг связан с тем, что в рыночной эк-ке ее участники вступают между собой в разнообразные отношения по поводу передачи денег и товаров. Эти отношения определенным образом оформляются посредством цен. бумаг. Цен. бумага – это документ, удостоверяющий имущественные права участников рыночных сделок. Сущ-ние цен. бумаг тесно связано с трансформацией сбережений в инвестиции. Цен. бумаги могут также опосредовать товарное обращение.

3.21. Функции и место рынка ценных бумаг в системе рынковРынок цен. бумаг выполняет ряд фун-ий, кот. можно разделить на две группы: 1) общерыночные фун-ии, присущие любому рынку; 2) специфические фун-ии, кот. отличают его от остальных рынков. К общерыночным относятся: – коммерческая фун-ия, связанная с получением прибыли от операций на данном рынке; – ценовая функция, при помощи кот. обеспечивается процесс формирования рын. цен, их постоянное движение и т. д.; – информационная фун-ия, на основе кот. рынок производит и доводит до своих участников инф-ию об объектах торговли; – регулирующая фун-ия, связанная с созданием правил торговли и участия в ней, порядка разрешения споров между участниками, установлением приоритетов и образованием органов упр-ия и контроля. К специфическим можно отнести:– перераспред. ф-цию, обеспечивающую перелив ден. ср-в между отраслями и сферами деят-ти и финансирование дефицита бюджета; – функцию страх-я ценовых и финна. рисков, или хеджирования, которое осущ-ся на основе нового класса производных цен. бумаг: фьючерсных и опционных контрактов. Рынок цен. бумаг – это сложная структура, имеющая много хар-к, а потому его можно рассматривать с разных сторон. К рынкам, на кот. можно накопить или получить капитал относится рынок цен. бумаг, наравне с рынком банк. капиталов, вал. рынком, рынком страх. и пенсионных фондов. Иными словами, рынком, на кот. преобладают фин. отношения, называется фин. рынком, а в его состав входят ден. рынок и рынок капиталов. Под ден. рынком понимается рынок краткосрочных кред. операций (до одного года) и в свою очередь подразделяется на учетный рынок, межбанк. рынок и вал. рынок. На учетном рынке осн. объектами купли-продажи явл. казначейские и ком. векселя и др. краткосрочные цен. бумаги, межбанк. рынок функционирует за счет предоставления кредитов банками друг другу (исп-ние временно свободных ден. средств) сроками от одного дня до пяти лет, вал. же рынок обслуживает международный платежный оборот. Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты и акции и облигации, он подразделяется на рынок средне- и долгосрочных цен. бумаг и рынок средне- и долгосрочных банк. кредитов. Рынок цен. бумаг также явл. рынком для инвестиций, привлечения незадействованного капитала. Так как сущ-ют разл. виды рынков для инвестирования рынку цен. бумаг приходится выдерживать жесткую конкуренцию, на кот. влияет ряд факторов: ур-нь доходности рынка, ур-нь риска, ур-нь налогообложения и др.

3.23. Понятие и свойства ценных бумаг. Классификация ценных бумаг.Цен. бумага – это особая форма сущ-ния капитала, кот. заменяет его реал. формы, выражает имущественные отношения, может самостоятельно обращаться на рынке как товар и приносить доход. Цен. бумага имеет ряд св-в: – перераспределяет ден. ср-ва между отраслями эк-ки, тер-риями и странами, группами и слоями населения, эконом. субъектами и гос-вом и т. п.; – предоставляет опр. доп. права ее владельцам, помимо права на капитал; – обеспечивает получ-е дохода на капитал и (или) возврат самого капитала. Цен. бумага обладает рядом св-в, кот. сближают ее с деньгами. Гл. св-во – это возможность обмена на деньги в разл. формах. Разл-ют именные, предъявительские и ордерные цен. бумаги. Предъявительская цен. бумага имеет сущ-ные преимущества перед именной, так как процесс перехода прав на капитал совершается сразу же путем перехода цен.бумаги от ее владельца к покупателю. Именная цен. бумага, в отл. от предъявительской, обладает 2мя важными св-ми: 1) ее владелец всегда известен; 2) все операции с этой бумагой доступны для контроля и налогообложения со стороны гос-ва, так как подлежат регистрации. Поэтому в развитом рынке имеется тенденция к ув-нию выпуска именных бумаг, т.к в этом заинтересованы, с одной стороны, эмитенты, ибо это позволяет осущ-ть передачу прав собственности, а с другой – гос-во, т.к оно расширяет свою налогооблагаемую базу. В зав-ти от формы имущ. отношений, выражаемых цен. бумагой, разл-ют долевые и долговые цен. бумаги. Сущ-щие в совр. мир. практике цен. бумаги делятся на 2 больших класса: 1) основные – имеют имущ. права на какой-либо актив (акции, облигации, векселя, закладные); 2) производные – выпускаются на базе осн. цен. бумаг или в связи с изменением цены лежащего в основе данной цен. бумаги биржевого актива (варранты, депозитарные расписки, фьючерсные контракты, опционы и др.).

3.24. Характеристика основных видов ценных бумагОсн. видами цен. бумаг с точки зрения их эк. сущности явл-ся: акция - единичный вклад в уставный капитал АО с вытекающими из этого правами; облигация - единичное долговое обяз-во на возврат вложенной ден. суммы через установленный срок с уплатой или без уплаты опр. дохода; банк. сертификат - свободно обращающееся св-во о депозитном (сбер.) вкладе в банк с обяз-вом последнего выплаты этого вклада и процентов по нему через установленный срок; вексель - письменное ден. обяз-во должника о возврате долга, форма и обращение кот. регулируются спец. закон-вом - вексельным правом; чек - письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указ. в нем сумму денег; коносамент - документ (контракт) стандартной (международной) формы на перевозку груза, удостоверяющий его погрузку, перевозку и право на получение; варрант - а) документ, выдаваемый складом и подтверждающий право собственности на товар, находящийся на складе; б) документ, дающий его владельцу преимущественное право на покупку акций или облигаций какой-то компании в течение опр. срока времени по уст. цене; опцион - договор, в соотв. с кот. одна из сторон имеет право, но не обяз-во, в теч. опр. срока продать (купить) у др. стороны соотв. актив по цене, установленной при заключении договора, с уплатой за это право опр. суммы денег, называемой премией; фьючерсный контракт – станд. бирж. договор купли-продажи бирж. актива через опр. срок в будущем по цене, установленной в момент заключения сделки.

3.25. Производные финансовые инструменты: сущность и цели применения.Производный фин. инструмент - это контракт, дающий право или обязательство покупать или продавать товары и фин. инструменты в будущем по заранее оговоренной цене. Эти инструменты называются производными, потому что их цена зависит от ст-ти или значения базисной переменной элемента (переменной), лежащей в основе контракта. В кач-ве базисной переменной могут исп-ся не только товары и фин. инструменты, но и индексы, %ые ставки и вал. курсы. Фин. актив - это ден. ср-ва или долевые инструменты другой компании либо право требования (не обязательно оформленное письменным договором, а, возможно, возникшее в рез-те устной договоренности) ден. ср-в или др. фин. инструментов др. компании. Фин. активом явл. также право обмена на потенциально выгодных условиях фин. инструментами с др. компанией. Фин. обязательство представляет собой договорное обязательство одной стороны (эмитента) предоставить либо ден. ср-ва, либо другой фин. актив другой стороне (владельцу), или осущ-ить с владельцем какого-то фин. инструмента обмен данного инструмента на др. фин. инструмент на потенциально невыгодных для эмитента усл-ях. Долевой инструмент предоставляет право владельцу его на долю активов компании, остающуюся после вычета всех обязательств. Несмотря на то, что владелец долевого инструмента может иметь право на получение пропорциональной доли дивидендов или иных доходов, распределяемых из капитала эмитента, последний не обязан по договору распределять такого рода доходы. Цель производных - это либо страх-е (хеджирование) от опр. фин. рисков, либо получение дохода от торговых (спекулятивных) операций.

3.25 Участники рынка ценных бумаг в РФ, их состав и роль в функционировании рынка.Участники РЦБ — это физ. лица или орг-ии, кот. продают либо покупают цен. бумаги, обслуживают их оборот и расчеты по ним. Сущ-ют сл. осн. группы участников: 1) продавцы (эмитенты); 2) профес. посредники (брокеры и дилеры); 3) покупатели (инвесторы); 4) орг-ии, обеспечивающие функционирование РЦБ (биржа, РТС, банки, депозитарии, регистраторы, расчетно-клиринговые организации, рекламно-рейтинговое агентство); 5) органы регулирования и контроля. 1) Эмитенты- это юр. лица, органы гос. власти, осущ-щие выпуск цен. бумаг и несущие от своего имени обязательства перед владельцами цен. бумаг по осущ-нию прав, закрепленных ими. 2) Профес. посредники: а) брокер — это профес. посредник, осущ-щий сделки за счет клиента на основании договора поручения или договора комиссии; б) дилер — это профес. посредник, осущ-щий сделки за свой счет и от своего имени с целью получ. прибыли в виде маржи. 3)Инвесторы – это любые юр. или физ. лица, осущ-щие вложения ср-в в цен. бумаги за свой счет и в своих интересах (владельцы цен. бумаг). Сущ-ют след. группы покупателей: • в зав-сти от статуса: а) институциональные инвесторы — юр. лица, осущ-щие вложение ден. ср-в в цен. бумаги; б) индивидуальные инвесторы — физ. лица, осущ-щие вложение ден. ср-в в цен. бумаги; • в зав-сти от цели инвестирования: а) портфельные инвесторы — инвесторы, осущ-щие формирование и упр-ние портфелем цен. бумаг; б) стратегические инвесторы — инвесторы, осущ-щие управление долей собственности в виде цен. бумаг; • в зав-сти от степени риска: а) робкие инвесторы — инвесторы, осущ-щие вложение ден. ср-в в цен. бумаги с целью их сохранности; б) агрессивные инвесторы — инвесторы, осущ-щие 60—65% спекулятивных сделок с акциями.

Наши рекомендации