Сущность и особенности бюджетного устройства.

Сущность и назначение бюджета

Центральным звеном системы государственных финансов, с помощью которой государство осуществляет влияние на экономическое и социальное развитие, является бюджет. Понятие «бюджет» с английского переводится как "сумка", "кошелек", "мешок с деньгами". бюджет рассматривают как:1) основной финансовый план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, которые осуществляются органами государственной власти и местного самоуправления на протяжении бюджетного периода;2) централизованный фонд денежных средств государства, который выражает экономические отношения государства в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, и формируется на разных уровнях административно-территориальный деления для обеспечения выполнения функций соответствующих органов государственной и местной власти;3) денежное выражение сбалансированной росписи доходов и расходов государства, административно-территориальной единицы (области, района, города, села), предприятия, учреждения за определенный период..

Субъекты и объекты экономических отношений

Исходя из этого субъектамираспределительных и перераспределительных отношений в обществе является государство (в лице органов государственной власти и местного самоуправления), предпринимательские структуры и население (юридические и физические лица).Объектом распределения выступает валовой внутренний продукт и национальное богатство. Необходимость перераспределения валового внутреннего продукта между областями деятельности, территориями государства из-за неравномерности их развития, отдельными слоями населения с целью поддержки наименее защищенных категорий и т.п. обусловила объективность бюджета государства

Функции бюджета

Распределительная функция проявляется в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода и позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы в распоряжении государства и использовать их на удовлетворение общегосударственных потребностейМеханизм действия распределительной функции включает в себя несколько стадий: первичное распределение, перераспределение, вторичное распределение.Первичное распределение предусматривает распределение вновь созданной стоимости и формирования первичных доходов субъектов, занятых в создании валового национального продукта. На этой стадии выручка предприятия от реализации продукции, выполнение работ, предоставление услуг направляется на покрытие материальных затрат, оплату труда работников, образование, амортизационного фонда и т.д. Потом предприятие платит налоги в бюджет, делает взносы в государственные целевые фонды.При этом первичными доходами выступают: у юридических лиц - прибыль, у физических лиц - заработная плата, у государства - часть прибыли государственного сектора и поступление от государственного имущества, угодий, ресурсов.Вторичное распределение - это формирования первичных доходов физических лиц, которые заняты в бюджетной сфере. Контрольная функция бюджета выполняется одновременно с распределительной функцией.Суть контрольной функции бюджета состоит в том, что она позволяет знать насколько своевременно и в полном объеме финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и как рационально и эффективно они используются. Регулирующая функция вытекает из распределительной и связана с вмешательством государства через государственный бюджет на воспроизведенные процессы в обществе. Бюджетное регулирование охватывает все формы влияния государства на проведение бюджетной политики, начиная от принятия закона о государственном бюджете или решение о местном бюджете вплоть до их применениями органами государственной и местной власти и управления.

Типы финансовых моделей

Прежде чем начать говорить об одном из видов финансового анализа – факторном анализе, напомним, что такое финансовый анализ и каковы его цели.Финансовый анализ представляет собой метод оценки финансового состояния и эффективности работы хозяйствующего субъекта на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой отчетности.Финансовый анализ преследует несколько целей:оценку финансового положения;выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;выявление основных факторов, вызвавших изменения в финансовом состоянии;прогноз основных тенденций в финансовом состоянии.Как известно, существуют следующие основные виды финансового анализа:горизонтальный анализ;вертикальный анализ;трендовый анализ;метод финансовых коэффициентов;сравнительный анализ;факторный анализ.Каждый вид финансового анализа основан на применении какой-либо модели, дающей возможность оценить и проанализировать динамику основных показателей деятельности предприятия. Выделяют три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.

Классификация бюджетов

Бюджетная классификация представляет собой законодательно устанавливаемую группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, составления консолидированных бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней бюджетной Бюджетная классификация РФ включает:- классификацию доходов бюджетов РФ;- классификацию расходов бюджетов РФ, которая охватывает:- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;- ведомственную классификацию расходов бюджетов РФ;- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;-классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;-классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;- классификацию видов государственных внешних долгов РФ, субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ.

6. Бюджетный механизмБюджетный механизм - это совокупность способов и форм организации бюджетных отношений, применяемых обществом в целях решения социально-экономических проблем развития страны Он предусматривает применение специальное них методов, форм, способов, рычагов мобилизации, распределения и использования бюджетных средств - инструментов государственного регулирования экономики в сфере бюджетных отношений Итак, бюджетный механизм является акт ивним элементом государственного управления экономикой Существенное влияние на него имеют стоящие перед обществом на том или ином этапе развития Меняются задачи - должен измениться и бюдж В рамках бюджетного механизма условно можно выделить несколько составляющих:механизм управления бюджетным процессом и бюджетными отношениями;механизм формирования бюджетных ресурсов;механизм распределения бюджетных ресурсов;механизм использования бюджетных ресурсов;механизм контроля и анализа использования бюджетных ресурсов

7. Сущность и особенности бюджетной системы.Государственный бюджет:- представляет систему экономических отношений между государством и предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами- является планом формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых государством;- является основным фондом денежных средств государства;- выступает как центральное звено финансовой системы страны;- является законом.Сущность местного бюджета следует раскрывать аналогично сущности государственного бюджета. Поэтому как экономическая категория местный бюджет представляет собой определенные экономические отношения. Выделим специфические чертыэтих отношений:1.Одним из субъектов обязательно выступает орган местной власти, функционирование которого без соответствующих ресурсов невозможно.2. Отношения складываются по поводу формирования и использования основного фонда денежных средств местного значения.3. Целью создания местного бюджетного фонда является обеспечение социально-экономического развития территории.К местным бюджетам относятся бюджет автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления..

Сущность и особенности бюджетного устройства.

Бюджетное устройствопредставляет собой организацию и принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы. Бюджетное устройство определяется государственным режимом и государственным (территориально-политическим) устройством. Существует две основные формы территориально-политического устройства государства: унитарная и федеративная. Выделяют две основные особенности унитарного государства.

Во-первых, административно-территориальные единицы унитарного государства не обладают политической самостоятельностью. К административно-территориальным единицам такого государства относятся районы, города, края, области и др. Степень зависимости территориальных образований унитарного государства от центральной власти может быть различной.Во-вторых, существует единая для всей страны система высших представительных, исполнительных, судебных и контролирующих органов.Такую форму территориально-политического устройства имеет и Украина, в состав которой входит территория с особыми полномочиями - Автономная республика Крым.

Федеративноегосударство имеет свои особенности, отличающие его от унитарного государства.

Во-первых, федерация состоит из административно- территориальных единиц, являющихся государственными образованиями (республики, штаты, провинции, земли и др.). Во-вторых, действуют две системы высших органов государственной власти. В-третьих, субъекты федерации могут иметь свою конституцию, законодательную и иногда судебную систему.

Наши рекомендации