Порядок формирования уставного фонда
1. Уставный фонд гос. или мун. предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение 3 месяцев с момента гос. регистрации такого предприятия.
2. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке гос. или мун. предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.
45. Правовой режим распределения прибыли на государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
1. Унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.
Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия.
2. Унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.
Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные фед. законами, иными НПА и уставом унитарного предприятия.
Казённые предприятия: чистая прибыль предприятия по результатам отчетного года подлежит распределению в следующем порядке: не более 25 процентов полученной чистой прибыли подлежат зачислению в фед. бюджет; не менее 75 процентов полученной чистой прибыли подлежат зачислению в резервный фонд и иные фонды в соответствии с уставом предприятия, а также расходуются по согласованным с уполномоченным органом направлениям, в том числе по направлениям инвестиционного характера.
46. Понятие и типы государственных и муниципальных учреждений.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Может быть создано гражданином или юр.лицом (частное учреждение) либо соответственно РФ, субъектом РФ, МО (гос. или мун. учреждение) .
Гос. или мун. учреждение может быть: бюджетным, автономным, казенным.
Казенное учреждение – гос. (мун.) учреждение, осуществляющее оказание гос. (мун.) услуг, выполнение работ и (или) исполнение гос. (мун.) функций вцелях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий ОГВ (госорганов) или ОМС, фин.обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соотв. бюджета на основании бюджетной сметы.
Бюджетное учреждение – неком. организация, созданная РФ, субъектом РФ или МО для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно ОГВ (госорганов) или ОМС в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Автономное учреждение – неком. организация, созданная РФ, субъектом РФ или МО для выполнения работ или оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий ОГВ, полномочий ОМС в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах установленных фед. законами.
47. Казенные учреждения.
Казенное учреждение – гос. (мун.) учреждение, осуществляющее оказание гос. (мун.) услуг, выполнение работ и (или) исполнение гос. (мун.) функций вцелях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий ОГВ (госорганов) или ОМС, фин.обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соотв. бюджета на основании бюджетной сметы.
Финансовое обеспечение деятельности – действует на основании бюджетной сметы. Субсидии и бюджетные кредиты учреждению не предоставляются. Осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в соответствии с БК РФ в ФК или фин.органе субъекта РФ (МО). Не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. КУ может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соотв. бюджет бюджетной системы РФ. Право оперативного управления. Учреждение вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. КУ отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.
48. Бюджетные учреждения.
Бюджетное учреждение – неком. организация, созданная РФ, субъектом РФ или МО для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно ОГВ (госорганов) или ОМС в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Предоставляются субсидии на выполнение гос. (мун.) задания и иные цели. Осуществляет операции с находящимися в распоряжении средствами через лицевые счета, открываемые в ФК или фин. органе субъекта РФ (МО) в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ. Не вправе совершать сделки с ценными бумагами и размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях. Крупные сделки (цена сделки превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения на последнюю отчетную дату) совершаются с предварительного согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя. БУ вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Право оперативного управления. Учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным БУ за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на ПОУ, БУ вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. БУ отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на ПОУ имуществом, как закрепленным за БУ собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за искл. особо ценного движимого имущества. Собственник не несет ответственности за обязательства учреждения. Не является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств (?).
49. Автономные учреждения.
Автономное учреждение – неком. организация, созданная РФ, субъектом РФ или МО для выполнения работ или оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий ОГВ, полномочий ОМС в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах установленных фед. законами.
Предоставляются субсидии на выполнение гос. (мун.) задания и иные цели. Осуществляет операции с находящимися в распоряжении средствами через банковские счета открытые в кредитных организациях или через лицевые счета, открываемые в территориальных органах ФК, фин.органах субъектов РФ, МО. Крупные сделки (цена сделки превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения на последнюю отчетную дату) совершаются с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения. Не применяется законодательство о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в отличии от КУ и БУ. АУ вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соотв. этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учред. документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение АУ. Право оперативного управления. Учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, АУ вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законом. АУ отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на ПОУ, за искл. недвиж. имущества и особо ценного движимого имущества. Собственник имущества не несет ответственности за обязательства учреждения. Не является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств (?).
50. Денежная система РФ.
Деньги–особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента (наличные, безналичные, электронные)
Функции :
· мера стоимости
· средство платежа
· средство обращения
· средство образования сокровищ
· мировые деньги
Денежная система РФ основана на неразменных на золото деньгах, т.е. имеет бумажно-кредитный характер. Правовая основа денежной системы России — Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Банке России». Официальная денежная единица — рубль, разделенный на 100 копеек. Монопольное право эмиссии и изъятия наличных денег из обращения принадлежит Банку России. В области организации денежного обращения ЦБ РФ выполняет ряд важнейших функций:
· прогнозирует и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монет, создаст резервные фонды банкнот и монет;
· устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
· определяет правила ведения кассовых операций (операций с наличными) для кредитных организаций;
· устанавливает признаки платежеспособности банкнот и монет, порядок их уничтожения, а также замену поврежденных банкнот и монет на действующие.
В каналах наличного денежного обращения в настоящее время находятся два вида денежных знаков, являющихся безусловным обязательством Банка России и обязательных к приему во всех видах расчетов и платежей — банкноты (банковские билеты) и монеты. В настоящее время в обращении находятся банкноты достоинством 10, 50, 100. 500, 1000 и 5000 руб. и монеты достоинством 1, 2, 5, 10 руб., 1, 5, 10, 50 копеек.
Изготавливают денежные знаки на предприятиях Гознака. ЦБ РФ проектирует банкноты: каждая банкнота имеет уникальную тематику рисунка и преобладающий цвет, а вся серия банкнот одного выпуска содержит общие элементы дизайна.
51. Правила ведения кассовых операций.
Правила ведения кассовых операций устанавливает ЦБ посредством принятия подзаконных актов, как правило, в форме Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"
На основании Положения кредитные организации разрабатывают локальные акты в виде Инструкций и Регламентов, где предусмотрен порядок осуществления кассовых операций применительно к своей деятельности ( не должны противоречить правилам, установленным ЦБ)
Кассовые операции включают в себя :
· расчеты наличными денежными средствами
· отношения по хранению денежных средств в кассах организаций
· отношения по перевозке и инкассации денежной наличности
· отношения между кредитной организацией и клиентами по выдаче наличных денежных средств.
Правила:
· Для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).
· Уполномоченный представитель юридического лица сдает наличные деньги в банк или в организацию, входящую в систему Банка России, осуществляющую перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, операции по приему, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег клиентов банка (далее - организация, входящая в систему Банка России), для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.
· Кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом (далее - руководитель) из числа своих работников (далее - кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.
· Кассир снабжается печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции (далее - печать (штамп), а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы.
· Прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от лица, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера (далее - работник), проводится по приходным кассовым ордерам 0310001.
· Выдача наличных денег проводится по расходным кассовым ордерам 0310002. Выдача наличных денег для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам проводится по расходным кассовым ордерам 0310002, расчетно-платежным ведомостям 0301009, платежным ведомостям 0301011.
· Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.
52. Понятие и правовое регулирование расчетных отношений в ФП.
Расчетные отношения в ФП - отношения при производстве платежей, налогов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
Расчетные отношения регламентируются различными отраслями права, в первую очередь ФП и ГП
(ГК, БК, НК, ФЗ о ЦБ, О банках и банковской деятельности, О валютном регулировании и валютном контроле; Указы Президента, Постановления Правительства, НПА ЦБ)
Все расчеты осуществляются в 2 формах: наличной и безналичной. Расчеты с участием граждан, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения сумм или в безналичном порядке. Расчеты между хозяйствующими субъектами осуществляются, как правило, в безналичном порядке путем перечисления средств со счета плательщика на счет получателя в кредитной организации. Расчеты наличными деньгами допускаются (до 100.000 рублей наличного расчета между юр. лицами и ИП) в случаях и пределах, устанавливаемых ЦБ РФ.
53. Понятие и структура банковской системы России.
Банковскую систему определяют как совокупность участников денежно-кредитного рынка — коммерческих и специализированных банков, небанковских институтов, выполняющих депозитные, ссудные и расчетные операции и действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковскую систему образуют организации, которые имеют право осуществлять банковские операции:
- это привлечение денежных средств физ. и юр. лиц во вклады
- размещение вышеуказанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет
- открытие и ведение банковских счетов физ. и юр. лиц
- осуществление переводов денежных средств по поручению физ. и юр. лиц
- выдача банковских гарантий, инкассация денежных средств и др.
Банковская система РФ имеет 2 уровня:
1) ЦБ РФ
2) Кредитные организации и филиалы иностранных банков.
ЦБ РФ – орган управления банковской системой России, основной его функцией является: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Это самостоятельный госорган, обладающий статусом юр. лица. Не является коммерческой организацией. Представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления (центральный аппарат и территориальные учреждения).
Кредитная организация — юр. лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деятельности». Кредитные организации делятся на 2 вида; банки и небанковские кредитные организации.
Банки — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции:
- привлечение во вклады денежных средств физ. и юр. лиц
- размещение указанных средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности, срочности
- открытие и ведение банковских счетов физ. и юр.лиц.
Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Различают 2 вида таких организаций 1) депозитные и кредитные 2) расчетные.
54. Финансово – правовые отношения в банковской системе.
Это группы отношений, в которых участвуют ЦБ РФ и Кредитные организации.
ЦБ РФ участвует в следующих отношениях:
· осуществляет денежную эмиссию
· обслуживает счета бюджетов
· осуществляет функции генерального агента по гос. ценным бумагам
· выполняет отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда, фонда нац. Благосостояния
· разрабатывает совместно с Правительством основные направления денежно-кредитной политики
· уплачивает налоги и перечисляет часть прибыли (50%) в фед. бюджет.
Кредитные организации участвуют в след. отношениях:
· связанных с уплатой, взысканием и перечислением доходов в бюджеты
· обслуживание счетов бюджетов (если нет учреждений ЦБ)
· осуществление операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов
· выполнение функций генерального агента Правительства, ОИВ субъекта РФ, местной администрации по обслуживанию соотв. долговых обязательств, их размещению, выкупу, обмену и погашению на основе агентских соглашений
· обеспечение предоставление информации в соотв. госорганы (справки в ФНС)
55. Финансово – правовые основы системы страхования вкладов физических лиц.
Основой является ФЗ « О страховании вкладов физ. лиц в банках РФ». Данный закон предусматривает создание особого фин. фонда денежных средств – фонда страхования вкладов. Фонд обязательного страхования вкладов принадлежит на праве собственности специально созданному Агентству по страхованию вкладов и предназначен для финансирования выплаты возмещения по вкладам физ. лиц. Счет Агентства открыт в ЦБ.
Источники формирования фонда:
1) страховые взносы, уплачиваемые банками, включенными в систему страхования вкладов. Банки выступают как страхователи
2) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов
3) денежные средства и иное имущество, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам
4) средства из фед. бюджета
5) доходы от инвестирования временно свободных средств фонда
6) первоначальный имущественный взнос РФ и иное.
Право требование вкладчика на возмещение по вкладам возникает со дня наступления страхового случая. Страховой случай возникает при 2 обстоятельствах:
1. Отзыв (аннулирование) лицензии ЦБ у банка на осуществление банковских операций.
2. Введение ЦБ моратория в соотв. с законом на удовлетворение требований кредиторов банка.
Возмещение по вкладам выплачивается в размере 100% суммы вкладов, но не более 1 400 000 рублей. Выплата осуществляется по каждому из вкладов пропорционально их размерам. Контроль за функционированием данной системы осуществляет Правительство РФ и ЦБ путем участия их представителей в органах управления Агентством.