Что есть что в макроэкономической системе
Однако прежде, чем говорить об организации текущего управления макроуровня, следует переосмыслить некоторые явления, имеющие место в жизни общества. Многие явления в жизни многозначны, и если находиться на мировоззренческих позициях частного предпринимателя или же индивида, обеспокоенного исключительно потребительскими интересами (своими собственными и своей семьи), то многое в жизни общества в принципе невозможно понять. Если же подняться на уровень собственника хозяйственной системы общества и её «топ-менеджеров»[21], то многие привычные вещи обретают совсем иное значение.
Если смотреть с уровня собственника и «топ-менеджеров» народного хозяйства, то управленческая функция цены на продукцию и природные блага при их дефиците — ограничивать доступ к их потреблению платёжеспособностью физических и юридических лиц.
Это утверждение касается подавляющего большинства цен, за исключением цен, входящих в состав базы прейскуранта, о чём речь пойдёт далее. Соответственно этой функции цены в задаче гарантированного удовлетворения демографически обусловленных потребностей всего населения в системе саморегуляции рыночным механизмом потребления как промежуточных продуктов в сфере производства, так и конечного продукта вне сферы производства, прейскурант на продукцию конечного потребления предстаёт как финансовое выражение вектора ошибки общественного самоуправления.
Прейскурант на конечную продукцию удовлетворяет всем требованиям, которые теория управления предъявляет к вектору ошибки управления:
— во-первых, он складывается объективно вне зависимости от отчётной статистики, творцы которой могут с её помощью пытаться выдавать желаемое за действительное;
— во-вторых, падение качества управления сопровождается ростом значений компонент вектора ошибки управления, а рост качества управления имеет следствием уменьшение значений компонент вектора ошибки управления вплоть до полного их обнуления. Такова же взаимосвязь качества управления макроэкономической системой и цен.
Однако задача обнуления прейскуранта на конечную продукцию не имеет решений, изолированных в области финансово-экономической деятельности: эта задача может быть решена только в результате развития культуры общества в целом и личностного — нравственно-мировоззренческого развития людей, это общество составляющих. Но это не означает, что в тот период исторического времени, когда люди таковы, каковы они есть, прейскурант не должен интерпретироваться в задачах макроэкономического управления в качестве выражения вектора ошибки управления.
Понятийный аппарат и система представлений о функционировании рынков, выработанная на основе финансово-счётного подхода буржуазным либерализмом, не позволяет решать задачу настройки рыночного механизма на поддержание им саморегуляции производства и потребления, гарантирующей удовлетворение жизненных потребностей всего населения в преемственности поколений[22]. Положение усугубляется ещё и тем, что законодатели в их большинстве управленчески безграмотны[23] и потому крайне непрофессиональны как разработчики и кодификаторы алгоритмов решения разного рода задач в практике государственного управления и общественного самоуправления. Поэтому задача настройки рыночного механизма на функционирование в режиме экономического обеспечения бескризисного общественного развития в преемственности поколений — неподъёмна для экономистов и юристов, получающих образование в соответствии с прошлыми и ныне действующими стандартами Министерства образования и науки. Для её решения требуется иной понятийный аппарат, выражающий управленчески и метрологически состоятельные представления о функционировании рынка.
Из общеобразовательного курса физики известно, что полезный результат, который можно получить от любой системы, определяется соотношением:
«Полезный результат» = «коэффициент полезного действия» ´ «количество энергии, введённой в систему»
По отношению к народному хозяйству это означает, что спектр производства продукции — годовой ВВП — обусловлен: 1) коэффициентом полезного действия (КПД) технологий и организации производства и распределения продукции и 2) распределением энергопотенциала по отраслям. Получается, что на одной чаше весов — ВВП, а на другой — объём средств платежа, который обслуживал на протяжении этого времени продуктообмен. Это обстоятельство позволяет решить вопрос о метрологической состоятельности всех финансовых показателей в жизни общества на основе избрания энергетического инварианта прейскуранта и признания энергетического стандарта обеспеченности платёжной единицы в качестве макроэкономического контрольного параметра.
Инвариант прейскуранта это — товарный продукт, участвующий в продуктообмене наравне с прочими продуктами, количеством которого исчисляются цены всех остальных товаров и все стоимости. Цена инварианта всегда равна 1, что и дало название термину. В качестве инварианта может быть избран любой продукт, но в условиях современности, когда все отрасли и быт семей так или иначе зависят от потребления электроэнергии, в качестве инварианта прейскуранта наиболее предпочтителен килоВатт ´ час электропотребления.
«Энергетический стандарт обеспеченности платёжной единицы» = «годовой объём производства электроэнергии»[24] / «объём денежной массы, находящейся в обращении»
Уровень цен при достигнутом спектре производства (предложении продукции) обусловлен объёмом денежной массы, находящейся в обращении, т.е. обусловлен энергетическим стандартом обеспеченности платёжной единицы. Текущее значение энергетического стандарта может изменяться под воздействием разных факторов, но быстрый выход его значения за некие критические пределы влечёт за собой утрату кредитно-финансовой системой (КФС) способности к сборке макроэкономической системы государства из множества административно самостоятельных предприятий микроуровня. В лёгкой форме утрата этой способности КФС предстаёт как сокращение занятости и загрузки действующих предприятий, а в наиболее тяжёлых случаях — как крах народного хозяйства как системной целостности, что в России имело место в последний раз в «лихие девяностые»[25]. Причина системного краха такого рода — возникновение диспропорций между производственными мощностями в их натуральном учёте и покупательной способностью оборотных средств предприятий, вследствие чего одни предприятия не в состоянии загрузить свои производственные мощности, а другие не способны созидательно реализовать свои сверхприбыли, а общество при этом не получает той продукции, которая необходима для его развития (включая и развитие его науки, образования и производственной базы) и на годы, а то и десятилетия утрачивает способность к развитию. В такого рода системных катастрофах первыми гибнут предприятия с длительными производственными циклами, а за ними «валится» всё народное хозяйство. Балансовые модели позволяют показать алгоритмику генерации и развития такого рода системных катастроф и соответственно, могут быть инструментом, позволяющим их гарантированно избегать.
При соотнесении с энергетическим стандартом обретают метрологическую состоятельность и балансовые модели в стоимостной форме учёта продукции. При этом долгосрочное демографически обусловленное планирование (построение последовательности межотраслевых балансов) может осуществляться в стоимостной форме на основе энергоинвариантных цен. В этом случае план открывает долгосрочную перспективу, а неизбежный научно-технический прогресс при адекватном текущем управлении макроуровня гарантирует, что качество жизни общества будет лучше, нежели это предусматривает план.
На основе уравнений межотраслевого баланса в стоимостной форме учёта можно выявить малочисленную группу продуктов, значительный рост цен на которые влечёт за собой значительный рост цен и на все стальные продукты. Эта группа продуктов образует базу прейскуранта. К базе прейскуранта относятся, прежде всего, первичные энергоносители, тарифы на электроэнергопотребление, транспортные тарифы, а также — ставка ссудного процента по кредиту.
Если смотреть с уровня собственника народного хозяйства, то управленчески целесообразно, чтобы база прейскуранта была определена по составу, а цены на входящие в неё продукты — были фиксированными. Это является основой для того, чтобы бизнес-планы на уровне микроэкономики — административно самостоятельных предприятий были метрологически состоятельны и обладали устойчивостью в смысле предсказуемости их осуществления, т.е. это — один из факторов, обеспечивающих способность КФС к сборке макроэкономической системы из множества микроэкономик. Поэтому директивное задание государством цен базы прейскуранта — необходимое средство управления макроуровня.
В составе базы прейскуранта особое положение занимает ставка ссудного процента. Дело в том, что кредитование под процент имеет следствиями:
— рост цен за счёт того, что ставка по кредиту относится на себестоимость продукции;
— перекачку платёжеспособности из общества в корпорацию кредиторов, чьи интересы большей частью противоречат интересам большинства членов общества;
— вследствие и того, и другого — в КФС возникает группа физических и юридических лиц, не производящая ничего, но обладающая монопольно высокой покупательной способностью, а в остальном множестве физических и юридических лиц возникает дефицит покупательной способности по отношению к спектру предложения продукции по ценам, которые вследствие воздействия ссудного процента выше, чем должны были бы быть.
Т.е. реально при нулевой эмиссии средств платежа положительный ссудный процент, допускаемый законодательством государства в его КФС, не делает ничего, кроме того, что подтормаживает сбыт продукции для большинства населения и тем самым тормозит развитие производства — вплоть до его полной остановки из-за невозможности сбыта продукции и краха общественно-экономической системы; а главное — создаёт паразитическое сообщество, обладающее монопольно высокой покупательной способностью, которое осуществляет долговое рабовладение как в отношении государственности, так и в отношении населения.
Поскольку положительный ссудный процент порождает заведомо неоплатный долг (при наличествующем в обращении объёме денежной массы) и этот долг может быть погашен только за счёт эмиссии дополнительных средств платежа, то институт кредита со ссудным процентом воздействует на эмиссионную политику в направлении необратимого снижения энергетического стандарта и имеет следствием обворовывание населения за счёт инфляции и перераспределения номиналов в карманы богатеев. Т.е. ссудный процент — главный генератор инфляции. Утверждение о том, что высокие ставки по кредиту — следствие высокой инфляции — изначально злоумышленно лживо.
Поэтому, если общество — действительно гражданское, демократическое, а назначение народного хозяйства — гарантированное удовлетворение жизненных потребностей населения в продукции (включая услуги) в преемственности поколений, то его государственность обязана построить систему беспроцентного кредитования или же кредитования с отрицательными ставками ссудного процента. Если она этого не делает, а тем более пытается убедить людей в том, что высокие ставки по кредиту (включая ипотеку) — следствие высокой инфляции, то это — однозначный показатель того, что государственность служит транснациональной корпорации ростовщиков, узурпировавших банковское дело в глобальных масштабах. Кто из политиков этого не понимает, а кто осознанно продался и служит глобальной корпорации ростовщиков — значения не имеет. Но такие государства не имеют права называться «демократическими», а общества — «гражданскими».
Ещё один аспект настройки рыночного механизма на саморегуляцию производства и распределения продукции в соответствии с потребностями общественного развития обусловлен законами не регулируемого государством ценообразования, т.е. законами так называемого «свободного рынка».