Оперативный бюджет компании

1. Бюджет продажи

2. Бюджет производства: бюджет снабжения, бюджет з/п основного персонала, бюджет общецеховых расходов, бюджет общехозяйственных расходов

3. Бюджет коммерческих расходов

Бюджет продажи определяет количественные и стоимостные характеристики ассортимента продаж и планирует три основных показателя: цена, объём продажи и выручка. В этот бюджет включают продукцию или товары, которые будут проданы в данном периоде и оплачены.

Пример бюджета компании, которая выпускает один вид продукции:

Бюджет продажи компании за апрель 2016

Наименование продукции Цена, руб. Количество, ед. Выручка, тыс. руб.
Y
Итого -

Бюджет производства разложен на 5 таблиц и предназначен для планирования себестоимости продукции (затрат).

Бюджет закупок основных материалов за апрель 2016

Наименование материалов Затраты на производство 1 изделия, руб. Затраты на производство партии, тыс. руб.
Материалы 100*1000=100
Сырьё 150*1000=150
Электроэнергия 50*1000=50
Итого

Бюджет з/п основного персонала + страховые взносы (ЕСН - единый социальный налог) за апрель 2016

Тариф оплаты, руб/час Время изготовления изделия, чел/час Затраты на 1 изделие, руб. Затраты на партию, тыс. руб.
50*1000=50

Бюджет технологических или внутренних перевозок за апрель 2016

Тариф перевозок, руб/час Время перевозки, машина/час Затраты на 1 изделие, руб. Затраты на партию, тыс. руб
20*1000=20

Бюджет общецеховых расходов за апрель 2016

Наименование Сумма, тыс. руб.
Материальные затраты, связанные с ремонтом
З/П + страховые взносы
Амортизация
Прочее
Итого

Бюджет общехозяйственных расходов (управленческие, накладные) за апрель 2016

Наименование Сумма, тыс. руб.
Материальные затраты, связанные с ремонтом
З/П + страховые взносы
Амортизация
Прочее
Итого

Как правило, компания проводит мероприятия по продвижению продукции на рынок, и составляется Бюджет коммерческих расходов.

Бюджет коммерческих расходов компании за апрель 2016

Наименование Сумма, тыс. руб.
Затраты на тару и упаковку
Прочие
Итого

Целью оперативного бюджета является планирование и составление бюджета движения денежных средств, где показывают поступление и выбытие денег по плану от обычных видов деятельности.

Бюджет движения денежных средств от обычных видов деятельности за апрель 2016

Наименование статьи Сумма, тыс. руб.
Остаток (сальдо) денежных средств на 1.04.16
1. Поступление денежных средств за месяц, в том числе: 1.1 Выручка от продажи продукции Y Итого  
2. Выбытие (отток) денежных средств за месяц, в том числе: 2.1 Материальные затраты 2.2 З/П + страховые взносы 2.3 Амортизация 2.4 Прочие Итого   300+80+20=400 50+30+50=130 40+20=60 20+50+10+30= 110
Остаток (сальдо) денежных средств на 30.04.16

Бюджеты позволяют принимать решения и рассчитывать др. показатели, кот. характеризуют эффективность деятельности компании.

Например, прибыль от продажи: 800-700=100

Рентабельность: (800-700) / 700 = 1/7

Маржинальная прибыль = выручка - переменные расходы (расход сырья и материалов, з/п основного персонала, перевозки) = 800 – 300 (б.закуп.) - 50 (б.з/п) – 20 (б.пеерв.) = 430

Постоянные затраты (издержки) = 700 - 430 = 270

По окончанию месяца план (бюджет) сравнивают с фактом и выявляют отклонения. Отклонения делятся на:

− Допустимые (изменения цен поставщиков, тарифов, налогов). В этом случае бюджет на следующий месяц корректируют на сумму отклонений.

− Недопустимые (связаны с ошибками в организации процесса производства, например, оплата за сверхурочную работу, брак в производстве продукции, бракованные материалы от поставщика). Если отклонение недопустимое, то бюджет на следующий месяц не изменяют.

Отклонения связаны с изменением величины затрат на производство.

Например, компания провела контроль бюджета закупок основных материалов за апрель 2016, когда по факту было выпущено 999 изделий, а планировали 1000

Наименовние Затраты Отклонение
Бюджет Факт  
Материалы  
Сырье 2*999= -1998
Электроэнергия 1*999= +999
Итого -999

Отклонение - 999 на выпуск допустимое и благоприятное, оценивается положительно.

Анализ расчётов

Все расчёты компании приводят к образованию дебиторской и кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность - сумма отвлеченных средств, которые должны компании др. юр. и физ. лица, прежде всего покупатели.

Кредиторская задолженность - это привлечённые средства др. юр. и физ. лиц, которые компания временно использует в своём обороте, а значит должна вернуть.

ГК РФ установил общий срок исковой давности права требования задолженности - максимально 3 года.

В системе управления компании особое место занимает контроль за дебиторской задолженностью, кот. в учете и анализе делят на:

• Срочная (срок оплаты по договору не наступил).

• Сомнительная (просроченная) (дебиторка, которая не оплачена в срок по договору и не обеспечена гарантиями; у компании есть 3 года для взыскания дебиторки с покупателя через суд).

• Безнадежный долг (дебиторка, по кот. имеется судебное решение об отказе в иске или должник ликвидировался).

Доля дебиторской задолженности в общем объёме оборотных активов, % = Дебиторская задолженность / Оборотные активы * 100%

Сколько составляет дебиторка в оборотных активах? Она должна быть как можно меньше!

Оборотные активы = запасы сырья, материалов, товаров, готовой продукции + денежные средства + дебиторская задолженность на срок до 12 мес. + НДС по приобретённым товарно-материальным ценностям + облигации со сроком погашения в текущем году

Доля сомнительной дебиторки в общей дебиторке = сомнительная дебиторка / общая дебиторка * 100 %

Отношение дебиторки к V продаж = дебиторка / выручка * 100 %

Период погашения дебиторки = ср.дебиторка * длительность периода / V продаж

Если существует отсрочка платежа, то есть временной разрыв между реализацией (продажей) товара и оплатой за него, то выручку (денежный поток) дисконтируют.

Текущая (дисконтир.) стоимость

PV = FV / (1 + V)n

FV – соответ. балансовой стоимости по дебиторке = выручка по договору

Например, если дебиторку погасят через 2 года, ставка дисконтирования выбрана на уровне получения кредита (16 %), размер оплаты по договору 10000 тыс.руб.

PV = 10000 / (1 + 0,16)2 = 7435 тыс.руб.

Эту формулу можно уточнить, если ввести дополнительный фактор: вероятность того, что дебиторка будет погашена в ожидаемые сроки.

PV = pFV / (1 + V)n

p – вероятность того, что дебиторка … 0 ≤ p ≤ 1

Если в компании средний процент неоплаты по договорам продажи 10%, то вероятность погашения дебиторки равна 90% (0,9).

Тогда для нашего примера:

PV = 7435 * 0,9 = 6691 тыс.руб.

Наши рекомендации