Оперативный бюджет компании
1. Бюджет продажи
2. Бюджет производства: бюджет снабжения, бюджет з/п основного персонала, бюджет общецеховых расходов, бюджет общехозяйственных расходов
3. Бюджет коммерческих расходов
Бюджет продажи определяет количественные и стоимостные характеристики ассортимента продаж и планирует три основных показателя: цена, объём продажи и выручка. В этот бюджет включают продукцию или товары, которые будут проданы в данном периоде и оплачены.
Пример бюджета компании, которая выпускает один вид продукции:
Бюджет продажи компании за апрель 2016
Наименование продукции | Цена, руб. | Количество, ед. | Выручка, тыс. руб. |
Y | |||
Итого | - |
Бюджет производства разложен на 5 таблиц и предназначен для планирования себестоимости продукции (затрат).
Бюджет закупок основных материалов за апрель 2016
Наименование материалов | Затраты на производство 1 изделия, руб. | Затраты на производство партии, тыс. руб. |
Материалы | 100*1000=100 | |
Сырьё | 150*1000=150 | |
Электроэнергия | 50*1000=50 | |
Итого |
Бюджет з/п основного персонала + страховые взносы (ЕСН - единый социальный налог) за апрель 2016
Тариф оплаты, руб/час | Время изготовления изделия, чел/час | Затраты на 1 изделие, руб. | Затраты на партию, тыс. руб. |
50*1000=50 |
Бюджет технологических или внутренних перевозок за апрель 2016
Тариф перевозок, руб/час | Время перевозки, машина/час | Затраты на 1 изделие, руб. | Затраты на партию, тыс. руб |
20*1000=20 |
Бюджет общецеховых расходов за апрель 2016
Наименование | Сумма, тыс. руб. |
Материальные затраты, связанные с ремонтом | |
З/П + страховые взносы | |
Амортизация | |
Прочее | |
Итого |
Бюджет общехозяйственных расходов (управленческие, накладные) за апрель 2016
Наименование | Сумма, тыс. руб. |
Материальные затраты, связанные с ремонтом | |
З/П + страховые взносы | |
Амортизация | |
Прочее | |
Итого |
Как правило, компания проводит мероприятия по продвижению продукции на рынок, и составляется Бюджет коммерческих расходов.
Бюджет коммерческих расходов компании за апрель 2016
Наименование | Сумма, тыс. руб. |
Затраты на тару и упаковку | |
Прочие | |
Итого |
Целью оперативного бюджета является планирование и составление бюджета движения денежных средств, где показывают поступление и выбытие денег по плану от обычных видов деятельности.
Бюджет движения денежных средств от обычных видов деятельности за апрель 2016
Наименование статьи | Сумма, тыс. руб. |
Остаток (сальдо) денежных средств на 1.04.16 | |
1. Поступление денежных средств за месяц, в том числе: 1.1 Выручка от продажи продукции Y Итого | |
2. Выбытие (отток) денежных средств за месяц, в том числе: 2.1 Материальные затраты 2.2 З/П + страховые взносы 2.3 Амортизация 2.4 Прочие Итого | 300+80+20=400 50+30+50=130 40+20=60 20+50+10+30= 110 |
Остаток (сальдо) денежных средств на 30.04.16 |
Бюджеты позволяют принимать решения и рассчитывать др. показатели, кот. характеризуют эффективность деятельности компании.
Например, прибыль от продажи: 800-700=100
Рентабельность: (800-700) / 700 = 1/7
Маржинальная прибыль = выручка - переменные расходы (расход сырья и материалов, з/п основного персонала, перевозки) = 800 – 300 (б.закуп.) - 50 (б.з/п) – 20 (б.пеерв.) = 430
Постоянные затраты (издержки) = 700 - 430 = 270
По окончанию месяца план (бюджет) сравнивают с фактом и выявляют отклонения. Отклонения делятся на:
− Допустимые (изменения цен поставщиков, тарифов, налогов). В этом случае бюджет на следующий месяц корректируют на сумму отклонений.
− Недопустимые (связаны с ошибками в организации процесса производства, например, оплата за сверхурочную работу, брак в производстве продукции, бракованные материалы от поставщика). Если отклонение недопустимое, то бюджет на следующий месяц не изменяют.
Отклонения связаны с изменением величины затрат на производство.
Например, компания провела контроль бюджета закупок основных материалов за апрель 2016, когда по факту было выпущено 999 изделий, а планировали 1000
Наименовние | Затраты | Отклонение | |
Бюджет | Факт | ||
Материалы | |||
Сырье | 2*999= -1998 | ||
Электроэнергия | 1*999= +999 | ||
Итого | -999 |
Отклонение - 999 на выпуск допустимое и благоприятное, оценивается положительно.
Анализ расчётов
Все расчёты компании приводят к образованию дебиторской и кредиторской задолженности.
Дебиторская задолженность - сумма отвлеченных средств, которые должны компании др. юр. и физ. лица, прежде всего покупатели.
Кредиторская задолженность - это привлечённые средства др. юр. и физ. лиц, которые компания временно использует в своём обороте, а значит должна вернуть.
ГК РФ установил общий срок исковой давности права требования задолженности - максимально 3 года.
В системе управления компании особое место занимает контроль за дебиторской задолженностью, кот. в учете и анализе делят на:
• Срочная (срок оплаты по договору не наступил).
• Сомнительная (просроченная) (дебиторка, которая не оплачена в срок по договору и не обеспечена гарантиями; у компании есть 3 года для взыскания дебиторки с покупателя через суд).
• Безнадежный долг (дебиторка, по кот. имеется судебное решение об отказе в иске или должник ликвидировался).
Доля дебиторской задолженности в общем объёме оборотных активов, % = Дебиторская задолженность / Оборотные активы * 100%
Сколько составляет дебиторка в оборотных активах? Она должна быть как можно меньше!
Оборотные активы = запасы сырья, материалов, товаров, готовой продукции + денежные средства + дебиторская задолженность на срок до 12 мес. + НДС по приобретённым товарно-материальным ценностям + облигации со сроком погашения в текущем году
Доля сомнительной дебиторки в общей дебиторке = сомнительная дебиторка / общая дебиторка * 100 %
Отношение дебиторки к V продаж = дебиторка / выручка * 100 %
Период погашения дебиторки = ср.дебиторка * длительность периода / V продаж
Если существует отсрочка платежа, то есть временной разрыв между реализацией (продажей) товара и оплатой за него, то выручку (денежный поток) дисконтируют.
Текущая (дисконтир.) стоимость
PV = FV / (1 + V)n
FV – соответ. балансовой стоимости по дебиторке = выручка по договору
Например, если дебиторку погасят через 2 года, ставка дисконтирования выбрана на уровне получения кредита (16 %), размер оплаты по договору 10000 тыс.руб.
PV = 10000 / (1 + 0,16)2 = 7435 тыс.руб.
Эту формулу можно уточнить, если ввести дополнительный фактор: вероятность того, что дебиторка будет погашена в ожидаемые сроки.
PV = pFV / (1 + V)n
p – вероятность того, что дебиторка … 0 ≤ p ≤ 1
Если в компании средний процент неоплаты по договорам продажи 10%, то вероятность погашения дебиторки равна 90% (0,9).
Тогда для нашего примера:
PV = 7435 * 0,9 = 6691 тыс.руб.