Финансовое правоотношение.
Государство и муниципальное образование как субъекты финансового права.
В финансовом праве государство – главный субъект, оно выступает в лице прежде всего и главным образом в лице законодательного органа власти (Государственная Дума или Законодательное собрание субъекта РФ).
Научный критерий, когда именно государство выступает в финансовых отношениях, а не отдельный его орган: это только в том случае государство как таковое является субъектом финансового права, когда оно и только оно вступает в правоотношения, реализуя свой финансовый суверенитет.
Суверенные права – это особые права, которые принадлежат только одному субъекту – государству.
Суверенные права в области финансов:
1. Право утверждать бюджет.
2. Право устанавливать налоги.
3. Право осуществлять эмиссию денежных знаков.
4. Право устанавливать и взимать налоги.
Помимо государство, может выступать субъектом и муниципальное образование. Компетенция муниципального образования: утверждение местного бюджета, вводят в действие на своей территории местные налоги, выпускают муниципальные займы, выделяют субсидии, дотации в рамках муниципальных образований (межбюджетные трансферты) и т.д.
Коллективные субъекты финансового права.
Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности.
Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации.
Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.
Участие в правоотношениях не только органов государственного управления, но и органов представительной власти — характерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от административного права, субъектами которого органы представительной власти не являются.
К юридическим лицам — субъектам финансового права относятся и индивидуальные (семейные) частные предприятия, такие семейно-трудовые объединения граждан, как крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в финансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей государству, использования дотаций из бюджета, государственного кредита, других источников финансирования.
Индивидуальные субъекты финансового права.
Индивидуальные субъекты финансового права — это граждане. Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в распоряжение государства. Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.).
Финансовое правоотношение.
Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.
Финансовые правоотношения имеют свои особенности.Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, то есть в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, так как возникают по поводу денежных средств, точнее — финансовых ресурсов государства. Такой объект правоотношений налицо, например, при возникновении их между государством и предприятиями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований.
Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство или его уполномоченный орган, органы местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности.
В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.Через материальныефинансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные денежные фонды.
В процессуальныхфинансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей.
14,15. РФ и муниципальные образования как субъекты финансового права.
В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят:
§ Российская Федерация;
§ Субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область. автономные округа (в настоящее время некоторые автономные округа по волеизъявлению населения вошли в состав краев в качестве их составной части);
§ Муниципальные образования — муниципальные районы, городские округа, городские или сельские поселения;
§ Административно-территориальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образования).
Такой состав субъектов свойствен, в частности, бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, отраженный в Конституции РФ. Принадлежность бюджета государству и его территориальному подразделению является и необходимым атрибутом, свидетельствующим об их организованности в соответствующую единицу — государство, автономию, муниципальное образование. В связи с правом на самостоятельный бюджет они обладают целым комплексом прав на получение определенных бюджетных доходов и использование их для социально- экономического развития определенной территории, осуществления других своих задач.
Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают субъектами права и в других финансовых отношениях, например связанных с государственным (муниципальным) долгом при выпуске облигаций государственных (муниципальных) займов, при использовании банковского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств. Соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в этом случае выступают от имени и в интересах Российской Федерации в целом, республики, области и т. д., которые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финансовых обязанностей перед другими субъектами обеспечивается при этом за счет средств государства или его территориальных подразделений, т. е. соответствующего государственного или местного бюджета.