Организация управленческого учета с использованием системы учета расходов и доходов по центрам ответственности.
Под центром ответственности понимают часть организации, по которой целесообразно собирать и обобщать бухгалтерскую информацию о ее деятельности. Делается это для того, чтобы оперативно контролировать затраты и результаты деятельности центров, оценивать деятельность руководителей. Такой учет и система контроля могут быть внедрены при условии точного определения сферы ответственности каждого менеджера.
Различают три типа центров ответственности: центр затрат, центр прибыли и центр инвестиций. Центр затрат контролирует только затраты. Основная цель менеджера этого центра – минимизировать затраты на производство продукции. Итоги оценивают на основе сопоставления сметы и отчета о фактических затратах.
Центр прибыли контролирует затраты и доходы (выручку). Менеджер этого центра контролирует затраты, объем реализации и продажную цену (внешнюю или трансфертную). Деятельность центра оценивают по отчетности, составляемой по форме отчета о прибылях и убытках организации.
Центр инвестиций контролирует затраты, доходы и капитальные вложения. Центры инвестиций создаются, как правило, в крупных структурных подразделениях организаций. Для оценки деятельности этих центров применяют дополнительно показатели рентабельности активов, эффективности капитальных вложений и использования прибыли.
Инструменты управленческого учета по центрам ответственности – сметы и отчеты. Смета для центра ответственности должна содержать данные об ожидаемых затратах на определенный объем продукции или объем работы за определенный период. Все затраты должны быть закреплены за определенными подразделениями и конкретными работниками.
28. Основные принципы классификации расходов.
практике наиболее часто используются следующие способы классификации затрат:
- по экономическим элементам;
- по целевому назначению и месту возникновения;
- по роли в производственном процессе;
- по способу отнесения на себестоимость отдельных видов выпускаемой продукции;
- по характеру связи с изменением объема производства.
Группировка по видам расходов является в экономике общепринятой и включает в себя две классификации: по экономическим элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов.
Нормативными документами по планированию и исчислению себестоимости продукции предусмотрены следующие группировки затрат:
-по составу - одноэлементные и комплексные;
-по видам - экономически однородные элементы и статьи калькуляции;
-по отношению к объему производства - постоянные и переменные;
-по назначению - основные и накладные;
-по способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции - прямые и косвенные;
-по характеру затрат - производственные и внепроизводственные;
-по степени охвата планом - планируемые и не планируемые.
Основные принципы организации системы управленческого учета на предприятии.
Управленческий учет — система сбора и предоставления важной информации для принятия решений по деятельности организации. Управленческий учет дает ответ на вопрос, в каком состоянии находится предприятие, как необходимо распределить имеющиеся ресурсы, чтобы повысить эффективность деятельности.
Принципы управленческого учета:
· периодичность, отражающая производственные циклы предприятия;
· преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления;
· формирование показателей отчетности для коммуникационных связей между уровнями управления;
· применение бюджетного метода управления деятельностью;
· оценка результатов деятельности структурных единиц;
· полнота и аналитичность информации;
· использование единых единиц измерения.