Управление обеспечением собственными финансовыми ресурсами
К собственным финансовым ресурсам предприятия относятся выручка от реализации, амортизация и чистая прибыль предприятия.
В практике финансового менеджмента отдельных стран использование средств, образующихся в процессе деятельности, рассматривается как различные виды самофинансирования, предназначенные либо для поддержания уровня производства (амортизация), либо в целях его роста (нераспределенная прибыль, резервы).
Основное назначение амортизации в отечественной практике — обеспечить замену изношенных основных фондов. В условиях, когда у хозяйствующих субъектов не хватает источников финансирования инвестиций, возрастает значение амортизации.
Амортизационные отчисления как денежные средства отражают сумму износа основных производственных фондов и нематериальных активов Они входят в состав себестоимости производимой продукции и после ее реализации в виде выручки поступают на расчетный счет хозяйствующего субъекта. По экономической природе амортизационные отчисления обеспечивают простое воспроизводство ценностей, однако они относятся к финансовым ресурсам. Дело в том, что износ зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств не возмещается сразу же по мере начисления и образования амортизационных отчислений. Последние могут накапливаться и расходоваться на расширение и обновление производства, на вложение в ценные бумаги и высокодоходные проекты, помешаться на депозиты и т.д.
Годовые нормы амортизации непосредственно влияют на величину амортизационных отчислений, а следовательно, и на объем финансовых ресурсов.
В странах с развитой рыночной экономикой амортизационные отчисления являются важнейшим источником инвестиционного финансирования. Их удельный вес в общем объеме текущих и капитальных затрат хозяйствующих субъектов, осуществляемых из внебюджетных источников, составляет около 40%.
В процессе разработки и принятия управленческих решений в области финансового обеспечения предпринимательской деятельности важное место занимает правильное определение величины источников собственных средств предприятия.
Финансовый менеджмент предполагает, что в ходе планирования и определения величин этих показателей хозяйствующий субъект должен четко представлять, как величина показателя выручки от реализации связана с величиной показателя прибыли, а также что на прибыль влияет ряд факторов и в первую очередь — величина издержек производства (себестоимости продукции).
В зарубежной практике разработана методика, позволяющая входе оперативного и стратегического планирования отслеживать зависимость финансовых результатов от издержек производства и объемов продажи. Анализ, позволяющий проследить цепочку показателей издержки — объем продаж — прибыль, называется операционным анализом.
Ключевыми элементами операционного анализа служат следующие показатели:
• финансовый рычаг;
• операционный рычаг;
• порог рентабельности (точка безубыточности);
• запас финансовой прочности предприятия;
• валовая маржа;
• коэффициент валовой маржи.
Операционный анализ позволяет определить наиболее выгодные комбинации между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж.
Постоянные издержки включают:
• постоянную заработную плату;
• арендные платежи;
• плату за электроэнергию;
• плату за газ;
• плату за воду;
• плату за телефон;
• расходы на почтовые услуги;
• страховые платежи;
• расходы на ремонт;
• расходы на рекламу;
• проценты за кредит;
• амортизацию.
Переменные издержки включают:
• сырье и основные материалы;
• покупные полуфабрикаты;
• дополнительную заработную плату;
• расходы на приобретение товара.