Участники бюджетного процесса. Бюджетный процесс регламентируемая законом деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Бюджетный процесс регламентируемая законом деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, ут­верждению и исполнению бюджета.

Цель формирования и исполнения бюджета муниципального образования (в дальнейшем МО) заключается в содействии разви­тию МО путем проведения обоснованной налоговой политики и финансирования бюджетных расходов. Для содействия развитию МО и в целях усиления стимулирующей функции местного бюдже­та могут предприниматься, в частности, следующие меры:

· увеличение объема капитальных расходов в общем объеме рас­ходов бюджета;

· увеличение расходов на адресные программы капитальных вложений, за счет которых финансируются важнейшие меро­приятия муниципального развития;

· сокращение реальной налоговой нагрузки на производителей.

Важнейшими принципами формирования муниципального бюд­жета являются:

1) выбор приоритетов на основе учета общественного мнения, научный подход к планированию муниципального развития;

2) перспективное бюджетное планирование на основе обнов­ляемого финансового трехлетнего плана-прогноза, согласно кото­рому устанавливаются основные финансовые соотношения бюдже­та, позволяющие определить возможность МО самостоятельно обеспечить текущие расходы бюджета, а также обслужить муници­пальный долг;

3) повышение устойчивости бюджета, обеспечивающее безде­фицитность бюджета, его прозрачность, оптимизацию исполнения бюджета.

Участники бюджетного процесса

Участники бюджетного процесса осуществляют свою деятель­ность в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ, законодательством субъекта РФ, уставом МО и Положением о бюджетном процессе в МО.

Состав участников бюджетного процесса в МО и их функции:

1. Представительные органы местного самоуправления (МСУ). Рассматривают и утверждают местные бюджеты и отчеты об их ис­полнении, осуществляют последующий контроль за исполнением местных бюджетов, формируют и определяют правовой статус му­ниципальных органов, осуществляющих контроль за исполнением местного бюджета, осуществляют другие полномочия в соответст­вии с бюджетным законодательством и правовыми актами орга­нов МСУ. Под представительными органами МСУ в данной работе понимаются муниципальные советы.

2. Исполнительные органы МСУ. Вносят проект местного бюдже­та с необходимыми документами и материалами на утверждение представительного органа МСУ, утверждают поквартальное (поме­сячное) распределение доходов, расходов и источников финансиро­вания дефицита местного бюджета, исполняют местный бюджет, осуществляют ведомственный контроль за исполнением местного бюджета, составляют и представляют на утверждение представи­тельного органа МСУ отчет об исполнении бюджета, осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и правовыми актами органов МСУ. Под исполнительными органа­ми МСУ понимаются местные администрации.

3. Финансовые органы МСУ (входят в состав исполнительных ор­ганов). Осуществляют составление проекта местного бюджета, ор­ганизуют исполнение местного бюджета, утверждают сводную бюд­жетную роспись, управляют муниципальным долгом, осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и правовыми актами органов МСУ. Под финансовыми органами МСУ понимаются органы, уполномоченные муниципальными сове­тами для составления и исполнения бюджета.

4. Налоговые органы. Организуют сбор доходов местного бюдже­та, осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и правовыми актами органов МСУ. Под налого­выми органами понимаются территориальные органы Федеральной налоговой службы РФ либо муниципальная налоговая служба.

5. Главный распорядитель бюджетных средств. Он определяет за­дания по предоставлению муниципальных услуг для подведомст­венных распорядителей и получателей средств из местного бюджета с учетом нормативов финансовых затрат. В его обязанности входит утверждение сметы доходов и расходов подведомственных муници­пальных бюджетных учреждений, составление бюджетной росписи, внесение изменений в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего местный бюджет. Он распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомст­венным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также исполняет соответствующую часть местного бюджета. Контролирует получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого их использования, своевременного возврата, предоставления отчетно­сти, выполнения заданий по предоставлению муниципальных услуг; осуществляет контроль за использованием бюджетных средств рас­порядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, муниципальными уни­тарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственно­го ведения или в оперативное управление муниципальная собст­венность. Готовит и представляет органу, ответственному за кон­троль исполнения местного бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и рас­ходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению му­ниципальных услуг.

Главный распорядитель средств местного бюджета орган МСУ, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюд­жетные средства по подведомственным распорядителям и получате­лям средств местного бюджета, определенным ведомственной клас­сификацией расходов местного бюджета.

6. Распорядитель бюджетных средств. Составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подве­домственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет, определяет задания по предоставле­нию муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных учреждений; осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получате­лями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств орган МСУ, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным по­лучателям бюджетных средств.

7. Получатели бюджетных средств. Подают бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюд­жетных средств, используют бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением, своевременно и в полном объеме возвра­щают бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе, представляют отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств распорядителю, осуществляют другие функции в соответствии с Положением о бюджетном процессе. К получателям бюджет­ных средств относятся бюджетные учреждения, государственные и муниципальные предприятия и иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной рос­писью.

8. Органы денежно-кредитного регулирования. В соответствии с действующим законодательством о банках кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставле­нию средств бюджета на возвратной основе.

9. Органы муниципального финансового контроля, аудиторы. Осу­ществляют контроль за исполнением местных бюджетов, проводят экспертизы проектов местных бюджетов, муниципальных целевых программ, правовых актов органов МСУ, осуществляют предвари­тельный, текущий и последующий контроль за исполнением мест­ных бюджетов. Органы муниципального финансового контроля соз­даются органами МСУ, полномочия этих органов определяются нормативными правовыми актами представительных органов МСУ.

10. Иные органы. На эти органы могут быть возложены бюд­жетные, налоговые и иные полномочия по осуществлению бюд­жетного процесса в МО в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Бюджетный процесс в МО

Можно выделить следующие основные стадии бюджетного про­цесса в МО:

1) разработка плана-прогноза социально-экономического разви­тия МО;

2) составление перспективного финансового плана;

3) составление местного бюджета;

4) вынесение проекта постановления о местном бюджете на рассмотрение муниципального совета;

5) рассмотрение проекта постановления о местном бюджете му­ниципальным советом;

6) утверждение местного бюджета постановлением муниципаль­ного совета;

7) опубликование постановления муниципального совета об ут­верждении местного бюджета;

8) исполнение местного бюджета;

9) внесение изменений и дополнений в местный бюджет в про­цессе его исполнения;

10) составление отчета об исполнении местного бюджета;

11) рассмотрение проекта постановления муниципального сове­та об отчете об исполнении местного бюджета;

12) утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

13) опубликование отчета об исполнении местного бюджета;

14) бюджетный контроль (практически осуществляется на всех этапах).

Технология бюджетного процесса должна предусматривать стро­гую последовательность действий от этапа к этапу в соответствии с Положением о бюджетном процессе. Нарушение последовательности бюд­жетного процесса является недопустимым, виновные в таком нару­шении должны нести ответственность.

Разработка плана-прогноза

План-прогноз социально-экономического развития МО должен разрабатываться на основе статистических и иных данных за по­следний отчетный период. Одновременно должен составляться пер­спективный (среднесрочный) финансовый план (на три года), со­держащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобили­зации доходов, привлечению муниципальных заимствований и фи­нансированию основных расходов бюджета. Исходной базой для формирования финансового плана является бюджет текущего года (с учетом кассового исполнения бюджета предыдущего года). План составляется по укрупненным показателям бюджетной классифика­ции и ежегодно корректируется.

Составной частью плана-прогноза является план развития му­ниципального сектора экономики, который включает перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности муници­пальных унитарных предприятий, программу приватизации (прода­жи) муниципального имущества и приобретения имущества в му­ниципальную собственность, сведения о предельной численности муниципальных служащих по главным распорядителям. Органы МСУ вправе разработать долгосрочные целевые программы.

Составление бюджета

Составление бюджета является ключевым этапом бюджетного процесса. Эта работа должна основываться на плане-прогнозе со­циально-экономического развития МО на очередной финансовый год, плане развития муниципального сектора экономики соответст­вующей территории на очередной финансовый год, а также на ос­новных направлениях бюджетной и налоговой политики на плани­руемый период. Непосредственное составление проекта местного бюджета должен осуществлять финансовый орган МО.

В процессе составления бюджета каждому главному распоряди­телю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учрежде­нию устанавливаются задания по предоставлению муниципальных услуг. Выделение средств конкретному главному распорядителю, бюджетному учреждению определяется с учетом нормативов фи­нансовых затрат на единицу муниципальных услуг и задания на предоставление услуг. Следует учитывать, что разработка и утверж­дение нормативов финансовых затрат отнесены к компетенции фе­деральных органов.

Одновременно с составлением бюджета выполняется расчет (оценка) потерь местного бюджета от предоставленных налоговых льгот, а также оценивается ожидаемое исполнение бюджета за те­кущий финансовый год. Исходными макроэкономическими показа­телями для составления бюджета любого уровня являются: объем валового внутреннего продукта (ВВП) на очередной финансовый год и темп роста ВВП в очередном финансовом году, а также уро­вень инфляции. К основным характеристикам бюджета любого уровня относятся общий объем доходов бюджета, общий объем рас­ходов бюджета и дефицит бюджета.

В проекте постановления о местном бюджете на очередной фи­нансовый год должны содержаться:

1) прогнозируемые доходы местного бюджета по группам, под­группам и статьям бюджетной классификации;

2) расходы местного бюджета по разделам и подразделам функ­циональной бюджетной классификации расходов;

3) расходы местного бюджета по статьям экономической бюд­жетной классификации с указанием общего объема текущих и ка­питальных расходов местного бюджета;

4) распределение бюджетных ассигнований по главным распо­рядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов местного бюджета;

5) расходы и доходы целевых бюджетных фондов;

6) источники финансирования дефицита бюджета;

7) иные показатели, определенные законодательством и право­выми актами органов местного самоуправления о бюджетном уст­ройстве и бюджетном процессе.

Муниципальные бюджеты должны составляться и исполняться на основе принципа приоритетного финансирования расходов, свя­занных с обеспечением утвержденных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности по предметам ведения МО при безу­словном выполнении долговых обязательств. Пока не обеспечено финансирование предметов ведения МО, в проект местного бюдже­та не должны включаться расходы (а при исполнении бюджета не могут финансироваться расходы), не связанные с предметами веде­ния. Не должно допускаться также финансирование отдельных предметов ведения выше уровня норматива минимальной обеспе­ченности при недофинансировании других.

Наши рекомендации