Участники бюджетного процесса. Бюджетный процесс регламентируемая законом деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Бюджетный процесс регламентируемая законом деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Цель формирования и исполнения бюджета муниципального образования (в дальнейшем МО) заключается в содействии развитию МО путем проведения обоснованной налоговой политики и финансирования бюджетных расходов. Для содействия развитию МО и в целях усиления стимулирующей функции местного бюджета могут предприниматься, в частности, следующие меры:
· увеличение объема капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета;
· увеличение расходов на адресные программы капитальных вложений, за счет которых финансируются важнейшие мероприятия муниципального развития;
· сокращение реальной налоговой нагрузки на производителей.
Важнейшими принципами формирования муниципального бюджета являются:
1) выбор приоритетов на основе учета общественного мнения, научный подход к планированию муниципального развития;
2) перспективное бюджетное планирование на основе обновляемого финансового трехлетнего плана-прогноза, согласно которому устанавливаются основные финансовые соотношения бюджета, позволяющие определить возможность МО самостоятельно обеспечить текущие расходы бюджета, а также обслужить муниципальный долг;
3) повышение устойчивости бюджета, обеспечивающее бездефицитность бюджета, его прозрачность, оптимизацию исполнения бюджета.
Участники бюджетного процесса
Участники бюджетного процесса осуществляют свою деятельность в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ, законодательством субъекта РФ, уставом МО и Положением о бюджетном процессе в МО.
Состав участников бюджетного процесса в МО и их функции:
1. Представительные органы местного самоуправления (МСУ). Рассматривают и утверждают местные бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением местных бюджетов, формируют и определяют правовой статус муниципальных органов, осуществляющих контроль за исполнением местного бюджета, осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и правовыми актами органов МСУ. Под представительными органами МСУ в данной работе понимаются муниципальные советы.
2. Исполнительные органы МСУ. Вносят проект местного бюджета с необходимыми документами и материалами на утверждение представительного органа МСУ, утверждают поквартальное (помесячное) распределение доходов, расходов и источников финансирования дефицита местного бюджета, исполняют местный бюджет, осуществляют ведомственный контроль за исполнением местного бюджета, составляют и представляют на утверждение представительного органа МСУ отчет об исполнении бюджета, осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и правовыми актами органов МСУ. Под исполнительными органами МСУ понимаются местные администрации.
3. Финансовые органы МСУ (входят в состав исполнительных органов). Осуществляют составление проекта местного бюджета, организуют исполнение местного бюджета, утверждают сводную бюджетную роспись, управляют муниципальным долгом, осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и правовыми актами органов МСУ. Под финансовыми органами МСУ понимаются органы, уполномоченные муниципальными советами для составления и исполнения бюджета.
4. Налоговые органы. Организуют сбор доходов местного бюджета, осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и правовыми актами органов МСУ. Под налоговыми органами понимаются территориальные органы Федеральной налоговой службы РФ либо муниципальная налоговая служба.
5. Главный распорядитель бюджетных средств. Он определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей средств из местного бюджета с учетом нормативов финансовых затрат. В его обязанности входит утверждение сметы доходов и расходов подведомственных муниципальных бюджетных учреждений, составление бюджетной росписи, внесение изменений в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего местный бюджет. Он распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также исполняет соответствующую часть местного бюджета. Контролирует получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого их использования, своевременного возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению муниципальных услуг; осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление муниципальная собственность. Готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения местного бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению муниципальных услуг.
Главный распорядитель средств местного бюджета орган МСУ, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенным ведомственной классификацией расходов местного бюджета.
6. Распорядитель бюджетных средств. Составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет, определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных учреждений; осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств орган МСУ, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.
7. Получатели бюджетных средств. Подают бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств, используют бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением, своевременно и в полном объеме возвращают бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе, представляют отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств распорядителю, осуществляют другие функции в соответствии с Положением о бюджетном процессе. К получателям бюджетных средств относятся бюджетные учреждения, государственные и муниципальные предприятия и иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью.
8. Органы денежно-кредитного регулирования. В соответствии с действующим законодательством о банках кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе.
9. Органы муниципального финансового контроля, аудиторы. Осуществляют контроль за исполнением местных бюджетов, проводят экспертизы проектов местных бюджетов, муниципальных целевых программ, правовых актов органов МСУ, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением местных бюджетов. Органы муниципального финансового контроля создаются органами МСУ, полномочия этих органов определяются нормативными правовыми актами представительных органов МСУ.
10. Иные органы. На эти органы могут быть возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия по осуществлению бюджетного процесса в МО в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.
Бюджетный процесс в МО
Можно выделить следующие основные стадии бюджетного процесса в МО:
1) разработка плана-прогноза социально-экономического развития МО;
2) составление перспективного финансового плана;
3) составление местного бюджета;
4) вынесение проекта постановления о местном бюджете на рассмотрение муниципального совета;
5) рассмотрение проекта постановления о местном бюджете муниципальным советом;
6) утверждение местного бюджета постановлением муниципального совета;
7) опубликование постановления муниципального совета об утверждении местного бюджета;
8) исполнение местного бюджета;
9) внесение изменений и дополнений в местный бюджет в процессе его исполнения;
10) составление отчета об исполнении местного бюджета;
11) рассмотрение проекта постановления муниципального совета об отчете об исполнении местного бюджета;
12) утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
13) опубликование отчета об исполнении местного бюджета;
14) бюджетный контроль (практически осуществляется на всех этапах).
Технология бюджетного процесса должна предусматривать строгую последовательность действий от этапа к этапу в соответствии с Положением о бюджетном процессе. Нарушение последовательности бюджетного процесса является недопустимым, виновные в таком нарушении должны нести ответственность.
Разработка плана-прогноза
План-прогноз социально-экономического развития МО должен разрабатываться на основе статистических и иных данных за последний отчетный период. Одновременно должен составляться перспективный (среднесрочный) финансовый план (на три года), содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Исходной базой для формирования финансового плана является бюджет текущего года (с учетом кассового исполнения бюджета предыдущего года). План составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации и ежегодно корректируется.
Составной частью плана-прогноза является план развития муниципального сектора экономики, который включает перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий, программу приватизации (продажи) муниципального имущества и приобретения имущества в муниципальную собственность, сведения о предельной численности муниципальных служащих по главным распорядителям. Органы МСУ вправе разработать долгосрочные целевые программы.
Составление бюджета
Составление бюджета является ключевым этапом бюджетного процесса. Эта работа должна основываться на плане-прогнозе социально-экономического развития МО на очередной финансовый год, плане развития муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год, а также на основных направлениях бюджетной и налоговой политики на планируемый период. Непосредственное составление проекта местного бюджета должен осуществлять финансовый орган МО.
В процессе составления бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению муниципальных услуг. Выделение средств конкретному главному распорядителю, бюджетному учреждению определяется с учетом нормативов финансовых затрат на единицу муниципальных услуг и задания на предоставление услуг. Следует учитывать, что разработка и утверждение нормативов финансовых затрат отнесены к компетенции федеральных органов.
Одновременно с составлением бюджета выполняется расчет (оценка) потерь местного бюджета от предоставленных налоговых льгот, а также оценивается ожидаемое исполнение бюджета за текущий финансовый год. Исходными макроэкономическими показателями для составления бюджета любого уровня являются: объем валового внутреннего продукта (ВВП) на очередной финансовый год и темп роста ВВП в очередном финансовом году, а также уровень инфляции. К основным характеристикам бюджета любого уровня относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета.
В проекте постановления о местном бюджете на очередной финансовый год должны содержаться:
1) прогнозируемые доходы местного бюджета по группам, подгруппам и статьям бюджетной классификации;
2) расходы местного бюджета по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации расходов;
3) расходы местного бюджета по статьям экономической бюджетной классификации с указанием общего объема текущих и капитальных расходов местного бюджета;
4) распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов местного бюджета;
5) расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
6) источники финансирования дефицита бюджета;
7) иные показатели, определенные законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.
Муниципальные бюджеты должны составляться и исполняться на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением утвержденных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности по предметам ведения МО при безусловном выполнении долговых обязательств. Пока не обеспечено финансирование предметов ведения МО, в проект местного бюджета не должны включаться расходы (а при исполнении бюджета не могут финансироваться расходы), не связанные с предметами ведения. Не должно допускаться также финансирование отдельных предметов ведения выше уровня норматива минимальной обеспеченности при недофинансировании других.