Финансовый контроль – понятие, объект, задачи
Финансовая политика – понятие, субъекты, объекты, элементы, цели
Финансовая политика (ФП) представляет собой совокупность гос. мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих обязательств.
Содержание ФП включает:
1. Разработку общей концепции ФП, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
2. Создание адекватного финансового механизма.
3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основу ФП составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач по функционированию экономики и социальной сферы страны.
ФП – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
При выработке ФП следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.
Цели ФП
Можно выделить 2 целевых направления проведения ФП:
1) Фискальное;
2) Регулирующее.
1) любая ФП в первую очередь предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны с балансированием доходов и расходов государства. Балансирование доходов и расходов государства возможно:
а) при увеличении налогового бремени до определенной точки оптиума, которая характеризует наилучший уровень налогового изъятия, удовлетворяющий, с одной стороны, плательщиков, а с другой стороны – государство, получающее максимум доходов;
б) при помощи сокращения расходов, но этот процесс достаточно сложен, потому что может затрагивать интересы предпринимателей и больших социальных групп населения, что приводит к определенным социальным издержкам.
2) кроме фискальных целей ФП предполагает регулирование экономических процессов. Государство осуществляет свое регулирование через определенные финансовые инструменты: налоги, гос. кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы. С их помощью государство влияет на следующие экономические процессы: экономический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий.
Финансовый контроль – понятие, объект, задачи
Финансовый контроль (далее - ФК) – законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и котроллеров-аудиторов за соблюдением финансового законодательства всех экономических субъектов.
Основными задачами ФК являются:
- контроль за соблюдением действующего законодательства;
- обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед гос. бюджетом;
- выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе резервов снижения затрат в сфере производства и услуг, снижения себестоимости и повышения рентабельности;
- обеспечение сохранности гос. собственности.
Объектом ФК, прежде всего, являются денежные отношения, распределение и перераспределение национального дохода.
Финансовой проверке подвергаются стоимостные показатели – выручка от реализации продукции, себестоимость, оплата труда, амортизация, цены, тарифы, доходы, прибыль, использование прибыли, собираемость налогов и налогообложение.
ФК охватывает правильность формирования стоимостных показателей и финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, использования бюджетов и внебюджетных фондов, расходования смет некоммерческими организациями, целевое использование бюджетных средств, полноту налоговых платежей и неналоговых отчислений.
Нарушение финансовой дисциплины карается экономически посредством финансовых санкций и в административном и уголовном порядке.
Субъектами ФК выступают организации, наделенные правом ФК.
Виды финансового контроля
В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих ФК, различают следующие виды контроля:
· государственный (проводится гос. органами);
· ведомственный (проводится контрольными подразделениями министерств и ведомств);
· внутрихозяйственный (внутрифирменный);
· негосударственный (аудиторский).
По объектам контроля ФК включает следующие разновидности контроля: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный.
Бюджетный контроль является формой реализации контрольной функции финансов по составлению и исполнению бюджета.
Налоговый контроль – имеет целью мобилизацию налоговых доходов бюджетов всех уровней путем обеспечения полной собираемости налогов, установленных законодательством РФ.
Таможенный контроль – имеет целью обеспечение своевременности и полноты уплаты таможенных сборов и пошлин в бюджет в соответствии с законодательством РФ.
Валютный контроль – имеет целью обеспечить экономическую безопасность страны. Он призван обеспечить соблюдение действующего законодательства о валютных операциях.