Вопрос 1. Понятие и задачи финансового контроля. Органы, осуществляющие финансовый контроль

ТЕМА 4. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Контроль является самостоятельной функцией управления и одним из важнейших элементов рыночной экономики. Слово контроль (от французского controle) – это система наблюдений и проверка соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям и выявление результатов для последующего воздействия на объект.

Финансовый контроль – это основная форма государственного контроля, который заключается в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием денежных средств и ресурсов.

Финансовый контроль реализуется относительно всех стадий финансовой деятельности: мобилизация, распределения и использования государственных денежных средств и ресурсов. Основными задачами финансового контроля являются:

1) Проверка выполнения финансовых обязательств перед государством.

2) Проверка законности распределения финансовых ресурсов, целевого характера и эффективного использования государственных средств.

3) Проверка соблюдения государственной финансовой дисциплины.

4) Выявление и пресечение правонарушений в финансовой сфере.

5) Привлечение к ответственности лиц допустивших правонарушение в финансовой сфере.

6)Разработка предложений по устранению правонарушений в финансовой сфере.

Систему контролирующих органов Республики Беларусь составляют:

1)Комитет государственного контроля.

2) Министерство финансов.

3) Министерство по налогам и сборам

4) Органы ведомственного контроля

Комитет государственного контроля.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь является органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Комитет государственного контроля и его территориальные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственный контроль за:

1) исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

2) расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества;

3) исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности;

4) соблюдением государственными органами, иными юридическими лицами (в том числе резидентами свободных экономических зон) актов законодательства в области инвестиционной деятельности;

5)законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов;

6) соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;

7) состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

8) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, представительств и учреждений Республики Беларусь, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета;

9) соблюдением законодательства в области получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, а также за сбором и сдачей их лома и отходов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;

10) соблюдением законодательства при использовании черных и цветных металлов, соблюдением порядка сбора, учета, хранения, использования, реализации и переработки черных и цветных металлов, их лома и отходов;

11) исполнением Национальным банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;

12) соблюдением участниками рынка ценных бумаг, а также Национальным банком Республики Беларусь и иными юридическими лицами, осуществляющими деятельность по регулированию этого рынка, законодательства при выпуске, размещении и обращении ценных бумаг;

13) поставкой товаров для государственных нужд;

14) соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, определяющего правила торговли и обслуживания населения, порядок формирования цен на товары (работы, услуги) и, качество изготавливаемых и реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), их безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей, защиты потребительского рынка и прав потребителей;

15) исполнением государственными органами, иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, а также за законностью использования государственных средств при осуществлении внешнеэкономических операций;

16) соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций на территории Республики

Министерство финансов

Основные направления контрольной и надзорной деятельности:

1. осуществляет контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;

2. государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

3. осуществление лицензирования и контроль за соблюдением законодательства об осуществлении лицензируемых видов деятельности, лицензионных требований и условий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Минфином;

4. осуществляет систематический контроль за исполнением республиканского бюджета, за соблюдением банками Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета, решает по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь вопросы, касающиеся исполнения бюджета;

5. осуществляет контроль за своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами и организациями;

6. разрабатывает методологию организации и осуществления ведомственного контроля, подготовки и представления отчетности о контрольно-ревизионной работе, а также осуществляет контроль за состоянием ведомственного контроля в республике;

7. осуществляет государственный пробирный надзор, государственный контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства Республики Беларусь в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями в пределах своей компетенции;

8. осуществляет методологическое руководство аудитом, контроль за соблюдением аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторскими организациями законодательства об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий;

9. осуществляет государственный контроль за качеством сортировки и оценки драгоценных камней, поступающих в Госфонд РБ;

10. осуществляет надзор за соблюдением страховыми организациями, страховыми посредниками и объединениями страховщиков требований законодательства о страховании;

11. проводит проверки по вопросам соблюдения аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности;

В структуре Министерства финансов функционирует Главное контрольно-ревизионное управление, которое проводит в установленном порядке в государственных органах, у иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе по постановлениям (письменным обращениям) правоохранительных органов, соответствующие проверки (ревизии) по вопросам, относящимся к компетенции Минфина;

Министерство по налогам и сборам

Основными задачами МНС являются:

1. осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней, экономических санкции в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды;

2. осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий;

3. учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;

4. разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов;

5. осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;

6. предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве в пределах своей компетенции;

7. подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;

8. принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, иных обязательных платежей в бюджет.

МНС в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

1. контроль за соблюдением налогового законодательства;

2. организует деятельность инспекций МНС по:

контролю за правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, иных обязательных платежей в бюджет, а также обеспечению взыскания неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, иных обязательных платежей в бюджет;

контролю за соблюдением порядка декларирования физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, в том числе за полнотой и достоверностью сведений, указанных в декларациях о доходах и имуществе, а также об источниках денежных средств;

контролю за соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг);

регистрации кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, применяемых для приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг);

осуществлению функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;

обеспечению учета изъятого, арестованного ими имущества или иного выявляемого налоговыми органами имущества, подлежащего обращению в доход государства, а также осуществлению контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств, полученных от реализации имущества, обращенного в доход государства;

3. в целях предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, осуществляет контроль за порядком проведения финансовых операций в пределах своей компетенции;

4. в целях налогового контроля в порядке, определяемом законодательством, наделено правом создавать налоговые посты, обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика;

Органы ведомственного контроля

Ведомственный контроль осуществляется министерствами и комитетами, в подчиненных им структурных подразделениях.

Основные направления деятельности:

1)Проверка экономического состояния подведомственных предприятий, организаций и учреждений.

2)Контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств.

3) Выявление финансовых правонарушений

4) Установление причин и условий, способствующих совершению финансовых правонарушений.

5) Контроль за правильностью постановки бухгалтерского учета.

6)Выявление внутрихозяйственных резервов, повышение эффективности производства.

Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Министерства экономики, Национального статистического комитета, Национального банка, Государственного таможенного комитета.

Министерство экономики

1. осуществляет контроль выполнения экономических программ, прогнозов и решений по социально-экономическим проблемам, вопросам управления и использования государственного имущества, приватизации, предпринимательской деятельности, ценообразования, противодействия монополизации и недобросовестной конкуренции и деятельности субъектов естественных монополий;

2. осуществляет государственное регулирование и контроль за деятельностью субъектов естественных монополий, формирует и ведет Государственный реестр субъектов естественных монополий;

3. проводит в республиканских органах государственного управления, организациях проверки хода выполнения экономических программ, прогнозов и решений по социально-экономическим проблемам, вопросам управления и использования государственного имущества, приватизации, предпринимательской деятельности, ценообразования, противодействия монополизации и недобросовестной конкуренции и деятельности субъектов естественных монополий, наделено правом выдавать предписания по устранению выявленных недостатков;

Национальный статистический комитет

Основными задачами являются:

1. сбор, обработка, обобщение, анализ и распространение статистической информации о процессах, происходящих в экономической и социальной жизни Республики Беларусь и ее административно-территориальных единицах, на основе научно обоснованной методологии формирования статистических данных;

2. координация и контроль деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, по вопросам статистики, создание условий для использования этими органами статистических стандартов и методологии при проведении ими отраслевых, ведомственных и межотраслевых статистических наблюдений по формам и в соответствии с методическими указаниями к ним, утверждаемыми Национальным статистическим комитетом;

3. обеспечение подготовки статистической информации по основным социальным и экономическим показателям Республики Беларусь в сравнении с аналогичными показателями других государств;

4. проверка достоверности статистических данных, получение необходимые пояснений и материалов по вопросам выявленных искажений в отчетности, имеет право требовать в случае выявления искажений отчетных данных внесения исправлений в государственную статистическую отчетность. При невыполнении этих требований органы государственной статистики самостоятельно вносят исправления в статистическую отчетность, сообщают об этом соответствующим юридическим лицам и при необходимости принимают меры по привлечению к ответственности должностных лиц в соответствии с законодательством;

Национальный банк

Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь. Национальный банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов. Национальный банк обладает исключительным правом эмиссии денег и выполняет ряд функций:

1. регулирует денежное обращение;

2. регулирует кредитные отношения;

3. является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;

4. осуществляет валютное регулирование;

5. организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

6. осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе;

7. осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;

8. осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью;

9. устанавливает порядок осуществления банковских операций;

10. выполняет другие контрольные функции в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

Государственный таможенный комитет

Главными задачами Государственного таможенного комитета Республики Беларусь являются:

1. организация и осуществление таможенного дела в республике, развитие таможенной инфраструктуры с учетом расширения внешнеэкономических связей;

2. обеспечение в пределах своей компетенции надежной экономической безопасности Республики Беларусь и Экономического сообщества, а также соблюдения законодательства о таможенном деле;

3. совершенствование средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений, исходя из приоритетов развития экономики республики и обеспечения благоприятных условий для участия республики в международном разделении труда, содействие развитию ее внешнеэкономических связей;

4. своевременное и полное внесение в бюджет таможенных пошлин, а также налогов и других обязательных платежей, взимаемых в связи с ввозом на таможенную территорию и вывозом за ее пределы товаров и иных предметов;

5. организация и осуществление борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил.

Наши рекомендации