Классификация рисков в антикризисном управлении
Классификация рисков по основным признакам:
1) назначению риска: риск, предполагающий потери;
• риск, предполагающий выгоду;
2) функциональным особенностям риск-процесса:
• маркетинговый;
• инновационный;
• инвестиционный;
• производственный;
• страховой; • финансовый;
3) содержанию риск-результата: экономический;
• социальный;
• организационный;
• психологический;
• имиджевый;
4) последствиям реализации риск-решения: социальные;
• политические;
• экологические;
• демографические;
5) уровню внешних источников (факторов) риска:
• международный;
• макроэкономический;
• региональный;
6) рыночному фактору риска: конкурентный;
• конъюнктурный;
• ценовой;
• коммуникационный;
7) рынкам, факторам производства как источников риска: человеческих ресурсов;
• информационным;
• финансовых ресурсов;
• материальных ресурсов;
• временным;
8) средству воздействия: целевой, стратегический, тактический;
• прогнозируемый, планируемый, концептуальный;
• мотивационный, стимулирующий;
• структурный;
9) характеру проявления: субъективный;
• объективный;
• неправомерный (правомерный);
• неоправданный (оправданный);
• криминогенный;
10) методологии: экспертный;
• экономико-математический;
• дисконтирования;
• статистический;
• интуитивный.
Систематизация и детальное исследование рисков позволяют провести их ранжирование, создать сценарии вероятного хода событий для конкретной ситуации, разработать карты риска, выявить пороги стабильности системы управления посредством имитационного и других видов моделирования. Классификация рисков является основой организации управления рисками. Каждая производственно-хозяйственная система своеобразна, а состав рисков изменчив, поэтому на предприятии должна разрабатываться на основе общей система управления риском. Решение проблем риска становится профессиональным делом рисковых менеджеров. Классификация рисков – методологическая база профессионального антикризисного управления.
Рассмотрение природы риска, его содержания, многообразия источников (факторов) риска, разнообразия рисковых ситуаций, требующих организации и управления, дает основание трактовать риск как категорию менеджмента.
17 УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ: РАЗРАБОТКА РИСКОВЫХ РЕШЕНИЙ, СРЕДСТВА
Управление риском наиболее наглядно можно рассмотреть на методологической основе процесса выработки и реализации рисковых управленческих решений.
Стадии процесса выработки и реализации рисковых решений.
1. Информационный анализ: мониторинг внешней и внутренней среды, выявление новых источников риска и корректировка известных факторов; зависит от наличия информации об изменяющихся условиях управления.
2. Диагностика ситуации, которая определяется спецификой решаемой задачи. Основной акцент делается на учете причин, вызывающих изменения риска, их ранжировании и оценке потерь (выгод) при определенных параметрах ситуации.
3. Разработка вариантов риск-решений. Для каждого варианта решения рассматриваются границы (пределы) возможного негативного проявления риска.
4. Принятие решения – комплексное обоснование как самого решения, так и принятой вместе с ним вероятности и параметров допустимого риска.
5. Организация и реализация – виды управленческой деятельности по реализации риск-решения, в процессе которой выявляются новые аспекты проявления организационного риска (невыполнение, задержки и т. п.).
Основные средства воздействия при управлении риском в антикризисном менеджменте.
1. Стратегия управления – политика, обеспечивающая правомерность и допустимость риска конкретного вида в рисковых решениях, разрабатываемых применительно к конкретным социально-экономическим системам и ситуациям.
2. Критерии выбора решения, которые предусматривают разработку пределов (границ) риска, динамику изменения потерь (увеличения, снижения) в зависимости от объема продаж, размера затрат-издержек, изменения цен, инфляции и т. п.
3. Разработка путей и средств минимизации потерь, нейтрализация и компенсация негативных последствий риск-решений, страхование и другие возможности защиты от риска – необходимые условия выработки и реализации риск-решений, используются в той или иной степени при выполнении работ на каждой стадии процесса управления риском.
4. Оценка эффективности достигнутого уровня как отношения упущенных возможностей или потерь к затратам на управление риском. Результат оценки дает основание для корректировки отдельных элементов процесса управления риском.
5. Формирование таких гибких организационно-управленческих звеньев в системе управления организациями, как «экспертизы и прогнозирование рисков», «консультационные службы в области рисковой деятельности»
18 Контроллинг и его роль в антикризисном управлении. Принципы контроллинга.