Методы базового ценообразования
Существует 2 основных метода определения базовой цены:
1. метод полных затрат.
2. метод частичных (переменных) затрат.
I. При использовании метода полных затрат расчетная цена определяется путем суммирования всех издержек на производство и реализацию единицы продукции и величины прибыли, которую фирма желает или планирует получить с каждой единицей продукции.
Недостатки использования данного метода:
- негибкость цены;
- полная себестоимость всегда включает в себя погрешность распределения накладных расходов;
- не позволяет реагировать на изменение конъюнктуры рынка.
II. При использовании метода частичных затрат цена определяется путем добавления к переменным затратам на единицу продукции определенной надбавки, которая должна покрыть постоянные расходы и сформировать прибыль.
Данный метод позволяет:
- учитывать действие закона спроса при планировании цены,
- устанавливать нижнюю границу цены.
Корректировка базовых цен осуществляется по двум причинам:
1. необходимость приспособиться фирмы к существующим условиям рынка (пассивная ценовая стратегия).
2. возможность активного воздействия на рынок (агрессивная ценовая политика).
Целью корректировки цен является определение уровня цены, позволяющего максимально достичь поставленной цели.
Существуют следующие виды скидок – надбавок к цене:
1. за качество товара по сравнению с базовым уровнем.
2. скидки – надбавки за объем и условия поставки.
3. корректировка цен в зависимости от уровня цен на аналогичные товары.
4. по индивидуальному заказу (например, мебель).
5. за имидж изготовителя.
6. скидки, учитывающие психологическую реакцию потребителя.
Порядок установления и учреждения цены.
1. Определение цели ценовой политики.
2. Определение объема и эластичности спроса на продукцию.
3. Оценка затрат на производство продукции.
4. Анализ ценовой политики конкурентов.
5. Расчет базовой цены.
6. Обоснование скидок надбавок.
7. Утверждение первоначальной цены.
8. Регулирование цен на товары.
Государственное регулирование цен
Существует 2 способа государственного регулирования цен:
1. прямое регулирование.
2. косвенное регулирование.
Прямое регулирование цен – это установление директивных цен, верхних или нижних пределов цены или установление нормы прибыли.
Косвенное – регулирование цен – осуществляется через налоговую систему, таможенную политику и систему дотаций на отдельные товары или услуги.
Прямое регулирование цен используется в следующих случаях:
1. антимонопольные меры.
2. антиинфляционная политика.
3. расширение потребления.
4. обеспечение прожиточного минимума.
Косвенное регулирование оказывает более мягкое влияние на ценообразование.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА И КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА
План лекции
10.1. Экономическое содержание прибыли.
10.2. Планирование прибыли.
10.3. Показатели эффективности производства. Сущность и показатели рентабельности.
Экономическое содержание прибыли
Прибыль предприятия является одной из стратегических целей деятельности, поскольку является одним из источников дохода собственника и во-вторых является источником собственных средств предприятия необходимых для устойчивого развития. В общем понимании прибыль есть разница между доходами и расходами предприятия. Доходы складываются из:
1. выручки от реализации продукции.
2. доходов от реализации имущества предприятия.
3. прочих доходов (доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от участия в других организациях, доходы от ценных бумаг, курсовая разница, пени, проценты).
Доход от реализации продукции – себестоимость реализованной продукции = Балансовая (валовая) прибыль + Доходы от реализации имущества – расходы, связанные с реализацией имущества + прочие доходы – прочие расходы = Прибыль до уплаты налогов.
Для повышения эффективности работы предприятия проводится анализ каждого слагаемого прибыли предприятия. Обычно анализ финансового состояния включает в себя:
а) исследование изменений каждого показателя за анализируемый период (горизонтальный анализ).
б) исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ).
в) исследование влияния факторов на финансовый результат (факторный анализ). Предположим, что за анализируемый период цены увеличились на k %, тогда индекс цен
.
Выручка в анализируемом периоде в сопоставимых ценах
.
Тогда для оценки влияния выручки от реализации на прибыль предприятия можно использовать следующую формулу:
;
где – рентабельность продаж;
Влияние цены:
.
При проведении факторного анализа необходимо оценить, какое влияние каждый фактор оказывает на финансовый результат: прямое или обратное. Прямое – увеличение прибыли. Обратное – уменьшение значений фактора, увеличение прибыли.
Планирование прибыли
Способы планирования прибыли:
1. Метод прямого счета. Используется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции
Пт = Qm * Рm – Sm*Qm,,
Где Qm – количество продукции, соответствующего наименования, планируемое к продаже; Рm – планируемая цена реализации за единицу соответствующей продукции; Sm – планируемая себестоимость единицу соответствующей продукции.
2. Аналитический метод. Используется при большом ассортименте продукции. Предполагает следующие шаги:
а) определение базовой рентабельности производства.
R = Прибыль отчетного периода / себестоимость производства
в отчетном периоде.
Данный показатель рассчитывается для сопоставимой продукции.
б) определение объема товарной продукции в плановом периоде по полной себестоимости отчетного периода для сопоставимой продукции.
в) определение величины плановой прибыли, как произведение базовой рентабельности на объем товарной продукции в плановом периоде по отчетной себестоимости.
г) плановая прибыль корректируется в зависимости от изменения различных факторов (мероприятия по снижению себестоимости).
3. Комплексный метод – это сочетание (1) и (2) методов планирование прибыли.
В практике также используют для планирования прибыли такие понятия как «порог рентабельности», «запас финансовой прочности» и «производственный (операционный) рычаг».
Операционный рычаг зависит от уровня постоянных издержек в общих затратах предприятия. Чем больше уровень постоянных затрат при неизменной сумме выручки от продажи продукции, тем сильнее эффект операционного рычага. Если снижается выручка, то сила воздействия операционного рычага увеличивается, т.е. каждый процент снижения выручки приводит к все большему снижению суммы прибыли. В случае увеличения выручки, если порог рентабельности уже пройден, то сила воздействия операционного рычага снижается, т.е. каждый процент увеличения выручки будет приносить все меньший процент увеличения прибыли.