Исследовательские методики косвенности намеков
Для исследования намеков применяет различные методики экспланации скрытых смыслов. Как видно из вышеизложенного, скрытые смыслы окружают намеки в коммуникативном пространстве, поэтому намеки можно отнести к одному из способов выражения метасмысла. Имеется в виду, что без дополнительной информации, окружающей намеки в устной и письменной речи, их понимание станет невозможным.
Заметим, понимание эвфемизмов начинается с выяснения того, как соотносится эвфемизм с конкретным предметом или явлением и как в процессе эвфемизации информация о них смягчается, теряет грубость и определенность. Так, эвфемизм жить не по средствам переводится на «номинативный язык» словом воровать.
Однако этот прием не проясняет суть намека. В гоголевской фразе о дамах города N и стакане, который «плохо себя ведет», перед читателем предстает, скорее всего, эвфемизм, то есть речь идет о грязном стакане. Во фразах В этом доме не найдешь чистого стакана или Хоть кто-нибудь может найти здесь чистый стакан? не содержится условностей и табу. Намекая, говорящий просит окружающих найти чистый стакан или сообщает о том, что в доме грязно. Целевое предназначение гоголевской фразы другое, Гоголь указывает на то, что говорящим запрещено говорить о грязи и прочих неприличностях.
Когнитивная процедура понимания намеков в общих чертах выглядит так: ‘Если мне намекают на что-нибудь или кого-нибудь, то я должен понять, что имеет в виду визави. Он, вероятно, надеется изменить мое поведение, отношение к людям, вызвать определенные эмоции. Со своей стороны, я отвечаю и поступаю так, как я считаю нужным ответить и поступить’.
Перечислим когнитивные действия, необходимые для понимания намеков. Заметим, что в сознании человека они могут происходить не последовательно, а параллельно, одновременно:
1. Прежде всего, во внимание принимается лексико-грамматическое оформление намеков. Об этом говорилось выше.
2. Затем обращаются к прагмалингвистическам процедурам, то есть, вспоминают пресуппозицию, историю опроса, кто говорит, что известно о предмете разговора, делаются догадки по поводу того, почему прямо не говорится, о чем идет речь.
3. В дальнейшем определяется целевая направленность намеков. Для этого мысленно отвечают на вопросы, зачем были сказаны слова, какие цели преследует говорящий, хочет ли он изменить поведение адресата, вызвать определенные чувства к людям или событиям, ставится ли цель расширить объем знаний о предмете разговора и т.п.
4. Рефлексия говорящих или исследователя высвечивает разные стороны речевого поведения, становится ясно, с какой целью были использованы намеки, как собеседники их восприняли и как поступили после словесного воздействия. Люди также обращают внимание на реакции инициатора разговора и стараются понять, был ли он доволен разговором, обнаружил ли положительные или отрицательные эмоции, изменил ли тему разговора, закончился ли разговор так, как ему хотелось или нет.
Задание. Анализ. Как Вы думаете, зачем были сказаны следующие слова, содержащие намеки:
а). Тебе не надоело смотреть весь вечер телевизор? – раздраженно спрашивает жена мужа, закончившая уборку (из семейного разговора).
б). В твоем возрасте пора уже думать и о душе (из разговора в магазине).
в). Вы этого человека совсем не знаете. Помяните мое слово, он еще покажет себя, так сказать, во всем блеске. Да поздно будет (из разговора в транспорте).
г). Тебе уже за сорок, а ты все носишь джинсы, браслеты, мини-юбки, тату на руке (из разговора двух подруг).
д). Некоторые и снега не дадут зимой (из разговора соседей).
е). Не знаешь ты русскую пословицу «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» (ссора знакомых, один из них сказал, что не хочет иметь ничего общего с другим).
ж). Кое-кто спит и видит, как бы прибрать к рукам трубу (из разговора на улице о борьбе за власть и богатство).
[1] О формальных средствах выражения намеков см.: Шляхов В.И., Саакян Л.Н., Толстова Н.Н. Иносказания в русском речевом взаимодействии: Уч. пособие для студентов магистратуры. М., 2013. – с. 96–97.
[2] «http://www.livelib.ru/quote/93291
[3] http://pushkintut.ru/pushkin_kapitanskaya_dochka.php?page=12
[4] С. Довлатов. Заповедник. – СПб.: Азбука-классика, 206. –С.379.
[5] http://loveread.ec/read_book.php?id=1278&p=17