Анализ принимаемых решений. Анализ взаимосвязи «V затрат – Прибыль». CVP анализ.
Все расходы компании условно делят на 2 части:
1. Переменные – изменяются пропорционально V выпуска/продажи
2. Постоянные – как правило, стабильны
В промышленности к переменным издержкам относят материальные затраты, з/п раюочих.
В торговле к переменным издержкам относят расходы на складирование, на транспортировку, упаковку (логистические издержки).
Это деление затрат условное и относится только к определенному периоду времени. Формирование сферы деятельности компании предполагает увеличение, как переменных, так и постоянных затрат. Таким образом, деление расходов на переменные и постоянные компания должна уточнять для того, чтобы планировать, учитывать, анализировать. На практике деление затрат на переменные и постоянные позволяет планировать прибыль, исходя из предполагаемого V расходов, а также определять для каждой конкретной ситуации V продаж, который обеспечит безубыточную деятельность компании. При этом менеджмент компании получает информацию относительно «вклада» каждого вида продукции в общий финансовый результат, что позволяет избежать ошибочных решений.
Если из выручки от продажи вычесть переменные расходы, то получится маржинальный доход. Он представляет собой сумму, которая остается в составе выручки после вычета расхода, которые зависят от V выпуска. Маржинальный доход обеспечивает покрытие постоянных расходов. Любое превышение маржинального дохода над постоянными расходами формирует прибыль компании. Если маржинальный доход меньше постоянных расходов, то это убытки для компании.
Если маржинальный доход больше постоянных расходов, то это прибыль для компании.
Если маржинальный доход равен постоянным расходам, то это безубыточность для компании.
Пример:
Компания выпускает 3 вида продукции. Сведения о затратах на производство в таблице, в тыс.руб.
Из таблицы видно, что выпуск продукции Б приносит убытки в 3 236 тыс.руб Вопрос: целесообразно ли его производство?
На первый взгляд, снятие с производства продукции Б позволит увеличить прибыль на 3 236 тыс.руб., но это решение ошибочно, так как постоянные расходы компании (30 000 тыс.руб.) нельзя сократить.
Пример: отказ от производства продукции Б.
Отказ от производства продукции Б привел к тому, что прибыль компании сократилась на 8 764 тыс.руб. Эта сумма объясняется тем, что произошло перераспределение постоянных расходов между продукцией А и В.
Выручкой от продажи, при которой компания может покрывать все свои расходы, не получая прибыль, называют критическим V производства (точка безубыточности).
Определение критического V производства:
Gк = с / (Ц – а)
Gк – критический Vпроизводства, ед.
с – постоянные затраты, руб.
Ц – цена продукции, руб./ед.
а – переменные затраты в с/с продукции, руб./ед.
Пример:
Компания производит продукцию одного наименования. Фактическая цена 1 000 руб./ед. Переменные расходы 600 руб./ед. Постоянные расходы 100 000 руб.
Вопрос: при каком V выпуска будет достигнут критический V производства?
Gк = 100 000 / (1 000 – 600) = 250 ед.
Так как цена ед. продукции 1 000 руб., то
Выручка = 250 ед. * 1 000 руб./ед. = 250 000 руб.
Общие затраты компании = 600 руб./ед. * 250 ед. + 100 000 руб. = 250 000 руб.
Таким образом, … точку безубыточности, т.е. компания покрывает свои расходы.
Представим в виде графика Алгоритм построения:
1. по оси X откладываем величины объема продаж, ед.
2. по оси Y – затраты, руб.
3. горизонтальная линия оси X на уровне 100 000 руб. обозначает постоянные затраты
4. линия общих затрат проходит вверх от 100 000 до 250 000 руб.
5. линия выручки от продажи начинается в начале координат и проходит до точки, обозначающей выручку по оси Y и выше 250 000 руб.
6. линия общих затрат пересекает линию выручки в точке безубыточности
7. треугольная зона ниже точки безубыточности – зона убытков, а выше – зона прибыли