Организационные структуры и механизмы управления
Цель задания: проанализировать систему управления фирмой.
Исходные данные: доступные Вам внутрифирменные регламенты и отчетные документы.
Структура задания:
1. Описать и проанализировать правовую форму организации, отметить ее достоинства и недостатки, исходя из реальной рыночной позиции фирмы.
2. Описать и проанализировать организационную структуру управления фирмой и оценить:
- эффективность горизонтального и вертикального разделения труда в управлении;
- выявить превалирующий вид связей, описать систему документооборота и оценить ее эффективность;
- установить масштаб управляемости и контроля;
- разработать рекомендации по обеспечению координации деятельности подразделений и развитию горизонтальных связей.
3. Составить матрицу распределения функций управления фирмой.
4. Проанализировать существующие должностные инструкции для руководителя подразделения, функционального специалиста, технического работника в подразделении, где проходит практика.
Распределение функций управления осуществляется в виде матрицы (её строками являются основные функции управления, за реализацию которых отвечает руководитель или специалисты). Условные обозначения операций:
Ц-постановка цели управления;
Р-руководство, принятие решения, утверждение;
П-подготовка решения, составление, расчет, разработка;
С-согласование, рассмотрение;
И-исполнение, доведение, выполнение;
У-участие, оказание помощи, информирование;
"-"- неучастие в выполнении функции.
По каждой функции управления операции Ц, Р, П, И указываются только один раз, а С и У могут указываться в строке несколько раз. В одной графе можно указывать не более двух операций.
Матрица распределения функций управления предприятием
Функция управления | Руководитель подразделения | |||||||||||
ПП | ДП | ЗП | ЗК | ГБ | СР | ЮК | ЭП | ПО | ДС | ИМ | ИС | |
1 . Управление стратегией развития предприятия | ||||||||||||
2. Организация системы и процессов управления | ||||||||||||
3. Управление персоналом | ||||||||||||
4. Управление социальным развитием | ||||||||||||
5. Управление экономическим развитием | ||||||||||||
6. Управление финансами и бухгалтерским учетом | ||||||||||||
7. Управление техническим развитием | ||||||||||||
8. Управление капитальным строительством и ремонтом | ||||||||||||
9. Управление подготовкой производства | ||||||||||||
10. Управление основным производством | ||||||||||||
1 1 . Управление вспомогательным производством | ||||||||||||
12. Управление качеством продукции | ||||||||||||
13. Управление трудом и заработной платой | ||||||||||||
14. Управление охраной труда и техникой безопасности | ||||||||||||
15. Управление материально-техническим снабжением | ||||||||||||
16. Управление маркетингом и сбытом продукции | ||||||||||||
17. Управление механизацией производства | ||||||||||||
18. Управление транспортом | ||||||||||||
19. Управление обслуживающим хозяйством | ||||||||||||
20. Управление внешнеэкономической деятельностью |
ПП- Председатель правления;
ДП- Директор предприятия;
ЗП- Заместитель директора по производству;
ЗК- Заместитель директора по коммерции;
ГБ- Главный бухгалтер;
СР- Секретарь-референт;
ЮК- Юрист консультант-кадровик;
ЭП- Экономист по планированию;
ПО- Программист-оператор;
ДС- Диспетчер;
ИМ- Инженер по маркетингу;
ИС- Инженер по снабжению
Название и количество должностных позиций может быть изменено в соответствии с штатным расписанием организации-базы практики.
7. Выводы и заключение о необходимости реорганизации действующей системы управления фирмой.
Приложение 2