Плюс-минус: сохранность денег
С одной стороны, с помощью “пластика” можно обезопасить деньги от мошенников. В случае кражи (а также и утери) карточки достаточно позвонить в банк и заблокировать счет. Восстановление электронного кошелька вам после этого в течение тридцати дней произведут бесплатно. Опоздание влетит в копеечку — будет стоить годового обслуживания карты.
С другой стороны, полностью быть уверенным в неприкосновенности карточной заначки просто невозможно. По данным ГУВД Москвы, только за последние три года число мошенничеств по пластиковым картам выросло в 180 раз. В прошлом году мошенники, специализирующиеся на пластиковых картах, “заработали” 450 миллионов долларов. В этом году им перепадет еще более солидный куш. Здесь еще надо учесть, что о немалой части карточных краж стражи порядка просто не в курсе: 45 процентов пострадавших по мелочи в милицию не идут.
Кроме вышеозначенной операции с блокиратором существует еще множество не менее хитрых способов отъема денег у картообладателей.
Основной вид “пластикового” мошенничества — изготовление поддельных карт. Россия по этому показателю идет в ногу со всем миром: около 4 процентов фальшивок. Чтобы заблокировать фальшивые карточки, некоторые банки вынуждены перевыпускать практически весь пластик, который побывал в зоне, где активно орудовали “фальшивокартежники”. Данные для их изготовления добываются несколькими способами — например, посредством считывания данных с банкомата. Мошенник устанавливает микрокамеру, способную передавать данные на расстояние до 50 метров, а на щель в банкомате наклеивает спецустройство, которое считывает магнитную полосу. Задача камеры — снять момент ввода PIN-кода.
Для добычи данных о банковских клиентах часто используется и фишинг — выуживание информации путем рассылок по электронной почте запросов от имени банков и платежных систем. Только за первые несколько месяцев прошлого года в мире 57 миллионов человек подверглись фишинговым атакам. Не обошла беда и Россию — недавно это констатировали и в российском Центробанке. Одна из схем такова: на счет клиента банка поступает перевод на сумму в пару тысяч баксов. Для подтверждения платежа “счастливчику” предлагается зайти в систему управления счетом и ввести данные карты. Нажав на приведенную ссылку, он попадает на фальшивый сайт — абсолютный клон интернет-страницы банка. Как показала практика, клиенты в большинстве случаев безропотно вводят номера своих карт и PIN-коды. После этого данные становятся известны мошенникам, а дальше уже дело техники. Текст послания может быть и другим, например: “У нас произошел сбой”. В любом случае, если по “электронке” запрашивают вашу персональную информацию, знайте: это не банк.
Плюс: скинь лишнее!
Пластиковая карта — это не только электронный кошелек, но и источник всевозможных скидок и бонусов. Чем больше у банка, выдавшего карту, компаний-партнеров, оказывающих услуги или продающих различные товары, тем больше различных льгот сможет получать клиент. Со списком партнеров, как правило, можно ознакомиться на интернет-сайте банка. Скинуть в этих торговых и сервисных организациях могут солидно — бывает, что и полцены.
Кроме того, при оплате некоторыми картами накапливаются призовые баллы, которые потом можно обменять на товары или услуги. Бонусы, как правило, предоставляют в магазинах, страховых компаниях, ресторанах, кафе и кофейнях. Причем экономия в некоторых бонусных программах зависит от того, как часто вы ею пользуетесь.
Некоторые банки зашли в поощрении клиентов еще дальше. Например, при оформлении пластиковой карты дарят им страховки на время поездки за рубеж.
Минус на плюс
“Пластиковые” минусы в “коллективном бессознательном” пока перевешивают плюсы. Из россиян “картежники”, как говорится, так себе. И дело не в недоверии к “кошелькам” с электронными деньгами. У нас, как утверждают специалисты, еще “не сформировалась потребительская культура в отношении пластиковых карт”. Хоть в нашей стране банками и выпущены уже более 60 миллионов карточек, по количеству “пластика” на душу населения мы все равно заметно отстаем от Запада. Там на каждого приходится по 3—5 карточек, у нас же в лучшем случае — одна, да и то преимущественно выданная добровольно-принудительно по месту работы. Причем расплачиваться “пластиком” владельцы карт не спешат, предпочитая “живые” деньги: по подсчетам банковских спецов, 93 процента карт используются в России только для получения зарплаты.
Карточный разбор
На кредитках зачисляют деньги банка, которые он готов выделить клиенту в качестве займа. Сумма лимита зависит от платежеспособности клиента. При ее определении сыграют роль не только “белые”, но и “черные” зарплаты, место работы, должность и т.д. В среднем сумма кредита устанавливается в пределах двух-трех ежемесячных доходов, но не превышает 200—300 тысяч рублей. В принципе ряд банков могут предоставить кредитку и без подтверждения дохода, но зато установят в таком случае повышенную процентную ставку и поставят более жестокий лимит на сумму займа.
На дебетовых же картах “чужих” денег нет — только то, что вы положили сами. Впрочем, и владелец “дебетки” может при определенных условиях залезть в карман банку, взяв краткосрочный кредит — овердрафт. Как правило, банк готов выделить сверх имеющейся на карте суммы до половины зарплаты клиента.
Львиная доля российских пластиковых карт — дебетовые (аж 97%). Но эксперты уверены, что кредитки приживутся у нас уже в течение ближайших лет. Ведь только с начала этого года объем кредитов, выдаваемых по “пластику”, возрос примерно на 30%.
Не все то золото…
За обслуживание “золота” с вас возьмут раза в два больше, чем за “классику”, но это будет, по сути, надбавка за престиж. Сервисный набор золотой карточки в общем-то мало отличается от классического.
Владельцам платиновых карт доступен широкий перечень нефинансовых услуг — например, организация досуга. Во многих банках за обладателем “платины” закрепляется персональный менеджер, который круглосуточно следит за клиентским счетом. Как правило, по звонку личный менеджер может быстро увеличить кредитный лимит. Среди более экзотических услуг — подбор детского сада или репетиторов для ребенка, посылка приглашений и т.п.
Девять штрихов к портрету качественного “пластика”
1. Нет комиссии за снятие наличных в банке, где выдана карточка (у банка должна быть широкая сеть банкоматов)
2. Возможность получения кредита
3. Льготный период — 60 дней
4. Ставка по кредиту — 12% годовых
5. Бесплатное SMS-оповещение обо всех операциях
6. Возможность управления счетом через Интернет
7. Скидки в большом количестве магазинов
8. Система бонусов
9. Высокие проценты по остатку на счете
http://www.mk.ru/numbers/2411/article84626.htm