Сбалансированности бюджета;
результативности и эффективности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета)
прозрачности (открытости) (обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, обязательную открытость для общества и СМИ проектов бюджетов)
достоверности бюджета (надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета)
адресности и целевого характера бюджетных средств (бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования)
подведомственности расходов бюджетов (получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся);
единства кассы (зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета).
Консолидированный бюджет -свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Бюджетный процесс
Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением.
Выделяют четыре стадии бюджетного процесса:
1) составление проектов бюджетов – подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;
2) рассмотрение и утверждение проектов бюджетов – принятие нормативно—правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;
3) исполнение бюджетов – получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете;
4) контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов – текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.
1) Проект федерального бюджета составляется и утверждается сроком на 3 года - очередной финансовый год и плановый период.
Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива ПравительстваРоссийской Федерации
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, руководствуясь Бюджетным посланием Президента РФ (в нем определена бюджетно-налоговая полтитика приоритеты, точки роста, куда нужно тратить деньги) (ст.114 Кон-и РФ)
В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета.
Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года.
Проект федерального закона о федеральном бюджете Советом Государственной в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях:
1 чтение: в течение 20 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации: обсуждается концепция бюджета, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, основные направления бюджетной и налоговой политики. ГД заслушивает доклад Правительства Российской Федерации, содоклады Комитета по бюджету и комитета-соисполнителя доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.
2 чтение: в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении: бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, приложение, устанавливающее распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период; программа государственных внутренних, внешних заимствований Российской Федерации. Вносятся поправки субъектами законодательной инициативы.
3 чтение: в течение10 днейсо дня принятия указанного законопроекта во втором чтении. утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода
Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.
Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.
Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Советом Федерации указанный федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.
Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в одном чтении. Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период передается в Совет Федерации.
Если ФЗ не вступает в силу 1 января нового года, то используется не более 1/12 бюджета предыдущего года.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.
Исполнение бюджета
Исполнение бюджета – процесс реализации утвержденного бюджета по доходам и расходам, т е обеспечения своевременного поступления доходов в бюджет и их использования по целевому назначению.
В РФ Казначейская система исполнения бюджета (всегда контролируется Казначейством). Исполнение федерального бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации.Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Сводная бюджетная роспись -документ, который составляется и ведется финансовым органом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
Кассовый план - прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.
Бюджет исполняется на основе единства кассы (все доходы бюджета поступают на единый счет, с которого осуществляется расходование всех средств) Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством.
Расходование бюджетных средств происходит поэтапно с соблюдением 2 процедур:
· Санкционирование (осуществляется Казначейством)
· Финансирование
Если на этапе санкционирования выявляются недостоверные сведения, то Казначейство блокирует счет.
Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря.