Основные концепции сбалансированности бюджета

Сбалансированность бюджета является одним из принципов, на основе которых функционирует бюджетная система. Сбалансированность означает соответствие полномочий на осуществление расходов бюджета объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период.

Различают три возможных состояния бюджетного фонда - дефицитное, профицитное, сбалансированное (равновесное).

Дефицит бюджета образуется в случае превышения расходов бюджета над его доходами. Превышение доходов над расходами означает профицитное состояние бюджета. Слово дефицит переводится с латинского как «не хватает», а слово профицит образовано от латинского слова «profit», что означает успех.

Долгое время финансовая наука считала законом равновесие бюджета, его бездефицитность. Дж. Кейнс впервые публично заявил, что сам по себе бюджетный дефицит не страшен для экономики. В настоящее время финансовое положение страны считается нормальным при дефиците 2-3% от ВВП.

Дефицит бывает структурный и циклический. Структурный закладывается в структуру доходов и расходов при формировании бюджета. Но в процессе исполнения бюджета возникает реальный дефицит, который может отличаться от структурного, сумма превышения реального над структурным составляет циклический дефицит.

Величина, на которую реальный дефицит меньше структурного, называется циклическим излишком.

Четыре основных концепции регулирования бюджетного дефицита:

1. концепция дефицитного финансирования бюджетных расходов;

2. концепция сбалансированности бюджета в ходе экономического цикла;

3. концепция функциональных финансов;

4. концепция равновесного бюджета.

В процессе исполнения общего фонда местного бюджета, возникающие кассовые разрывы можно покрывать за счет краткосрочных займов в финансово-кредитных учреждениях на срок до трех месяцев, но в пределах текущего бюджетного периода.

Согласно концепции дефицитного финансирования бюджетных расходов дефицит рассматривается как положительное явление. Считается, что расходы способствуют росту благосостояния страны, это влияет на увеличение доходов получателей бюджетных средств, стимулирует покупательский спрос.

Концепция сбалансированности бюджета в ходе экономического цикла предполагает, что дефицит, возникающий в период экономического спада, может быть ликвидирован в ходе экономического подъема. Для этого необходимо применять меры жесткой фискальной политики.

Основным положением концепции функциональных финансов выступает главная цель государственных финансов - обеспечение макроэкономического равновесия. Таким образом, главной считается задача стабилизации экономики. При этом не важно, выполняется ли задача сбалансирования бюджета.

Последняя концепция выдвигает как необходимое условие функционирования бюджета его ежегодное сбалансирование.

Существует практика финансирования, т.е. покрытия дефицита бюджета. Покрытие дефицита бюджета может осуществляться двумя основными способами:

государственный займ;

эмиссия новых денег.

В мировой практике для борьбы с бюджетным дефицитом применяются три основных концепции сбалансированности бюджета:

1) на ежегодной основе;

2) на циклической основе;

3) концепция функциональных финансов». Сбалансирования бюджета на ежегодной основе снижает или полностью исключает эффективность фискальной политики государства, поскольку противоречит антициклической и стабилизирующей ее направленностью.

Например, в период спада производства и безработицы доходы населения уменьшаются, то есть уменьшаются и налоговые поступления в бюджет. В этом случае государство должно либо увеличить налоговые поступления путем внедрения новой налоговой политики, или уменьшить расходы, или совместить эти два мероприятия.

В условиях инфляции номинального повышения денежных доходов автоматически увеличиваются и налоговые поступления. Если брать целью ежегодное сбалансирования доходов и расходов бюджета, то следует немедленно увеличивать государственные расходы. Поэтому оперативное государственное регулирование доходов и расходов, которая предусматривает вмешательство государства в сферу налогово-фискальной политики в течение года, приведет нестабильность в экономике страны и бизнесе.

Сбалансирования бюджета в процессе экономического цикла заключается в том, что правительство разрабатывает и внедряет антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет. Экономический цикл может занимать в разных странах от четырех до восьми - десяти лет. Действия правительства, связанные с противостоянием спада, должны направляться на снижение налогов, что приведет к повышению деловой активности, и на увеличение расходов, тем самым сознательно вызывая появление бюджетного дефицита.

В период дальнейшего инфляционного подъема следует увеличить налоговые поступления и уменьшить расходы правительства. Положительное бюджетное сальдо, возникнет на этой основе, может использоваться на покрытие государственного долга, который появился в период спада.

Итак, правительственные фискальные действия должны создать позитивную антициклическую силу, которая поможет сбалансировать бюджет не на ежегодной основе, а за период в несколько лет.

Главная проблема этой концепции заключается в том, что периоды подъема и спаду могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности, тогда задача стабилизации экономики противоречит задачам сбалансирования бюджета при цикла. Например, если процесс упадка экономики будет длительным, а период подъема коротким, это приведет к появлению большого дефицита в период спада, незначительное или вовсе никакое положительное сальдо в период расцвета, таким образом, обусловит возникновение циклического дефицита бюджета.

Сущность концепции «функциональных финансов» заключается в том, что государство должно заботиться не об сбалансированность бюджета, а о макроэкономической стабильности экономики в стране. Сторонники этой концепции утверждают, что в период экономического роста и подъема деловой активности налоговая система автоматически будет стимулировать увеличение налоговых поступлений (недискреционная фискальная политика), что приведет к самоликвидации бюджетного дефицита.

Такой метод финансирования бюджетного дефицита является самым простым в решении проблемы.

Покрытие бюджетного дефицита с помощью долгового финансирования, то есть осуществление государственных заимствований за счет выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций, казначейских векселей и т.д.) на внутреннем и внешнем рынках при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного процесса, приводит к уменьшению чистого экспорта, увеличение рыночной ставки процента и снижение потребительских расходов.

Государственные ценные бумаги «связывают» часть денежных средств населения и финансовых ресурсов предприятий, в частности коммерческих банков, которые в связи с этим выполняют меньше активных операций, то есть сворачивают объемы кредитных и инвестиционных операций. Денежный рынок реагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Этот рост приводит к сокращению частных инвестиций, что связано с возникновением так называемого эффекта вытеснения, в значительной мере ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики. Эффект вытеснения определяется тем, что чем больше дефицит, тем выше объем сбережений, который используется для финансирования государственных расходов и тем меньше величина средств, доступных для финансирования инвестиций.

Следовательно, расширение масштаба использования государственных ценных бумаг для покрытия бюджетного дефицита имеет неоднозначное влияние на экономику. Во-первых, этот процесс приводит изъятия с рынка валовых сбережений физических лиц и доходов юридических и, как следствие, сокращение источников финансирования инвестиций. Проблема привлечения дополнительных инвестиций в Украину с целью дальнейшего экономического роста является актуальной. Во-вторых, усиливается финансовая дестабилизация, поскольку государственные ценные бумаги становятся весомым сегментом денежного рынка, который не оставляет возможностей для направления капитала в менее прибыльные, но крайне необходимые для общества отрасли экономики.

Проблему дефицита государственного бюджета нельзя решить только с помощью долгового финансирования, ведь категории "бюджетный дефицит" и "государственный долг" взаимосвязаны. Государственный долг состоит из суммы выпущенных, но непогашенных государственных заимствований с начисленными процентами за время существования государства. Путем долгового финансирования можно уменьшить величину бюджетного дефицита, но сразу автоматически начинает расти государственный долг.

Как уже отмечалось, ежегодный дефицит покрывается или за счет роста государственного долга, или путем эмиссии денег. Даже бездефицитный бюджет не свидетельствует о «здоровом» состояние экономики, если государство имеет большой долг, поэтому бюджетный дефицит всегда находится в центре внимания, а величина государственного долга ограничивается - по международным стандартам он не должен превышать 60% от объема ВВП. Именно эту величину предельного объема долга утвержден в Бюджетном кодексе Украины.

Еще одним методом финансирования бюджетного дефицита является внедрение взвешенной налоговой политики. Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за пределы финансирования бюджетного дефицита, поскольку она связана с проведением комплексной налоговой реформы, направленной на уменьшение налоговых ставок и расширение базы налогообложения, в соответствии с концепциями экономистов неоклассической школы, главным аргументом которых является то, что большие налоги нарушают возможности накопления сбережений и инвестиций, то есть негативно влияют на экономический рост.

Например, налоговая реформа в США 1981-1986 гг. осуществлялась на основе концепции А. Лаффера, разработанной в 1974г. экономистом из Университета Южной Калифорнии. Согласно этой системе зависимость между величиной налогового давления и объемом налоговых поступлений в бюджет, на основании чего составлены так называемую кривую Лаффера (рис. 10.1).

Основные концепции сбалансированности бюджета - student2.ru

Рисунок 10.1. Кривая А. Лаффера.

В процессе исследований А. Лаффер получил график, который отображается зависимость между уровнем налогообложения и объемом поступлений в бюджет. Расчеты показывают, что повышение налогов до определенного уровня (а именно до 50%) способствует увеличению доходов бюджета до максимального уровня, дальнейшее увеличение ставок налогообложения приводит к падению налоговых поступлений в бюджет, поскольку способствует падению деловой активности в стране: нет смысла работать, если отбирают больше половины заработанного. Итак, налоговое давление в размере большем 50% приводит к тому, что налоговые поступления начинают уменьшаться и стремиться к нулевой отметке.

Например, прибыль в размере 75% дает такой же объем поступлений в бюджет, как и налогообложения в размере 35%. Поэтому нецелесообразно увеличивать налоговое давление на налогоплательщиков, ведь это повлечет только уклонение от налогообложения и тенизации экономики. На Западе налогообложения более 50% называется запрещенной зоной налогообложения.

Одна из главных задач финансовой науки заключается в разработке налоговых концепций, определяющих экономически оптимальный и социально справедливый уровень налогообложения, достаточный для финансирования функций, который не препятствовал стимулам к инвестированию и мотивациям к труду.

Проблему выбора модели финансирования можно рассматривать достаточно широко: какой из способов «налоговые финансы» или «долговые финансы» больше соответствует высшим целям развития общества, обеспечивает оптимальное распределение между государством и частным сектором?

Первым, кто исследовал налоговые и долговые финансы был Д. Рикардо, Он пришел к выводу, что эти две формы финансов одинаково влияют на характер и объем общественного благосостояния («теорема эквивалентности Рикардо»). То есть в отношениях налогоплательщиков с государством налоги и долги воспринимаются частными лицами одинаково, но повышенная оплата налогов с целью погашения государственного долга уже вызывает недовольство. Поэтому Д. Рикардо заключает, что система долгов более опустошительный для национального капитала, чем система налогообложения такого же размера.

По теореме эквивалентности Рикардо и сейчас полемизируют. Главная тема дискуссии - поведение частного сектора, состояние экономики, хозяйственные эффекты фискальной политики государства по смешанного налогово-долгового финансирования бюджетных расходов.

Следует заметить, что ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед другими и не полностью безинфляционным.

Повлиять на бюджетный дефицит в Украине с целью его преодоления можно путем внедрения таких мероприятий:

- увеличение темпов роста ВВП;

- уменьшение расходов на содержание аппарата государственного управления;

- проведение административной реформы;

- структурная перестройка вооруженных сил страны и уменьшения расходов на оборону;

- реформирование системы налогообложения по методологии А. Лаффера с целью снижения налогового давления;

- сокращение зон льготного налогообложения;

- предоставление большей самостоятельности местным бюджетам;

- переход от финансирования экономики к кредитованию и т.п.

ВЫВОД:Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда - дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета.

Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит - положительное сальдо бюджета - представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны. Состояние бюджета определяется тремя основными факторами:

долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;

стадией воспроизводственного цикла, в которой находится экономика в рассматриваемый период;

текущей политикой правительства в области бюджетных расходов и доходов, которая может игнорировать, либо в недостаточной степени учитывать долгосрочные цели социально-экономического развития.

Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Дефицит бюджета - категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.

Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности:

кризисные явления в экономике;

неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия) ;

милитаризация экономики в мирное время;

осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;

чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

Частым явлением в современных условиях для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Эта ситуация может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Постоянный бюджетный дефицит ведет к возникновению государственного долга. В зависимости от источников займа государственный долг может быть внутренним и внешним. Внутренним долгом является задолженность правительства владельцам государственных облигаций. Значительная государственная задолженность негативно влияет на экономику: ведет к усилению поляризации общества, отрицательно сказывается на темпах экономического роста, расходы по обслуживанию госдолга усиливают бюджетный дефицит. Позитивные сдвиги в структуре бюджета достигаются сокращением нерациональных государственных затрат, урегулированием межбюджетных отношений, в результате повышения эффективности налоговой политики.

Контрольные вопросы:

1. Рассмотреть понятие бюджетного дефицита, раскрыть его сущность.

2. Изложить основные концептуальные подходы к проблеме бюджетного дефицита.

3. Объяснить причины возникновения дефицита бюджета.

4. Охарактеризовать виды бюджетного дефицита.

5. Дать определение профицита бюджета.

6. Рассмотреть основные концепции сбалансированности бюджета.

7. Указать источники финансирования дефицита бюджета.

8. Раскрыть сущность теории А. Лаффера.

9. Объяснить, в чем состоит проблема выбора модели финансирования бюджетного дефицита.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10.1

Рейтинг стран по профициту/дефициту бюджета по состоянию на2015 год*

№ п/п Страна Дефицит/профицит бюджета в % к ВВП
Тувалу 30.10
Макао 14.90
Кирибати 11.00
Палау 10.00
Микронезия 7.10
Норвегия 6.60
Сен-Пьер и Микелон 4.60
Катар 4.50
Сент-Китс и Невис 4.20
Острова Кука 3.70
Антигуа и Барбуда 3.00
Сейшельские о-ва 2.20
Лихтенштейн 2.10
Гренландия 1.90
Каймановы о-ва 1.80
Маршалловы о-ва 1.40
Гибралтар 1.30
Гернси 1.20
Германия 0.90
Французская Полинезия 0.80
Остров Мэн 0.50
Гонконг 0.30
Исландия 0.20
Непал 0.20
Швейцария 0.20
Новая Зеландия 0.10
Эстония 0.10
Британские Виргинские о-ва 0.00
Доминики 0.00
Люксембург 0.00
Самоа 0.00
Тонги 0.00
Сомали -0.10
Южная Корея -0.20
Американское Самоа -0.30
Андорра -0.30
Беларусь -0.30
Куба -0.30
Северные Марианские о-ва -0.30
Джерси -0.40
Кюрасао -0.40
Северная Корея -0.40
Сингапур -0.50
Туркменистан -0.50
Бразилия -0.60
Кипр -0.60
Перу -0.60
Таджикистан -0.60
Пуэрто-Рико -0.80
Ямайка -0.80
Гуам -0.90
Словения -1.00
Тайвань -1.00
Латвия -1.10
Монако -1.10
Швеция -1.10
Кыргызстан -1.20
Нигерия -1.40
Узбекистан -1.40
Доминиканская Республика -1.60
Литва -1.60
Бенин -1.70
Турция -1.70
Польша -1.80
Черногория -1.80
Чехия -1.80
ДР Конго -1.90
Канада -1.90
Филиппины -1.90
Израиль -2.00
Казахстан -2.00
Мальта -2.00
Нидерланды -2.00
Австралия -2.10
Австрия -2.10
Соломоновы о-ва -2.10
Фиджи -2.10
Индонезия -2.20
Багамские о-ва -2.30
Босния и Герцеговина -2.30
Гватемала -2.30
Камбоджа -2.30
Колумбия -2.30
Никарагуа -2.30
Румыния -2.30
США -2.40
Таиланд -2.40
Ирландия -2.50
Финляндия -2.50
Буркина-Фасо -2.60
Венгрия -2.60
Китай -2.60
Панама -2.60
Свазиленд -2.60
Сент-Люсия -2.60
Центрально-Африканская Республика -2.60
Азербайджан -2.70
Бельгия -2.70
Бирма -2.70
Монголия -2.70
Белиз -2.80
Болгария -2.80
Габон -2.80
Армения -2.90
Гвинея-Бисау -2.90
Нигер -2.90
ОАЭ -2.90
Россия -2.90
Сан-Марино -2.90
Бангладеш -3.00
Греция -3.00
Европейский союз -3.00
Италия -3.00
Коморские о-ва -3.00
Мавритания -3.10
Малави -3.10
Сальвадор -3.10
Бутан -3.20
Грузия -3.20
Дания -3.20
Мали -3.20
Парагвай -3.20
Уругвай -3.20
Молдова -3.30
Чили -3.30
Эфиопия -3.30
Косово -3.40
Маврикий -3.40
Иран -3.50
Мадагаскар -3.50
Мексика -3.50
Португалия -3.50
Словакия -3.50
Танзания -3.50
Ботсвана -3.60
Малайзия -3.60
Гаити -3.70
Кот-д'Ивуар -3.70
Македония -3.70
Чад -3.70
Гондурас -3.80
Судан -3.80
Тринидад и Тобаго -3.80
Вьетнам -3.90
Бермудские о-ва -4.00
Того -4.00
Франция -4.00
Ангилья -4.10
Гренада -4.10
Индия -4.10
Сербия -4.10
Гайана -4.20
Уганда -4.20
Тунис -4.30
Испания -4.40
Кувейт -4.40
Марокко -4.40
Украина -4.40
Южная Африка -4.40
Великобритания -4.50
Сьерра-Леоне -4.50
Сенегал -4.60
Аргентина -4.70
Лесото -4.70
Руанда -4.70
Албания -4.80
Камерун -4.80
Сент-Винсент и Гренадины -4.80
Эквадор -4.80
Лаос -5.00
Фолклендские о-ва -5.00
Хорватия -5.00
Бурунди -5.10
Боливия -5.20
Сан-Томе и Принсипи -5.20
Вануату -5.40
Барбадос -5.60
Намибия -5.60
Пакистан -5.80
Экваториальная Гвинея -5.90
Иордания -6.00
Коста-Рика -6.10
Ангола -6.30
Замбия -6.30
Кения -6.30
Либерия -6.30
Зимбабве -6.40
Виргинские о-ва -6.50
Япония -6.50
Мозамбик -7.00
Шри-Ланка -7.00
Кабо-Верде -7.10
Гана -7.20
Сирия -7.30
Аруба -7.60
Ливан -7.80
Суринам -7.80
Гвинея -8.30
Папуа-Новая Гвинея -8.30
Йемен -8.60
Республика Конго -9.60
Мальдивы -10.20
Оман -10.80
Алжир -11.20
Джибути -11.80
Фарерские о-ва -11.90
Бруней -12.10
Египет -12.20
Ниуэ -12.60
Гамбия -12.80
Бахрейн -13.30
Эритрея -13.40
Южный Судан -14.10
Ирак -15.40
Западный берег -16.00
Саудовская Аравия -18.80
Афганистан -23.70
Тимор-Лешти -42.50
Ливия -49.30
Венесуэла -109.90

_______________________________________________________________

*Данные приведены на основе оценок ЦРУ США, опубликованных во «Всемирной книге фактов» (The World Factbook), 2015 г.

Наши рекомендации