Субъекты бюджетных правоотношений. Компетенция субъектов бюджетных правоотношений
Участниками бюджетного процесса являются:
Президент Российской Федерации;
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
Законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
Центральный банк Российской Федерации;
органы государственного (муниципального) финансового контроля;
органы управления государственными внебюджетными фондами;
главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
получатели бюджетных средств.
Президент: в Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Министерство финансов Российской Федерации организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство Российской Федерации, разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации основные направления бюджетной и налоговой политики, ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации, осуществляет по решению Правительства Российской Федерации сотрудничество с международными финансовыми организациями. Росфиннадзор (агент валютного регулирования), служба финансового мониторинга – аналитический орган, ФНС.
Федеральное казначейство (служба Минфиа) осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета, осуществляет составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета;
Законодательные (представительные) органырассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов.
Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом.
Центральный банк Российской Федерациисовместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов.
Органы государственного, муниципального финансового контроля осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Получатель бюджетных средствсоставляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Нормы бюджетного права
Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
В зависимости от их назначения нормы бюджетного права делятся на:
• регулятивно-правоустанавливающие;
• охранительные.
Назначение регулятивно-правоустанавливающих норм бюджетного права заключается в том, что в них содержатся правовые предписания, предоставляющие субъектам бюджетных правоотношений определенные права, возлагающие на них обязанности, и предписания, в целом регулирующие отношения в сфере бюджетного администрирования.
Охранительные бюджетно-правовые нормы направлены на обеспечение эффективности функционирования бюджетной системы страны. Например, меры юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
При классификации видов норм бюджетного права в зависимости от их содержания они могут подразделяться, например, на следующие виды:
регулирующие бюджетное устройство РФ;
определяющие порядок осуществления межбюджетных отношений;
регулирующие расходы и доходы бюджета;
регулирующие бюджетный процесс и определяющие основные положения о правовом статусе его участников;
При классификации видов норм бюджетного права по методу воздействия на поведение субъектов (или по форме выражения государственной воли) они делятся на:
запрещающие;
обязывающие;
уполномачивающе-дозволительные;
стимулирующе-поощрительные.
Различают два варианта пределов действия норм во времени:
• перспективное действие (например, закон о бюджете на очередной финансовый год);
• действие с обратной силой (например, акт, устраняющий, смягчающий ответственность за совершение бюджетного правонарушения).
Классификация действия норм в пространстве выделяет:
• акты бюджетного законодательства, принятые федеральными органами власти, действующие на всей территории РФ;
• акты субъектов РФ и
• органов местного самоуправления - распространяют свое действие лишь на территорию соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.
Классификация действия норм бюджетного права по кругу лиц подразумевает, что выраженные в них предписания адресованы определенным субъектам бюджетных правоотношений.
Еще одним из оснований является классификация видов норм бюджетного права по их юридической силе. Различаются нормы
• законодательные
• подзаконные
ГОСУДАРСТВО, БЮДЖЕТ