Понятие, виды бюджетных правоотношений. Отличительные черты бюджетных правоотношений

Бюджетное правоотношение – это вид общественных отношений, в которых посредством специальных методов реализуется установленная или санкционированная гос. волей система финансово-правовых норм в конкретные правоотношения относительно взаимодействия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в бюджетной деятельности Характерные черты бюджетных правоотношений: 1)возникают только на основе НПА – закона(решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период 2)действует в течении 1 года, но носит циклический характер 3)характеризуется наличием специфического объекта, в качестве которого выступает проект закона о бюджете, закон о бюджете и бюджет как плановый акт классификация бюджетных правоотношений: 1)определяющим критериям классификации бюджетных правоотношений является трехзвенная структура бюджетной системы РФ, которая обуславливает деления бюджетных правоотношений на: - относительно федерального бюджета - относительно бюджетов субъекта РФ - относительно бюджетов муниципальных образований 2) исходя из финансово-правового статуса участников правоотношений, выделяют: - вертикальные бюджетные правоотношения - горизонтальные бюджетные правоотношения 3) по основным функциям права бюджетные правоотношения подразделяются: - регулятивные - охранительные 4) по объекту выделяют бюджетные правоотношения – имущ.е – неимущ. 5) по форме проявления бюджетные правоотношения подразделяются: - двусторонние - многосторонние Структура бюджетного правоотношения: 1)субъекты бюджетного правоотношения – непосредственные участники бюджетной деятельности гос. и муниципальных образований. К ним относятся субъекты, принимающие участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, являющиеся участниками бюджетного процесса 2)объекты бюджетного правоотношения – материальные и нематериальные блага, по поводу которых или ради которых субъекты правовых отношений в бюджетной сфере вступают в финансово-правовую связь 3)юридическое содержание правоотношения – совокупность субъективных прав и юридических обязанностей субъектов-участников общественных отношений в бюджетной сфере

95. Субъекты бюджетного права, их права и обязанности.Обладатели юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию бюджетов всех уровней именуются субъектами бюджетного права.В круг субъектов бюджетного права РФ входят: государство и его территориальные подразделения – РФ в целом; субъекты РФ (республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные образования и входящие в их состав поселения; закрытые административно-территориальные образования); органы государственной власти и местного самоуправления – представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления; главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств; банковская система.

Право на соответствующий бюджет – это основное из материальных бюджетных прав. Оно принадлежит соответственно государству, государственному или муниципальному образованию, определяет именно их правосубъектность, а не правосубъектность тех или иных государственных (местных) органов. В этом находит свое проявление конституционное положение о том, что носителем суверенитета в РФ является ее народ. Из права на бюджет вытекает комплекс различных материальных бюджетных прав, принадлежащих названным субъектам (права на получение и включение в бюджет определенных доходов, использование их на экономические, социальные и другие потребности территории). С ними связаны соответствующие обязанности данных субъектов. Определенными процессуальными правами и обязанностями наделены представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. Это, например, полномочия по составлению и утверждению бюджета в определенные сроки при соблюдении установленных форм и т. д. Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками (субъектами) бюджетных правоотношений. На федеральном уровне осуществляется два вида полномочий – полномочия, связанные с тем, что это именно верхний уровень власти, который определяет общие принципы и основы организации и функционирования бюджетной системы РФ на всех ее уровнях, с одной стороны, и полномочия, относящиеся непосредственно и исключительно к этому уровню власти, – с другой. При этом при определении полномочий как первой, так и второй группы учитываются особенности финансовой и бюджетной деятельности государства и те общие требования, которые к ней предъявляются. Характер компетенции органов государственной власти субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений определяется прежде всего федеративным устройством РФ. При этом учитываются уже отмечавшиеся особенности финансовой деятельности, требующие обеспечения в этой области более высокой степени централизации. Полномочия субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений также состоят из двух групп. Первую составляют полномочия, касающиеся всей бюджетной системы субъекта РФ, которая включает в себя собственно бюджет этого субъекта и местные бюджеты, а вторую – полномочия, относящиеся только к бюджету субъекта РФ, как таковому.Органы местного самоуправления также две группы полномочий. Эти органы, с одной стороны, формируют, утверждают и исполняют соответствующий местный бюджет, а с другой – издают нормативные правовые акты, которыми регламентируются все вопросы, касающиеся формирования и исполнения всей совокупности местных бюджетов на территории, где действует система местного самоуправления.

98. Бюджетная компетенцияРФ, субъектовРФ, муниципальных образований. Бюджетная компетенция РФ. Бюджетная компетенция РФ представляет собой совокупность ее бюджетных прав, обусловленных суверенитетом РФ, федеративным устройством РФ, самостоятельностью местного самоуправления. Бюджетные права РФ представлены несколькими группами бюджетных прав. Первую группу составляют права в отношении бюджетных отношений, осуществляемых на всей территории РФ. Вторую группу бюджетных прав составляют бюджетные права по отношению к собственному федеральному бюджету. Третью группу составляют бюджетные права по отношению к бюджетам субъектов федерации. Четвертую – бюджетные права по отношению к бюджетам муниципальных образований. Бюджетные права РФ представлены следующей совокупностью бюджетных прав: Право на законодательное регулирование бюджетных отношений, складывающихся в стране в целом, исходя из федерального устройства и наличия местного самоуправления. Единое правовое регулирование обеспечивается БК РФ, нормативными актами, издаваемыми правительством РФ и Минфином России, определяющими единую методологию осуществления бюджетного процесса, единую бюджетную отчетность, единые меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства, а также указами Президента, посланиями президента и бюджетными посланиями Президента, определяющими основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу. Право на самостоятельное формирование федерального бюджета. Закреплено ст. 71 КРФ и детально законодательно урегулировано БК РФ. Право на установление налогов и сборов, зачисляемых в бюджетную систему РФ. При этом установление общих принципов налогообложения и обложения сборами является совместной компетенцией РФ и ее субъектов.Право на распределение доходов федерального бюджета между доходами бюджетов субъектов федерации и доходами бюджетов муниципальных образований.Право на определение компетенции субъекта федерации, муниципальных образований в области установления и введения на их территории соответственно региональных и местных налогов, закрепляемых ст. 14, 15 ч.1 НК РФ. Право на определение основных направлений расходования средств бюджетной системы в целом посредством установления расходных и бюджетных обязательств. Особенности бюджетной компетенции субъектов федерации. КРФ определяет равенство субъектов РФ в бюджетных правоотношениях. Правовой основой бюджетной деятельности субъектов федераций явл.:- КРФ- бюджетный кодекс ФЗ об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ законы РФ о региональных бюджетах ФКЗ, внесшие изменения в КРФ определили изменение состава субъекта федерации через объединение отдельных субъектов, что было связано в оптимизацией бюджетных обязательств РФ, появились в частности Красноярский край, пермский край. Бюджетные полномочия субъекта федерации подразделяются на 3 большие группы: бюджетные полномочия по отношению касающиеся федерального бюджета полномочия, касающиеся бюджета субъекта РФ полномочия, касающиеся местных бюджетом В целом бюджетно-правовой статус характеризуется след полномочиями: 1. самостоятельное регулирование бюджетного устройства, бюджетного процесса на своей территории, через принятие соответствующих законов РФ в соответствии с БК. 2. полномочия на определение бюджетных прав МО входящих в состав субъекта федерации. 3. право на самостоятельный региональный бюджет. 4. право на получение в региональный бюджет средств из федерального бюджета при передаче субъекту отдельных государственных функций федерального характера. 5. право на зачисление в региональный бюджет закрепленных за бюджетом доходов. 6. право на установление и введение на территории субъекта региональных налогов установленных ст. 14 ч.1 НК РФ. 7. право на распределение между собственным региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований входящими в состав субъекта федерации получаемых доходов. 8. право на формирование в рамках бюджета различных резервных фондов в т.ч. фондов финансовой поддержки муниципальных образований. 9. право на образование внебюджетных целевых региональных фондов 10. право на осуществление контроля за расходами средств бюджета субъекта федерации.11. право на самостоятельное использовании доходов полученных сверх нормативов закрепляемых законами субъектов федераций о региональных бюджетах.

Бюджетная компетенция (бюджетные права) муниципальных образований.В соответствии со ст. 9 БК РФ, к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся: 1) установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; 2) составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

3) установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; 4) определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; 5) осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами; 6) установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к местному бюджету; 7) в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными фед. законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений; 8) иные бюджетные полномочия, отнесенные БК РФ к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления. Это общее правило, относящееся ко всем уровням МО.В целом бюджетно-правовой статус МО характеризуют следующие права ли полномочия: - право на самостоятельное формирование и исполнение местного бюджета - право на компенсацию из федерального бюджета и бюджета субъекта федерации расходов понесенных им вследствие передачи им отдельных гос. функций- право на сбалансированность местного бюджета- право на самостоятельное регулирование межбюджетных отношений на территории МО в случае вхождения в его состав иных муниципальных образований- право на получение закрепленных доходов- право на установление и введение на территорию местных налогов, определяемых ст. 15 ч.1 НК РФ. - право на самостоятельное расходование доходов полученных сверх нормативов закрепленных решением о местном бюджете и полученных в ходе исполнения местного бюджета. - право на формирование в рамках местного бюджета резервных и иных бюджетных фондов- право на осуществление контроля за расходованием средств местного бюджета выделяемых муниципальным образованием нижестоящего уровня. Среди МО особое правовое регулирование осуществляется в отношении закрытых административно территориальных образований и наукоградов. Отношения ЗАТО в сфере бюджетов строятся на том, что данная территория находится в непосредственном ведении федеральных органов исполнительной власти и в бюджетные отношения данные образования вступают непосредственно с федеральными органами власти поскольку денежные средства идут из федерального бюджета. В рамках трансфертов, объемы которых утверждаются ФЗ о региональных бюджетах. Наукограды имеют статус городского округа с высоким научно техническим потенциалом обладающие градообразующим научно-производственным комплексом присвоение такого статуса осуществляется правительством РФ, финансирование идет из средств федерального бюджета в рамках выделяемых трансфертов и субвенций

96. Понятие и формы государственного (муниципального) кредита. Значение государственного (муниципального) кредита. Принципы государственного (муниципального) кредита. На внутреннем и международном финансовых рынках гос. выступает не только заемщиком (должником) или гарантом, но и кредитором. Отношения, в которых государство выступает кредито­ром, принято называть отношениями в сфере гос. кре­дита. Гос. кредит наряду с гос. долгом явля­ется достаточно важным финансовым инструментом регулирования национальных и международных экономических отношений.Бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах. Гос. кредит как правовая категория - урегулированные нормами права обществен­ные отношения в сфере предоставления РФ денежных средств или товаров на условиях срочности, платности и возвратности иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям (международный государственный кредит) и юридическим лицам, зарегистрированным на территории РФ (национальный гос. кредит). Бюджетный кодекс выделяет: кредиты кредитных организаций; бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ; кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц. Значение гос. (муниципального) кредита.На внутреннем рынке - служит для целей стимулирования экономических отношений путем перераспределения денежных средств в пользу развивающих­ся отраслей экономики, требующих дополнительного финансиро­вания. На международной арене - предназна­чен для достижения международно-политических и международно-экономических целей. Предоставление государственных кредитов является исключи­тельной компетенцией РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не имеют права пре­доставлять государственные кредиты. Формы гос. (муниципального) кредита: В рамках действующего бюджетного законодательства выделяют две формы гос. кредита: государственный финансовый кредит; государственный экспортный кредит. Гос. финансовый кредит — это форма бюджетно­го кредита, при которой РФ предоставляет де­нежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правитель­ством РФ и правительством иностранного государства. Гос. экспортный кредит представля­ет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджет­ных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируе­мых в пользу иностранного заемщика — импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком — аген­том Правительства РФ — и иностранным заемщиком — импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государст­венной гарантии иностранного государства по возврату этого креди­та, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу РФ. Результатом осуществления государственного финансового и экспортного кредитования является возникновение у РФ соответствующих внешних долговых требований. Внешние долговые требования РФ форми­руют долг иностранных государств и иностранных юридических лиц перед РФ. Долговые обязательства иностранных государств перед Россий­ской Федерацией как кредитором формируют долг иностранных го­сударств перед РФ. В БК РФ предусмотрен ряд методов управления государственным кредитом. Среди них следует выделить:реструктуризацию; списание; уступку задолженности иностранных государств перед РФ. Под реструктуризацией долга иностранных государств и (или) иностранного юридического лица перед РФ понимается пересмотр условий погашения указан­ного долга. Реструктуризация долга иностранных государств и (или) иностранного юридического лица перед РФ может быть осуществлена с частичным списанием (сокраще­нием) суммы основного долга и начисленных процентов. Отметим, что списание долга государства является широко распространенной финансово-кредитной операцией по управлению гос. кредитом. В основном она применяется в отношении так называе­мых плохих долгов, которые с большой степенью вероятности ни­когда не будут возвращены должником. Договоры о реструктуризации задолженности или списании за­долженности иностранных государств перед РФ подлежат ратификации Госдумой, за исключени­ем случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия РФ в международных финансовых ор­ганизациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов. Бюджетным законодательством преду­смотрена уступка прав требований по долговым обязательствам ино­странных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ. Подобная уступка может быть осуществле­на Правительством РФ в соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требо­ваний, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Целью уступки прав требования является необходимость полу­чения государством-кредитором денежных средств до наступления срока погашения государственного кредита.

97. Право государственных и муниципальных внешних и внутренних заимствований. Полномочия Правительства РФ при осуществлении государственных заимствованийРФ. Под государственными внутренними заимствованиями РФ или субъекта РФ, понимаются займы, привлекаемые от юридических и физических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ или её субъекта как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ. Муниципальные заимствования— займы, привлекаемые отфизических и юридических лиц в валюте России, по которым соответственно возникают долговые обязательства органа местного самоуправления как заемщика или гаранта. Эмиссия государственных и муниципальных заимствований в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (ст. 7) допускается только в случае принятия РФ или ее субъектом закона (органом местного самоуправления — решения) о бюджете соответствующего уровня, где в обязательном порядке утверждаются: а) предельный размер соответствующего государственного (муниципального) долга; б) предельный объем заемных средств, направляемых в течение текущего финансового года на финансирование бюджетного дефицита или программ развития субъекта РФ или муниципального образования. При этом предельный объем заемных средств для субъекта РФ не должен превышать 30% объема его собственных доходов на текущий год, без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в том же году. Для муниципальных образований соответствующий объем заемных средств не может превышать 15% объема его доходов. Со дня вступления в силу Бюджетного кодекса РФ положение о необходимости ежегодно утверждать вышеуказанные «предельные» цифры утратит свою силу. Будут действовать нормы Бюджетного кодекса РФ, устанавливающие предельное значение объема долга, предельный объем средств, направляемых на финансирование бюджета соответствующего уровня на текущий финансовый год, и предельные расходы на обслуживание государственного или муниципального долга (ст. 106, 107, 111, 112). При эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг исполнительные органы власти соответствующего уровня утверждают Генеральные условия эмиссии (далее — Генеральные условия), являющиеся нормативно-правовым актом, в котором закрепляется: вид ценных бумаг; форма выпуска; указание на срочность данного вида ценных бумаг; валюта обязательств; особенности исполнения обязательства, предусматривающие право на получение вместо денежных средств имущественного эквивалента; наличие ограничений их оборотоспособности и круга лиц, среди которых данные бумаги распространяются. На основе этих Генеральных условий эмитент (на федеральном уровне, как правило, Минфин России) принимает нормативно-правовой акт, содержащий более подробныеусловия эмиссии и обращения государственных (муниципальных) ценных бумаг (далее —условия эмиссии). В частности, в них должны содержаться такие атрибуты, как: указание на вид ценных бумаг, сроки выпуска займа, его доходность, порядок выплаты и формы дохода, номинальная стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска государственных и муниципальных бумаг, льготы и другие существенные условия эмиссии. Этот правовой акт подлежит обязательной государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством РФ на составление или исполнение федерального бюджета. Об итогах эмиссии эмитенты соответствующего уровня обязаны принять нормативный акт, содержащий отчет. В соответствии с Генеральными условиями и условиями эмиссии эмитент принимает решениеоб эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных бумаг (далее —решение о выпуске). Решение о выпуске должно включать в обязательном порядке следующие условия: наименование эмитента; дату начала размещения и дату, или период размещения; форму выпуска и указание на вид ценных бумаг; номинальную стоимость одной ценной бумаги; количество бумаг данного выпуска; дату их погашения; наименование органа, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг (регистратора); наличие ограничений и иных условий, имеющих значение для их размещения и обращения. Все эти условия должны быть не позднее чем за два рабочих дня до начала их размещения опубликованы эмитентом либо в средствах массовой информации, либо иным способом. Гос. обладает достаточной полнотой прав по управлению государственным и муниципальным внутренним долгом, формирующимся в результате заемных операций. Управление гос. долгом РФ на основании Закона РФ «О государственном внутреннем долге РФ» возложено на Правительство РФ. Это же положение нашло отражение и в Бюджетном кодексе РФ. Статья 101 Бюджетного кодекса так и называется — «Управление государственным и муниципальным долгом». Кроме того, учитывая, что конкретные мероприятия по управлению внутренним долгом РФ осуществляет Минфин РФ, Бюджетный Кодекс РФ (ст. 165) закрепляет за ним полномочие на осуществление «в порядке, установленном Правительством РФ, управления государственным долгом РФ», отнеся его к «полномочиям в бюджетном процессе». Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, а муниципальным долгом — уполномоченным органом местного самоуправления. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 марта 1997 г. в Министерстве финансов РФ создаётся единая система управления государственным долгом РФ для обеспечения снижения стоимости обслуживания государственных заимствований. Управление гос. (муниципальным) долгом представляет собой совокупность финансовых мероприятий государства и органов местного самоуправления по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. Среди мероприятий по управлению государственным и муниципальным долгом наиболее распространенными в мировой практике являются: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация и некоторые другие.

Право государственных и муниципальных внешних и внутренних заимствований. Полномочия Правительства Российской Федерации при осуществлении государственных заимствований Российской Федерацией.

Государственные внешние заимствования РФ
используются для покрытия дефицита федерального бюджета и для погашения государственных долговых обязательств РФ.
Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований РФ на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ.
Министерство финансов РФ ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ.

Правительство Российской Федерации вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних заимствований, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.

101. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации. Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации представляет собой перечень всех внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства.

В программе государственных внешних заимствований Российской Федерации должны быть отдельно предусмотрены все займы, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам долларов США, на весь срок займа. Данные займы подлежат реализации только при условии их утверждения в составе программы государственных внешних заимствований Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете.

Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации,

субъектов Российской Федерации, муниципальных образований представляет собой

перечень внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Российской

Федерации, муниципальных образований на очередной финансовый год по видам

заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита

бюджета и погашение государственных, муниципальных долговых обязательств.

В программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации,

субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в обязательном порядке

включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие

соглашения не утратили силу в установленном порядке.

102. Государственный и муниципальный долг: понятие, формы, класси­фикация (по уровню, по срокам предоставления). Предельные объемы государственного и муниципального долга.

Государственный и муниципальный долг - долговые обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по предоставленным государственным и муниципальным гарантиям.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существо­вать в форме:

-кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

-государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Россий­ской Федерации;

-договоров о предоставлении государственных гарантий Россий­ской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

- переоформления долговых обязательств третьих лиц в государ­ственный долг Российской Федерации на основе принятых феде­ральных законов;

- соглашений и договоров, в том числе международных, заключен­ных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктури­зации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Государственный долг можно классифицировать по различным критериям:

- По валютному критерию он делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга: совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам.
- Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.
- По срокам государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
- По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ.

Законом субъекта Российской Федерации о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга с указанием в том числе предельного объема обязательств по государственным или муниципальным гарантиям. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Управление и обслуживание государственного и муниципального долга. Реструктуризация долга. Правомочия Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и Министерства финансов Российской Федерации при управлении и обслуживании государственного долга Российской Федерации.

Под управлением государственным (муниципальным) долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства (органов местного самоуправления) по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств.

При финансовом кризисе возникает необходимость в реструктуризации долга.

Реструктуризация долга - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятие на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий их обслуживания и погашения.

Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. При этом сумма погашения основного долга за счет его реструктуризации не включается в объем обслуживания долгового обязательства в текущем году.

Полномочия правительства РФ - непосредственное управление государственным долгом, предоставление в Государственную Думу проекта федерального бюджета и отчета об его исполнении, заключений на законопроекты о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства. Исключительно на заседаниях Правительства РФ устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг, а так- же утверждаются Генеральные условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг.
К функциям Минфина России отнесено составление и исполнение федерального бюджета, возложены основные полномочия по управлению государственным долгом Российской Федерации. Среди них выделяют разработку состава и структуры государственного долга, подготовку проектов программ внешних и внутренних заимствований, предложение мер по совершенствованию структуры государственного долга и оптимизации расходов по его обслуживанию, ведение учета государственного долга.
Банк России проводит денежно-кредитную политику государства. Установление обязательных нормативов, резервов, ставок кредитования, размера золотовалютных резервов, валютные интервенции, операции на рынке государственных ценных бумаг позволяют Банку России оказывать воздействие на стоимость, состояние и рынок внутренних государственных заимствований, способность государства обслуживать и погашать государственный долг.
Немаловажной функцией Банка России в сфере государственного долга является осуществление операций по обслуживанию внутреннего государственного долга России на безвозмездной основе.

Наши рекомендации