Норматив бюджетной обеспеченности. Межбюджетные трансферты

Для определения финансовой обеспеченности и объемов межбюджетных трансфертов используют финансовый норматив бюджетной обеспеченности, который определяется путем деления общего объема финансовых ресурсов, которые направляются на реализацию бюджетных программ, на количество жителей или потребителей социальных услуг.

Общий объем финансовых ресурсов местных бюджетов, которые направляется на реализацию бюджетных программ, распределяется между видами расходов в соответствии с приоритетами, определенными политикой государства.

При расчете финансового норматива бюджетной обеспеченности может учитываться объем нераспределенных расходов, в которые входят расходы на осуществление полномочий, на выполнение которых норматив не устанавливается.

Межбюджетные трансферты — средства, которые безвозмездно и бесповоротно передаются с одного бюджета до другого. Межбюджетные трансферты применяют, когда исчерпаны возможности сбалансирования доходов и расходов местных бюджетов и при этом не обеспечивается покрытие расходов, необходимых для осуществления органами местного самоуправления полномочий, обеспечения населения услугами не ниже уровня минимальных социальных потребностей. Государством осуществляется сбалансирование местных бюджетов путем передачи необходимых средств в соответствующие бюджеты.

Бюджетным кодексом Украины предусмотрены такие виды межбюджетных трансфертов:

- дотации выравнивания;

- субвенции;

- средства, которые передаются в Государственный бюджет Украины и местных бюджетов из других местных бюджетов;

- другие дотации.

Из Государственного бюджета Украины могут передаваться местным бюджетам такие межбюджетные трансферты:

- дотация выравнивания бюджету Автономной Республики Крым, областным бюджетам, бюджетам городов Киева и Севастополя, районным бюджетам и бюджетам городов областного значения;

- субвенция на осуществление программ социальной защиты;

- субвенция на компенсацию потерь доходов бюджетов местного самоуправления на выполнение собственных полномочий в результате предоставления льгот, установленных государством;

- субвенция на выполнение инвестиционных проектов;

- другие субвенции.

При определении объема межбюджетных трансфертов пользуются такими показателями:

1) количество жителей и количество потребителей социальных услуг;

2) финансовые нормативы бюджетной обеспеченности и корректирующие коэффициенты к ним;

3) индекс относительной налогоспособности соответствующего города; 4) прогнозный показатель корзины доходов бюджетов местного самоуправления для бюджетов городов Киева и Севастополя, городов областного значения, прогноз доходов районных бюджетов;

5) коэффициент выравнивания.

В Государственном бюджете Украины утверждается объем дотации выравнивания и субвенций отдельно для бюджета Автономной Республики Крым, каждого из областных бюджетов, бюджетов городов Киева и Севастополя, городов областного значения и районных бюджетов, а также средств, которые передаются в Государственный бюджет Украины из местных бюджетов, если есть основания для предоставления и получения соответствующих межбюджетных трансфертов.

Предусмотрена также передача средств для осуществления расходов на выполнение собственных полномочий межместными бюджетами. Да, городские советы городов областного значения и районные советов могут передавть средства на осуществление расходов, связанных с выполнением любых собственных полномочий областному совету с передачей соответствующих средств в областной бюджет в виде межбюджетного трансферта. Аналогично в виде межбюджетного трансферта сельские, поселковые и городские (городов районного значения) советы могут передавать средства для осуществления расходов, связанных с выполнением своих собственных полномочий районному совету или совету другого территориального общества с передачей средств в соответствующий бюджет.

Наши рекомендации