Основы ценовой политики предприятия и главные направления менеджмента цен
УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Системообразующие цены, формы и методы регулирования цен предприятий
Управление ценами — процесс, предполагающий принятие особой разновидности денежно-финансовых решений.
Управление ценами осуществляется финансовыми службами в действующей системе цен и тарифов. Эта система в значительной мере определяет полные издержки на производство и реализацию товара и важнейшие финансовые показатели деловой активности.
Цены и тарифы далеко не всегда формируются и пересматривается самим предприятием.
Логика системного управления ценой - «от системы цен в государстве к системе и конъюнктуре цен рынка в своем сегменте и далее — к внутренним корректировкам системы цен, зависимым непосредственно либо частично от деятельности предприятия». Такова как важнейшего инструмента и объекта управления финансами предприятия.
Цена — денежное выражение стоимости товара.
Цена — денежная оболочка отношений мены, стоимость — их содержание.
Задача управления ценами на уровне государства и предприятия — максимизация финансового результата. Ценовыми методами это достигается на основе формирования и поддержания цен рыночного уровня и рациональных соотношений цен на потребляемую и производимую продукцию (работы, услуги).
Принципы построения системы цен находят выражение в таких понятиях, как оптовые цены предприятия и оптово-сбытового звена, а также розничные цены. Эти три основных вида цен представляют собой системообразующие или базовые цены.
Государственная политика регулирования цен имеет непреходящий объект в системе цен в экономике — регулируемые государством цены предприятий. Практически она реализуется в следующих прямых и косвенных формах:
■ государственное лимитирование уровня цен;
■ государственное финансовое регулирование уровня цен;
государственное монопольное установление цен;
■ государственное косвенное регулирование цен в результате государственной таможенной политики установления порядка исчисления, валюты оплаты и размеров экспортно-импортных пошлин по группам, видам и отдельным наименованиям вывозимой и ввозимой продукции.
Финансовая политика государства в области регулирования цен предприятий связана с применением двух основных методов финансового регулирования: изъятия и предоставления финансовых ресурсов хозяйствующим субъектам. Практически эти два метода реализуются в ценовой системе государства через разнообразные налоговые и неналоговые формы. Первый метод воздействует на уровень цен через увеличение или уменьшение налоговых составляющих в ценах на тот или иной вид товара.
Особенностью второго метода государственного финансового регулирования цен является предоставление финансовых ресурсов хозяйствующим субъектам. Типичная форма такого предоставления — бюджетное финансирование, имеющее целевой характер.
Основы ценовой политики предприятия и главные направления менеджмента цен
Производитель продукции формирует цену ее реализации под влиянием соотношения спроса и предложения на каждый вид товара в данном сегменте рынка. При проведении ценовой политики предприятие учитывает существующую в рыночной экономике обратную связь между ценой реализации товара и величиной спроса на него.
Способность конкурирующих сил предложения и спроса устанавливать цену на таком уровне представляет уравновешивающую функцию цен.
Спрос и предложение характеризуются эластичностью — степенью чувствительности потребителей к изменениям цены продаваемого им товара.
Одним из важнейших элементов ценовой политики предприятия выступает определение базовой цены реализации товара.
Базовая цена определяется предприятием исходя из денежного выражения индивидуальных текущих издержек на производство и реализацию продукции плюс норма прибыли или рентабельность производства продукции.
При управлении ценами финансовый менеджер предприятия вынужден учитывать такой фактор динамики отпускных (розничных) цен, как убывание по мере роста спроса и сбыта общественной (потребительской) полезности продаваемых товаров.
Предельная полезность товара представляет собой трансформированный через динамику спроса и объемов продаж товара ценовой сигнал потребителей на изменение цены продажи.
Ценовой метод регулирования финансовых процессов выступает эффективным инструментом проведения краткосрочной финансовой политики предприятия.
Можно выделить несколько крупных аспектов содержания процесса управления ценами на предприятии:
- формирование цены на новое или вновь освоенное изделие;
- изменение цены производимого изделия под влиянием конъюнктуры рынка;
- целенаправленное изменение структуры производства продукции, в результате чего может обеспечиваться рост средней цены номенклатуры выпуска, массы прибыли и уровня рентабельности продаж;
- фиксирование пониженной или удержание повышенной цены.
Оптимизация принятия решения о фактическом размере оплачиваемой цены за товары в зависимости от срока оплаты договора может быть достигнута на основе расчета цены отказа от скидки (Цос) по формуле
где Ск — размер скидки с отпускной договорной (контрактной) цены, %',
Поп — период отсрочки платежа по договору, дней;
ПЛП — период льготного платежа со скидкой, дней.
Оперативное управление ценами на предприятии чаще всего связано с принятием решений о целесообразности изменения уровня цен. Исключением являются случаи, когда предприятия осваивают новую продукцию, стремятся удержать сложившийся уровень цен на отдельные изделия.
Управление ценой — это прежде всего управление производственной себестоимостью выпуска отдельных видов продукции.
Целенаправленное или вынужденное изменение цены изделия происходит под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Если первые связаны с производственно-финансовой деятельностью, то вторые — с общей динамикой цен на изделия под влиянием изменений спроса и предложения товара на рынке.
К внешним факторам следует отнести также цены на топливо, тарифы на перевозки, электроэнергию, газ, коммунальные услуги, валютный курс рубля.
По способу внесения изменений в цену различаются планово-прогнозное изменение цен и внеплановое фактически сложившееся.
Внеплановые коррективы в цены вносятся под влиянием конъюнктуры рынка и реже — по другим причинам целевого характера.
Планово-прогнозное изменение цен на продукцию предприятия может осуществляться на базе снижения норм расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов, экономии затрат живого труда за счет роста его производительности, экономии на условно-постоянных расходах и амортизационных отчислениях, приходящихся на единицу продукций.
Практическим проявлением ценовой стратегии выступает существование на рынке такой разновидности цен, как долговременная цена, которая подвержена небольшим изменениям в течение длительного периода времени.